С 1 августа 2010г. вступили в силу поправки в закон «О торговле», которые ограничивают отсрочки по оплате поставленного товара. Согласно документу, за скоропортящиеся товары сеть должна рассчитываться за 10 календарных дней, за товары с 30-дневным сроком годности — за 30 дней, за прочую продукцию — в течение 45 дней. Деловая газета «Маркер» благодаря данным ФАС России выяснила, какие сети не укладываются в контрольные сроки, а значит, в скором времени у них могут возникнуть проблемы с регулирующими органами, им будут предъявлены штрафы.
По данным ФАС России, с наступлением кризиса торговые сети все чаще фактически кредитовались за счет поставщиков. В 2005 года отсрочки платежей за реализованный товар, официально прописанные в договоре, практически у всех торговых сетей в среднем составляли 21–25 банковских дней, увеличившись к 2008 году до 45–50 дней, а в ряде случаев и до 65 дней. При этом в реальности возврат денежных средств растягивался на еще больший срок, отмечает управляющий партнер компании Management Development Group Дмитрий Потапенко.
Даже мировые бренды, такие, как Coca-Colа и Danon, не могли навязать сетям свои условия. Поэтому в конце прошлого года был принят закон, согласно которому максимальные отсрочки по платежам были ограничены. Изменить свои договоры с поставщиками сети обязали до 1 августа текущего года. Пока, согласно исследованию ФАС, ни одна сеть не может выполнять новые условия. Антимонопольная служба проверяла сроки оплаты скоропортящихся товаров, в частности, молочных продуктов. Никто из крупнейших ритейлеров их не выдержал.
Пресс-служба ФАС России сообщила и данные по некоторым крупным сетям. Так, компания «Мосмарт» давно находится в тяжелом положении. Проблемы у нее начались еще в 2008 году, когда сеть не смогла расплатиться с кредиторами и держателями облигаций, закрыла большую часть магазинов (порядка 60) и перестала рассчитываться с поставщиками. После того как прошлым летом компания перешла под контроль Сбербанка, она объявила о достижении принципиальных договоренностей по поводу реструктуризации долга с 70 процентами поставщиков. Однако со многими сеть до сих пор не расплатилась.
Сети «Лента», Metro, Real известны рынку как компании со «сложным документооборотом». По словам Дмитрия Потапенко, в Metro, например, оплата товара происходит автоматически после того, как данные со счета-фактуры заносятся в систему. Но не всегда счет-фактура оформлен надлежащим образом — это одна из причин возникновения просрочек по оплате. Не все поставщики удовлетворяются такими объяснениями, а потому Metro приходится отбиваться от множества исков по поводу несвоевременной оплаты товара.
Пока сети могут просто принять к сведению информацию от ФАС, не опасаясь санкций, так как никаких штрафов за нарушение контрольных сроков еще не существует. Соответствующая поправка к Кодексу об административных нарушениях находится на рассмотрении в Госдуме. Но если документ будет принят, нарушение обойдется компаниям в сумму от 300 тысяч до одного миллиона рублей. Предусмотрен штраф и для руководителей таких компаний ― от 10 до 50 тысяч рублей, сообщает пресс-служба ФАС России.
автор: Любовь Колоколова
http://bashinform.ru/news/289834/
Р.М. Такаев