Рустэм Хамитов выступил на первом заседании Госсобрания Башкортостана пятого созыва
Рустэм Хамитов выступил на первом заседании Госсобрания Башкортостана пятого созыва
3 октября в Уфе Президент Башкортостана Рустэм Хамитов принял участие в работе первого заседания Государственного Собрания – Курултая республики пятого созыва. Руководитель республики поздравил депутатов с началом работы в новом составе парламента, обозначил приоритетные направления в законотворческой деятельности.
Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:
Хөрмәтле депутаттар! Уважаемые депутаты!
Сегодня в общественно-политической жизни республики – знаменательный день. Свою работу начинает новый состав Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан пятого созыва. Поздравляю всех вас с началом первой осенней сессии!
Авторитет каждого из вас, уважаемые депутаты, заработан многолетним, напряженным трудом. Поэтому наши избиратели доверили вам свои голоса. И теперь это доверие, ожидания жителей Башкортостана нужно с честью оправдать. Желаю вам хорошего старта и плодотворной работы на всем протяжении парламентского «марафона». Успехов в дальнейшем совершенствовании республиканского законодательства – главного правового инструмента социально-экономического развития республики. Рассчитываю, что все вы проявите высокий профессионализм и ответственность, командный стиль работы и нацеленность на решение общереспубликанских задач. Это очень важно для слаженной работы всех ветвей власти.
Итоги последних лет еще раз наглядно подтвердили, что насколько важно эффективное законотворчество для государственного строительства. Если есть глубоко проработанная нормативная база, отвечающая требованиям времени – рано или поздно будут и успехи в укреплении экономики, социальной сферы, развитии общественной жизни. В последние годы деятельность республиканского депутатского корпуса была достаточно эффективной. Создан хороший задел, приняты важнейшие законы. Теперь эту созидательную линию надо продолжать и наращивать.
Уважаемые депутаты!
Нас с вами ждет очень напряженная работа. Предстоит более активно и настойчиво проводить курс на обновление всех сторон жизни республики. Этот главный тезис предвыборной кампании необходимо активно реализовывать. Обновление – это не рекламный предвыборный лозунг. Это должна быть выверенная стратегия деятельности всех ветвей власти, в том числе и законодательной. Наша общая задача – постоянно добиваться в своей работе значимых результатов. Главный принцип – служение людям – должен и впредь выражаться в реальных шагах по развитию экономики и повышению качества жизни людей.
Уважаемые депутаты!
Прошлый год стал для республики успешным. Валовой региональный продукт впервые превысил триллион рублей. Продолжилась реализация значимых проектов по созданию новых промышленных производств, сельскохозяйственных предприятий, модернизации действующих мощностей. Хорошими темпами развивалась строительная сфера. Уфа вошла в тройку самых строящихся городов Российской Федерации. Сегодня в нашей столице одновременно строится 199 многоквартирных домов и 345 социальных, промышленных и торговых объектов. Это настоящий строительный бум, но эти темпы нужно наращивать. Мы продвинулись в части повышения заработной платы работников бюджетной сферы. Сократилась безработица. Отрадно, что за последние 20 лет у нас в республике родилось почти 60 тысяч детишек.
Нужно отметить, что предыдущий состав Государственного Собрания неплохо поработал в части формирования законодательства по привлечению инвестиций. Льготы, предоставленные нашими законами – беспрецедентны по срокам и по масштабам. Это дает свой результат. В прошлом году вложения в экономику выросли на 8 процентов до 233 миллиардов рублей. В первой половине этого года – ещё на 2,5 процента. С начала года существенно вырос приток иностранных инвестиций – почти в три раза, превысив 200 миллионов долларов. Сейчас в республике на разных стадиях реализуется более 110 проектов стоимостью свыше 700 миллиардов рублей. Планируем, что они дадут около 50 тысяч новых рабочих мест. По таким позициям, как конкурентоспособность региона, удобство для ведения бизнеса, открытость и прозрачность экономической политики – мы одни из лидеров в стране. Сегодня Уфа – на втором месте в списке «Форбс» в рейтинге лучших городов для ведения бизнеса и на первом месте среди городов-миллионников. Такие достижения зримо доказывают – деловой климат в республике улучшается. Предприниматели, бизнесмены поверили власти. С нами хотят сотрудничать, к нам пошли крупные игроки, крупные инвесторы.
