Церемония открытия выставки ЭКСПО-2010 в Шанхае. Фото: AP
ЭКСПО открылась в пятницу красочным фейерверком и пуском фонтанов над мутными водами реки Хуанпу. Получасовую церемонию транслировали на гигантском жидкокристаллическом экране под открытым небом. Как уверяют организаторы выставки, монитор был самым большим в мире. Сценарий представления до последней минуты держали в секрете. Известно лишь, что китайские создатели шоу работали в соавторстве с австралийскими режиссерами.
Так же, как грандиозная церемония открытия Олимпиады в Пекине в 2008, открытие ЭКСПО, которая станет самой дорогой и продолжительной в истории и, как прогнозируется, привлечет рекордное количество посетителей, было призвано продемонстрировать растущую экономическую и политическую мощь КНР. Выступая на церемонии открытия ЭКСПО-2010, председатель КНР Ху Цзиньтао выразил уверенность, что мир станет свидетелем «успешной, великолепной и незабываемой выставки».
Чтобы открыть ЭКСПО-2010, Китай в пятницу закрыл финансовый центр своей финансовой столицы, Шанхая. Как писал BFM.ru, в городе введены жесткие даже по китайским стандартам меры безопасности, включающие просвечивание багажа пассажиров метро и запрет на вывешивание постиранного белья на улице.
Пятница была объявлена в Шанхае выходным днем. В понедельник никто не будет работать из-за продолжения празднований 1-го Мая.
Впервые в истории ЭКСПО проходит в развивающейся стране. Данные о том, во сколько КНР обойдется проведение выставки, крайне противоречивые. В оргкомитете ЭКСПО в Шанхае BFM.ru назвали сумму в 4,2 млрд долларов. Китайская пресса пишет о 58 млрд. По подсчетам же компании Jones Lang LaSalle, ЭКСПО-2010 обойдется и вовсе в 95 млрд.
При столь внушительных тратах устроители рассчитывают и на солидные дивиденды, измеряемые десятками миллиардов долларов. Следствием проведения ЭКСПО-2010 в Шанхае станет рост ВВП Китая по итогам 2010 года на 1-3%, подсчитали по просьбе BFM.ru в оргкомитете выставки.
Так, всего за один год протяженность линий метро в Шанхае увеличилась в 2 раза, до 420 километров. Тем самым был установлен мировой рекорд по длине веток подземки. Для сравнения: протяженность линий московского метро составляет 298,2 км.
Лозунг ЭКСПО-2010 — «Лучше город, лучше жизнь». Страны-участницы предлагают свои варианты решения градостроительных проблем с наименьшим ущербом для окружающей среды. Плохая экология самого Китая — следствие его быстро развивающейся экономики, а Шанхай — один из наиболее наглядных (и неудачных) примеров урбанизации. Городское население Китая, по прогнозу McKinsey, к 2030 году перевалит за 1 млрд. человек. В 2025 году в Китае будет 219 городов с населением более 1 млн человек (для сравнения: сейчас в Европе их 35), и 24 — с населением более 5 млн.
Если Китай – страна с самыми серьезными урбанистическими проблемами, то ЭКСПО предлагает их лучшее решение. Китайцы всячески демонстрируют готовность перенимать иностранный опыт по внедрению «зеленых» технологий. Незадолго до начала выставки в Шанхае в этом городе был открыт завод, на котором используется солнечная энергия. Посетителей ЭКСПО по территории выставки возят на электромобилях.
ЭКСПО в Шанхае, по оценке главы представительства GM в Китае Кевина Уэйла, это «Олимпиада технологий». С таким же успехом, пишет FT, выставку можно назвать «Олимпиадой брендов». Всемирная выставка — отличная возможность для больших транснациональных компаний рекламировать свой товар на привлекательном и практически бездонном китайском рынке. Особенно с учетом того, что не из Китая будут всего лишь 5% из тех 70-100 млн человек, которые, по прогнозам, посетят ЭКСПО. Сoca-Colа представляет газировку, охлаждающуюся при открывании банки. GM демонстрирует автомобили, которые умеют парковаться без участия человека.
Обойдя США, Китай превратился в основного торгового партнера Японии, Южной Кореи, Таиланда и Сингапура. GM, которая в марте продала в Китае 230 тысяч автомобилей, а в США — 180 тысяч, одной из первых построила свой павильон в Шанхае, Siemens вызвался быть «генеральным партнером» выставки. Когда по финансовым причинам участие США в выставке было на грани срыва, госсекретарь Хиллари Клинтон буквально за несколько месяцев с помощью крупного бизнеса смогла собрать 60 млн долларов, чтобы гарантировать американское пристутствие в Шанхае. На ЭКСПО в Китае планируют побывать руководители многих крупнейших американских компаний. Некоторые даже планируют провести в Шанхае заседания совета директоров.
Иностранные компании и правительства, которые «обхаживают» китайское руководство и тратят десятки миллионов долларов на ЭКСПО в Шанхае, как уже отмечал BFM.ru, идут по пути, проложенному столетиями назад иностранными купцами в императорском Китае. Во времена династий Мин и Цин, правивших с XIV по начало XX столетия, существовала практика, когда иностранные дворы подносили подарки китайскому императору за право торговать на территории Срединного Царства. По мнению политолога, «чрезмерные траты на ЭКСПО в Шанхае некоторым образом сопоставимы с богатыми дарами», которые подносили иностранцы китайским императорам.