Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

Тяжелые грузовики в свободном падении

Missing

Тяжелые грузовики в свободном падении

Продажа и лизинг тяжелых грузовиков. Фото: PhotoXPress

Продажа и лизинг тяжелых грузовиков. Фото: PhotoXPress

Падение продаж тяжелых грузовиков в России за I квартал 2009 года составило до 90%. На фоне снижения объема перевозок и ухудшения кредитных условий потребители отказываются от их закупок. Ту технику, что уже взята в лизинг — сдают обратно.

«Уровень контрактования продолжает снижаться. Каждый месяц мы думаем, что вот сейчас хуже всего, но в следующем месяце видим еще более плачевную ситуацию, — рассказал BFM.ru управляющий директор «Форд — тяжелые грузовики» в России Сергей Богданов. — Пока ситуация в сегменте легких грузовиков и коммерческого транспорта в менее плачевном состоянии, чем рынок тяжелых грузовиков. В нашем сегменте по Западной Европе снижение достигло 40%, в Восточной Европе — 75%, в России — 90%. Можно сказать, что рынок еще находится в свободном падении».

«Продажи новых тяжелых автомобилей существенно снизились, рынок упал по нашим оценкам на 70-75%, объем рынка в первом квартале 2009 года практически вернулся к уровню 2005 года, — сообщил BFM.ru коммерческий директор ООО «Скания-Русь» (генеральный импортер и дистрибьютор техники Scania на территории России) Андрей Чурсин. — Особенность текущего состояния рынка грузовой техники — это наличие складских запасов машин, которые только по западным производителям оцениваются в 9-10 тысяч. Как правило, в секторе грузового автотранспорта четвертый квартал года является наиболее удачным по объему продаж. В предыдущие годы заказы размещались в производство исходя из этого оптимистичного сценария, однако резкий спад деловой активности в 4 квартале прошлого года привел к резкому падению спроса, и все крупнейшие производители грузовой техники закончили год с большим количеством машин на складах, в том числе и в России».

Ситуация с продажами на рынке тяжелых грузовиков резко обострилась в первый месяц 2009 года и продолжает ухудшаться. В январе текущего года продажи коммерческого транспорта в Европе упали в среднем на 35,6%. В отдельных странах — до 76%, как, например, в Польше и Испании. В России ситуация не легче. Стагнирует рынок грузоперевозок, в итоге новые грузовики компании не берут и сдают лизингодателям то, что уже взяли. Проблемы в строительной отрасли, производстве и логистике привели к аварийному торможению продаж техники в этих сегментах рынка.

«По сравнению с высоким периодом прошлого года падение различных перевозок составило 25-50%. Сильнее всего пострадали перевозки автомобилей. И это особенно тяжело для перевозчиков, поскольку эту технику иначе как под транспортировку машин использовать нельзя, — рассказывает BFM.ru генеральный директор транспортно-экспедиторской компании «BEDFORD GROUP» Владимир Ворошилов. — Часть компаний полностью стоят, другие — решают проблемы с неплатежами, выполнив большой объем перевозок. Третьи, где заказы еще есть — получают деньги с задержкой. Проблемы есть у всех, и дело здесь не в величине компании. На плаву в основном так называемые «домашние» компании, которые обслуживают другой бизнес, где еще есть деньги. В сложном положении те перевозчики, которые в свободном плавании. На них висят лизинг, кредиты, ставки по ним, доходящие до 30%. Люди закрывают компании и сдают ключи: «Всё! Заберите». Некоторые приходят к лизингодателю или кредитору и пытаются реструктурировать долг».

С наступлением нового года спрос на коммерческий транспорт начал стремительно падать на всех рынках, причем от брендов этот процесс не зависит. Заказы иссякли, производителям пришлось также резко сократить производство и снизить издержки, чтобы избежать затоваривания складов. О массовых сокращениях и оптимизации производства в первом квартале объявили шведские Volvo (владеет брендами Volvo Trucks, Mack Tracks, Renault Trucks) и Scania. За помощью к правительству обратилась подконтрольная Volvo Renault Trucks. Мюнхенский концерн MAN Trucks отложил решение о строительстве второго завода в Польше, а в настоящее время активно проводит увольнения сотрудников. Вместе Volvo, Scania и MAN занимают 54% мирового рынка тяжелых грузовиков. В начале апреля сдался еще один германский гигант Daimler (бренды Mersedes-Benz, Mitsubishi Fuso). Компания заявляла о планах сокращения расходов на оплату труда, в том числе и за счет уменьшения числа рабочих мест.

При этом участники рынка затрудняются давать оценки, касающихся производственных планов, и осторожны в прогнозах по срокам стабилизации ситуации.

«Строить планы в реалиях сегодняшнего дня — это бесполезная трата времени и сил, мы надеемся реализовать наши складские запасы грузовых автомобилей в течение 2009 года, будем активнее продвигать новые услуги, такие как сервисные контракты, расширять спектр услуг на наших сервисных станциях, — говорит BFM.ru коммерческий директор ООО «Скания-Русь» Андрей Чурсин. — У нас по-прежнему нет уверенности, что дно кризиса пройдено. Как показывает опыт нашей компании в других странах и в России после 1998 года, период восстановления спроса, как правило, занимает 2-3 года. Исходя из этого, можно предположить, что оживления на рынке не стоит ожидать ранее второй половины 2010 года».