Но жить только прошлыми достижениями нельзя. Мы должны честно признать, что сейчас экономическая ситуация осложнилась, и эта тенденция, очевидно, продолжится и в следующем году. Сегодня мы во многом опираемся на тот потенциал, который обеспечили за последние годы. В 2009-2011 годах нам удалось преодолеть последствия кризиса 2008 года. Однако теперь началась новая фаза замедления роста экономики. Это присуще всей мировой экономике. Пока глобальный рынок не восстановится, не появится устойчивый спрос на нашу продукцию, последствия стагнации неизбежно будут сказываться и на экономике республики. Для того чтобы активизировать экономические процессы, нужно привлекать крупные инвестиции, дополнительные ресурсы. Надо много производить и зарабатывать, чтобы было, что вкладывать. Власть решает серьезные социальные задачи, и для этого нужны большие доходы. Мы направляем огромные ресурсы на повышение зарплаты учителям, врачам, работникам бюджетной сферы. Мы справляемся с теми обязательствами, которые взяли на себя. А доходы бюджета, к сожалению, не растут теми темпами, которых нам хотелось бы. Необходимы новые источники пополнения казны.
И здесь ключевую роль я отвожу развитию государственно-частного партнерства. Пока нам не удалось в полной мере «расшевелить» этот механизм, который особенно важен в условиях замедления роста экономики и падения бюджетных доходов. Новая экономическая политика страны предполагает, что сегодня опора на государственный спрос и бюджетные методы поддержки, конъюнктуру внешних рынков не может больше быть единственным источником устойчивого экономического роста. Мы продолжаем остро нуждаться в укреплении бизнес-сектора, крупных инвесторах, которые, запуская новые предприятия, дадут новые рабочие места, зарплаты, налоги, улучшат ситуацию в экономической жизни региона. Необходима развитая институциональная среда, которая реально работала бы на максимальную отдачу от каждого вложенного в экономику рубля. Именно на этом должны быть сосредоточены усилия и законодательной, и исполнительной власти.
Уважаемые депутаты!
Вам предстоит решать очень сложные и ответственные задачи. Одна из самых главных – работа над очередным бюджетом республики. Вы знаете, что с прошлого года он выстраивается по-новому – на трехлетний период. Мы перешли от работы в режиме решения текущих задач к долгосрочному планированию, разработке стратегической линии развития экономики и социальной сферы. Впереди, как я сказал, нас, вероятно, ждёт сложный во многих отношениях период. И основы следующего бюджета должны закладываться с учетом этих реалий. Приоритетами в работе с бюджетом должны быть обеспечение строгого выполнения Указов Президента Российской Федерации, социальных обязательств, стимулирование инновационного роста, устойчивое развитие муниципальных образований. Важно расширять практику общественного обсуждения бюджета. Это делает его формирование прозрачным, позволяет выйти на более результативное расходование средств.
Сегодня у нас – дефицитный бюджет. Мы и дальше прогнозируем сохранение этого дефицита. Поэтому сейчас необходимо сконцентрироваться на двух направлениях работы – обеспечение роста доходов бюджета и пересмотр части расходных обязательств с определением наиболее приоритетных из них. Что мы имеем сегодня? За 8 месяцев доходы консолидированного бюджета республики подросли на 2%. На 1 сентября мы собрали в бюджет около 100 миллиардов рублей. Главные статьи доходов – налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, 32% и 23% соответственно. По сравнению с прошлым годом, НДФЛ растет, а налог на прибыль, к сожалению, снизился довольно существенно, более чем на 10% – это минус 2,5 миллиарда рублей. Почти на 14% уменьшились доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Еще минус один миллиард рублей. В результате наш бюджет недополучил значительные суммы.
