Россия, Казахстан и Белоруссия объединяют территории
Россия, Казахстан и Белоруссия объединяют территории
Белоруссия, Россия и Казахстан с 1 июля 2010 года создадут единую таможенную территорию. Фото: РИА Новости
Белоруссия, Россия и Казахстан договорились с 1 июля 2010 года создать единое таможенное пространство в рамках Таможенного союза и двигаться в направлении единого экономического пространства. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко, открывая в пятницу в Минске заседание Межгоссовета ЕврАзЭС. «С 1 июля вместе, тремя государствами, мы выйдем на единую таможенную территорию», — отметил Лукашенко.
В ходе обсуждения президентами Белоруссии, России и Казахстана вопросов Таможенного союза одобрен ряд принципиальных и стратегических вопросов, касающихся перспектив его развития.
«В ходе непростых, но содержательных переговоров мы вышли на сбалансированные и компромиссные договоренности, реализация которых будет способствовать запуску механизма глубокой экономической интеграции с элементами единого экономического пространства», — сообщил президент Белоруссии.
18 декабря в Алма-Ате главы государств намерены вновь встретиться и решить вопросы единого экономического пространства, а также определить сроки его создания.
Россия предложила свои пошлины
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, находящийся в Минске, заявил, что на встрече глав государств были сформированы тарифы Таможенного союза. Он уточнил, что основываются они на российских цифрах. «Мы определились по пошлинам, 92% пошлин Российской Федерации взяты за основу для формирования общего тарифного плана, — отметил Шувалов. — То, что мы теперь имеем как единый таможенный тариф, — это на 92% существующая база тарифных решений от Российской Федерации».
При этом, по его словам, России пришлось согласиться с партнерами на понижение определенных таможенных пошлин в отношении некоторых групп товаров, а Белоруссии и Казахстану пришлось некоторые таможенные пошлины повышать.
Шувалов также сообщил, что Казахстану, в частности, пришлось принять свыше пяти тысяч таких решений: «Это сложный процесс, при этом мы исходим из того, что нужны были компромиссы, которые были достигнуты в том числе и с нашими казахстанскими партнерами для ускорения вступления в силу всех этих решений, чтобы нам запустить Таможенный союз с 1 января».
В правительстве понимают, что потребуются усилия для того, чтобы после 1 января заново посмотреть на некоторые таможенные решения «и там, где они неоправданно завышены, где они уже выполнили свою антикризисную функцию, нам нужно будет выходить с решением о понижении».
Шувалов напомнил, что в качестве временной меры принимались некоторые повышенные таможенные пошлины. Они взяты за основу единого таможенного тарифа для трех государств, «но это не значит, что они останутся навечно», — подчеркнул он. При этом вице-премьер отметил, что пошлиы на автомобили пока не обсуждались.
ВТО союза может и не понять
Партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев в интервью BFM.ru объяснил, что экономический эффект от вступления России в подобный таможенный союз будет минимальным: «Все плюсы экономический интеграции с нашими соседями — Белоруссией и Казахстаном — перекроются минусами от невступления в ВТО в 2010 или в 2011 году. Отрицательным фактором станет то, что если Россия действительно в этот союз вступит, то в ВТО нас уже не возьмут. И никакие отговорки о том, что мы действуем самостоятельно, уже не помогут, потому что в одиночку ни одну их стран, заключающих подобные соглашения, в ВТО не возьмут», уверен аналитик.
А руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин оценивает создание единой таможенной территории с ближайшими соседями позитивно: «Правда, не стоит думать, что на следующий день после подписания договора мы проснемся с карманами, набитыми долларами и золотым песком. Но единое таможенное пространство однозначно усилит экономики и России, и Казахстана, и Белоруссии, между странами снизится напряжение».
Что касается возможной реакции Запада, то она была и будет. «Они всегда болезненно реагируют на любые попытки реинтергации государств на постсоветском пространстве, которая для западных стран неприемлема. Какие-то санкции вводить они не будут, а что касается раздражения... Россия перестанет их раздражать только в одном случае: если исчезнет с лица Земли», — подытожил Делягин.
|