Чурсин подчеркивает, что Scania не отказывается от планов по строительству завода в России: «Процесс идет и сейчас, и как только рынок вернется к своему нормальному состоянию, мы будем полностью готовы».

Стабильный лидер российского рынка импортных тяжелых грузовиков, конкурент Scania — Volvo Group (ей принадлежит 23% рынка) успела запустить в январе 2009 года российское производство. С этого момента с конвейера сошли 148 грузовых автомобилей моделей Volvo FH и Volvo FM. На май-июнь текущего года было намечено начало сборки грузовых автомобилей Renault моделей Kerax и Premium.

«В январе мы запустили завод в России. Сейчас на заводе Volvo Group в Калуге начинается полноценное производство грузовых автомобилей на базе номенклатурных номеров. До этого осуществлялась тестовая сборка, когда линию дооснащали необходимым оборудованием, — прокомментировал ситуацию BFM.ru представитель по связям с общественностью Volvo Truck Corporation Олег Васильченко. — Проектная мощность — 15 тысяч автомобилей в год, но это в перспективе. Планы выпуска на 2009 год мы не называем и возможные объемы не комментируем. Это будет зависеть от спроса и ситуации на рынке. Работа на склад — худшее, что может быть».
 

А вот полномасштабный приход в Россию крупнейшего японского производителя тяжелый грузовиков — Isuzu — все еще в подвешенном состоянии. В декабре 2008 Isuzu объявила, что приостанавливает проект с ОАО «Соллерс» по выпуску тяжелых грузовиков в Татарстане в ОЭЗ «Алабуга». Напомним, с февраля 2008 года там запущено производство малотоннажной и среднетоннажной техники в рамках СП.

Но уже в феврале 2009 года на Красноярском экономическом форуме глава Sollers Вадим Швецов объявлял о планах запуска сборочного производства тяжелых грузовиков на Дальнем Востоке осенью 2009 года: «План сейчас прорабатывается, мы от своих целей не отказываемся, но сегодня мы будем говорить только о «мелкой» сборке: в такое время на большие инвестиции компания не готова». При этом оговорено, что реализация этого проекта зависит от восстановления рынка тяжелых грузовиков.

«У нас цены привязаны к евро, а значит, с девальвацией рубля они автоматически выросли, — говорит управляющий директор «Форд – тяжелые грузовики» в России Сергей Богданов. — На память приходит 99-й год, к которому мы стремительно приближаемся. Тогда все производители вместе сумели за год продать 250 грузовиков. Сейчас, без учета КАМАЗа, иностранные производители реализуют в месяц 300-400 машин».

Представители отечественного автогиганта КАМАЗа, занимающего 30% российского рынка тяжелых грузовиков, также отмечают не только мощное падение спроса,но и констатируют непредсказуемость развития ситуации.

«До кризиса объем выпуска даже на год вперед можно было примерно предсказать, исходя из возможностей производства. Задача была — произвести как можно больше, рынок все расхватывал, даже очередь была за автотехникой. КАМАЗ в последние 4 года ежегодно наращивал объемы выпуска продукции в среднем на 20%. Сейчас точных объемов на такой срок определить нельзя. По прогнозам, мы можем набрать заказов примерно на 35 тысяч автомобилей. Но пока портфель чуть меньше 30 тысяч. Сможем ли мы и за счет чего увеличить эту цифру — покажет время. До 25% объема заказов — государственный заказ: министерство обороны, МЧС, Росагролизинг, — сообщил BFM.ru руководитель отдела по связям с общественностью КАМАЗа Наиль Нагуманов. — Специалисты КАМАЗа постоянно работают над снижением затрат, влияющих на себестоимость продукции. Но продавать себе в убыток — такой установки нет. В условиях кризиса и снижения спроса на автотехнику применяются различные финансовые инструменты для активизации сбыта. В том числе — гибкая система скидок и удобных расчетов».

В I квартале 2009 года «КАМАЗ» выпустил 5043 грузовых машкомплекта (новых грузовых автомобилей, сборочных и ремонтных комплектов деталей), что в 2,5 раза меньше, чем год назад. Для сравнения: в IV квартале 2008 года объем производства составил 7500 единиц, в первом квартале прошлого года — 12650.

В планах на апрель — отправить потребителям более 2,5 тысяч автомобилей. Это почти на 300 единиц больше, чем в марте. Главный сборочный конвейер будет работать до 22 апреля, после чего, возможно, будет вновь остановлен. В сообщении первого заместителя генерального директора — исполнительного директора КАМАЗа Юрия Клочкова, размещенном на сайте предприятия, говорится, что в июне предприятие перейдет на постоянный четырехдневный режим работы. Однако, при росте числа заказов производство в любой момент может увеличиться до 4 тысяч машин в месяц. В этом случае работа будет организована и в пятый день недели.

«Сейчас все зависит от оживления экономики. Заработает в полную силу бизнес — заработают перевозки, появится спрос на технику, — говорит генеральный директор транспортно-экспедиторской компании «BEDFORD GROUP» Владимир Ворошилов. — Перевозки смотрят на строительный сектор всех мастей — от жилищного до коммерческого и промышленного, на заводы, работающие на экспорт и, конечно, на импорт товаров, который сильно сократился после девальвации».
 

Разделы: Транспорт

Дата: 13 апреля 2009, понедельник 13:09

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика обработки персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»