Чтобы улучшить ситуацию, нам нужна другая динамика увеличения доходов. Необходимы новые высокотехнологичные предприятия, повышение конкурентоспособности нашей продукции, производительности труда. В то же время мы понимаем, что экономическое развитие для нас – не самоцель, а средство, инструмент достижения главного – реального повышения качества жизни, роста благополучия людей. Они ждут от нас не макроэкономических показателей, а улучшения условий жизни: достойную работу и зарплату, чтобы не бедствовала семья, не протекала крыша над головой, чтобы была возможность учиться, получать хорошее лечение, заниматься спортом, отдыхать. Исходя из этого, люди и будут оценивать нашу с вами работу.
За последние два-три года по этим направлениям сделано немало. Строятся новые поликлиники, детские сады, школы, физкультурно-оздоровительные комплексы, социально-культурные центры. С прошлого года неплохо работаем в части ввода социального жилья. Мы можем здесь значительно прибавить, если сумеем вернуть в республиканскую, муниципальную собственность земли, прибранные ранее «дельцами» за бесценок для перепродажи. Задача непростая – это суды, бесконечная череда сложных разбирательств. Но я считаю, мы обязаны настойчиво работать в этом направлении. И возвращать захваченные неправедным путем земли в муниципалитеты под социальное жильё, снижая за счет этого цены на квадратные метры.
Мы вкладываем огромные средства в образование, здравоохранение, культуру и спорт, поддержку малообеспеченных и многодетных семей, молодежи и стариков, сирот и инвалидов. Закупаем в больницы высокотехнологичное медицинское оборудование. Устанавливаем современную, интерактивную технику в школах. Растут зарплаты педагогов и медицинских работников. В прошлом году на социальные нужды мы направили около 120 миллиардов рублей. Это на 32% больше, чем в 2011 году. Сегодня порядка 80% всех расходов бюджета – социальная составляющая. Это очень большая доля, которая оставляет нам немного средств на реализацию долгосрочных целей, крупных производственных и инфраструктурных проектов. Поэтому, с одной стороны, необходимо стимулировать рост экономики за счет иных, внебюджетных источников, негосударственного сектора. С другой – мы должны быть уверены, что каждый рубль, направленный в социальную сферу, реально и адресно «работает». Нам нужен обстоятельный и честный анализ эффективности реализации наших социальных программ, в том числе выстроенных на основе республиканских законов о поддержке многодетных семей, детей-инвалидов, сирот.
В прошлом году были законодательно закреплены полномочия Государственного Собрания по контролю за исполнением республиканских законов. Считаю, что парламентский контроль должен стать более действенным инструментом оценки эффективности исполнительной власти в части реализации принятых законов. Того, насколько они реально способствуют укреплению экономики, повышению качества жизни людей. Эта оценка должна способствовать и совершенствованию правовой базы.
Уважаемые депутаты!
Изменились социально-экономические реалии, меняются и задачи, стоящие перед парламентом. Считаю, что предложенная вами структура комитетов соответствует ключевым направлениям и задачам развития экономики, социальной сферы и общественной жизни. Рассчитываю, что каждый комитет будет успешно решать свои задачи. Вкратце обозначу основные из них. Важное значение для реализации нашего принципа «Власть – для людей» имеет дальнейшее развитие законодательства об органах государственной власти, государственной гражданской службе, предоставлении гражданам государственных, муниципальных услуг. Для укрепления общественной безопасности нужно сосредоточить внимание на совершенствовании Кодекса об административных правонарушениях, законов в сфере охраны общественного порядка, контрольно-надзорной деятельности, антикоррупционного законодательства. Здесь очень большое поле для деятельности Комитета по государственному строительству, правопорядку и судебным вопросам.
Сегодня важно создавать условия для активного участия самих граждан в организации общественной жизни на местах. Поэтому нужно дальше совершенствовать законодательство в сфере местного самоуправления и муниципальной службы, административно-территориального устройства, а также о выборах и референдумах, социально ориентированных некоммерческих организациях. Приоритетна задача повышения открытости публичных органов, выстраивания нового формата информационно-правового взаимодействия с гражданами. В этой части должен активно поработать Комитет по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и средствам массовой информации.
