Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

Обама потерял экономическую инициативу

Missing

Обама потерял экономическую инициативу

Директор Института Земли при Колумбийском университете Джеффри Сакс. Фото: AFP

Директор Института Земли при Колумбийском университете Джеффри Сакс. Фото: AFP

На прошлой неделе было объявлено, что показатель безработицы в США — впервые с 1983 года — перешел в область двузначных чисел, тогда же ФРС решила оставить процентные ставки на уровне, близком к нулю. И та, и другая новость обнаруживают несостоятельность американской экономической политики. Стимулирующие меры, принимаемые администрацией Обамы, не являются четко выстроенными. Альтернативы республиканцев еще более неудачные. Обе стороны упускают существенный факт: американской экономике необходимы структурные изменения, что требует нового экономического инструментария.

Потребительский и инвестиционный спрос слишком мал для обеспечения полной занятости, а потребительские сектора, например, жилищный, уже не создают достаточного объема расходов в сегменте домохозяйств и предприятий. Потенциальные инвесторы, интересующиеся более перспективными областями, такими как низкоуглеродная энергетика (с низким уровнем выбросов CO2), загнаны в угол из-за отсутствия четкого курса в этой сфере. Ни кейнсианский подход, выбранный администрацией Обамы, ни сокращение налогов, за которое выступают республиканцы, не решает проблему в ее структурной первопричине.

Следуя кейнсианскому подходу, администрация Обамы сконцентрировалась на восстановлении потребительских расходов. Она пытается достигать этого за счет почти нулевых процентных ставок в сочетании с массированным финансированием ипотек и различными программами стимулирования потребления, такими как льготы при покупке жилья и премии за утилизацию старого автомобиля и приобретение нового.

Последствия пузырей и снижения налогов

На фоне предшествовавшего роста пузыря поощрялись чрезмерные заимствования. Воссоздавать новый пузырь — все равно, что предлагать еще один напиток за счет государства, чтобы справиться с массовым похмельем. При дефиците бюджета на уровне более 10% ВВП госрасходы должны быть намного более последовательными, нежели просто временные стимулы для поддержания потребительских расходов.

Альтернатива республиканцев столь же бесполезна. На любую проблему у республиканцев один ответ: сократить налоги. Простая арифметика показывает близорукость такого предложения. В виде налоговых поступлений федеральное правительство получает около 17% ВВП. Это примерно равно сумме расходов на социальное обеспечение, оборону, программы медстрахования и медпомощи (Medicare, Medicaid), выплаты ветеранам, выполнение процентных обязательств по обслуживанию долга.

Все остальное — автомагистрали, железные дороги, экоэнергетика, наука и технологии, дипломатия, международная борьба с заболеваниями, космические, образовательные программы, транспорт, судебная система, борьба с бедностью, внутренняя безопасность, охрана окружающей среды — обеспечивается за счет долга. Во всех этих важнейших сферах проявляется дефицит финансирования, что отрицательно сказывается на производительности, национальной безопасности и частных инвестициях.

Три составляющие правильного решения

Решение в долгосрочной перспективе имеет три составляющие. Первая — содействие росту экспорта, отчасти за счет снижения курса доллара и отчасти — посредством расширенной господдержки экспортного финансирования, например, предоставляемого странам с низким уровнем доходов и ограниченными кредитными ресурсами, желающим приобретать американские технологии. Снижение стоимости доллара уже происходит, но другие меры по поддержке экспорта еще не применяются.

Вторая составляющая — массированное увеличение расходов на образование и повышение квалификации. Уровень безработицы среди выпускников высших учебных заведений составляет всего 4,7%, тогда как для тех, кто закончил школу, эта цифра достигает 15,5%. В США недостаточно средств выделяется на финансирование образования для малообеспеченных, которые выпускаются из школы и затем не могут найти достойную работу.

Значительное расширение программ в сфере образования и повышения квалификации позволило бы решать существующую сегодня проблему безработицы в трех направлениях: за счет сокращения числа ищущих работу среди молодежи, повышения уровня квалификации в перспективе, а также — увеличения совокупных расходов в экономике благодаря росту образовательных расходов.

Третья составляющая — создать условия для инвестиционной активности в сферах с высокой социальной отдачей, которые сегодня блокируются ввиду отсутствия четкой политики в этих направлениях. Развитие низкоуглеродной экономики позволит создать рабочие места в краткосрочном периоде, сформировать более производительную экономику в среднесрочном и обеспечить технологическое лидерство США в долгосрочной перспективе.

То же относится и к перестройке устаревающей американской инфраструктуры в тот период, когда передовые технологии могут кардинально повысить эффективность использования ресурсов, безопасность внешней среды и устойчивость экосистем.

Инфраструктурные программы остались только в разговорах

Во время предвыборной кампании Обамы речь шла о «зеленом» экономическом подъеме, при котором рабочие места будут создаваться за счет существенного расширения отрасли низкоуглеродной энергетики. Говорилось о гибридных автомобилях, междугородных скоростных железных дорогах, новых станциях водоснабжения и системах водостоков на смену устаревающей инфраструктуре. Говорилось и о новом инфраструктурном банке для проведения сложных многонациональных проектов, на которых будет занято огромное число работников и которые будут способствовать развитию современной экономики.

Малые шаги в этом направлении предусмотрены в законах об экономическом стимулировании, готовящихся нормативах о климате и прочее. Но администрация не поработала над тем, чтобы воплотить эти сложные инициативы в жизнь. Междугородная железная дорога не появится сама по себе. Для создания линий электропередач постоянного напряжения необходима новая федеральная и региональная стратегия в сфере распределительных сетей. Для начала нового этапа развития атомной энергетики нужно лидерское участие президента. Для улавливания и хранения продуктов сгорания потребуется сотрудничество науки и промышленности с поддержкой на ранних этапах за счет государственных технологических фондов.

Президент потерял экономическую инициативу под давлением утомительной борьбы между двумя устаревшими идеологиями — кейнсианством и идеей сокращения налогов (для стимулирования со стороны предложения), а также в результате излишнего поклонения Конгрессу.

Президент периодически говорит в этом духе, но пока не представил конкретный план. Пора действовать, господин президент, или мы будем тратить время, расхлебывая очередной потребительский спад и закупая технологии в Китае.

Разделы:

Дата: 11 ноября 2009, среда 13:12

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика обработки персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»