Вопросы совершенствования республиканских законов о бюджетном процессе и межбюджетных отношениях должны стать основными для Комитета по бюджету, налоговой, инвестиционной политике и территориальному развитию. Нужно принимать законодательные меры, направленные на экономию бюджетных средств, усиление контрольных полномочий представительной власти в части исполнения бюджета.
Важнейшие для нас задачи – правильно расставить приоритеты развития экономики, определить его инновационные механизмы. Комитету по промышленной политике, инновационному развитию и предпринимательству предлагаю формированием соответствующего законодательства ускорять инновационное развитие в республике. Нам нужна правовая основа для организации комплексов взаимосвязанных производств, научно-исследовательских подразделений и обслуживающих центров, инновационная активность которых создаст условия для развития наукоемкой экономики.
Жителей республики, особенно горожан, серьезно беспокоит непростая экологическая ситуация. Сегодня, помимо промышленных предприятий, на нее негативно влияет автомобильный транспорт. Новому депутатскому корпусу предстоит рассмотреть вопрос о принятии республиканского закона о защите окружающей среды от экологически вредного воздействия автомобильного транспорта, а также законов о городских почвах, об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Отдельное направление для Комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию – создание правовой основы для формирования эффективно действующей сельскохозяйственной потребительской кооперации. Пока она у нас хромает на обе ноги.
В числе наших главных приоритетов – социальная политика. Мы должны уделять самое серьезное внимание совершенствованию правовых норм в сфере занятости населения, особенно молодежи, не имеющей опыта работы, социального обслуживания отдельных категорий граждан, основных гарантий прав ребенка, социальной поддержке детей-сирот, инвалидов, в том числе и в связи с новациями законодательства об образовании. Рассчитываю, что Комитет по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов поработает и в части совершенствования семейного законодательства республики, развития поддержки многодетных семей.
Комитету по образованию, культуре, спорту и молодежной политике предстоит внести изменения в республиканские законы о культуре, научной и научно-технической деятельности, библиотечном деле, системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. А также совершенствовать законодательство республики в сфере физической культуры и спорта в части обеспечения безопасности при проведении крупных спортивных соревнований.
Решение проблем в жилищной сфере имеет для нас особое значение. Вновь создаваемый Комитет будет охватывать важные вопросы жилищной политики и инфраструктурного развития. Его деятельность должна быть сконцентрирована на совершенствовании законодательства в сфере защиты жилищных прав граждан, включая обманутых дольщиков, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, управления многоквартирными домами. Необходимо продолжить работу по законодательному обеспечению развития строительного комплекса, транспортного обслуживания населения, безопасности дорожного движения.
В целом считаю, что Комитеты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан должны стать центрами разработки стратегических программ нашей экономической и социальной политики. Нужно генерировать свежие идеи, новые подходы для решения острых проблем. Наш парламент должен выходить с законотворческими инициативами на федеральный уровень. Работать в единой связке с депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации от нашей республики.
В соответствии с проводимыми в нашем парламенте преобразованиями предлагаю рассмотреть вопрос и об изменении структуры Секретариата Государственного Собрания. Нужно сосредоточиться на качественном обеспечении законодательной работы депутатского корпуса.
Уважаемые депутаты!
Наша республика – сильна экономически, у нас стабильная политическая ситуация. Уровень общественной поддержки нашего курса на обновление – очень высок. И это дает нам шанс на то, чтобы стать реальным лидером – регионом, на который будут равняться, с которым будут стремиться сотрудничать, куда будут вкладывать средства. Желаю вам слаженной и эффективной работы, высокой результативности и успехов на благо республики и ее жителей! На нас лежит очень большая ответственность за то, как будет развиваться Республика Башкортостан. Депутатство – это, прежде всего ответственность перед людьми. Желаю вам успехов, здоровья. Благодарю за внимание.
Источник: сайт Президента РБ.
|
Ваша компания
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
|