Единый республиканский
инновационный бизнес-портал |
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
|
В фильме про Ольгу Берггольц уфимцам не хватило стиховВ фильме про Ольгу Берггольц уфимцам не хватило стихов Лаборатория политического кино завершила очередной сезон обсуждением документальной ленты «Ленинградка» режиссера Людмилы Шахт. Показ в кинотеатре «Родина» был приурочен ко Дню памяти и скорби. Кинокартина повествует о советской поэтессе и прозаике Ольге Берггольц, жизнь которой была полна трагизма: маленькой девочкой она видела революцию, затем вместе с тысячами людей подверглась репрессиям, а во время войны «служила» на радио в осажденном Ленинграде. Жить за идею
Выросшая в семье полевого хирурга, прошедшего всю гражданскую войну, Оля с детства трепетно любила свою родину. В 1923 года, в тринадцатилетнем возрасте, девочка написала в своем дневнике: «Мы отдаем наши церкви, разрешаем уничтожать мощи наших святых. Мы все это позволяем и молчим. Что же, скоро и нас можно будет запросто расстрелять?». Уже тогда, в дневниках, девочка признавалась сама себе, что «легко получается складывать слова в рифмы», но поначалу страшилась этого, боясь «упустить зерно своего предназначения». «Я не хочу быть классическим гениальным поэтом, - рассуждала она. - Нет, конечно, хочу. Но главное - быть нужной людям, чтобы суметь им помочь». Учась в 20-х годах в трудовой школе, девушка прониклась идеями коммунизма, свято верила в силу народа и партии. Она вспоминала, что тогда все ее окружение было воодушевлено борьбой с буржуазией. «Нет, лермонтовской девушки из меня не получится, - говорила она. - Моя мечта - кепка и кожаная тужурка!» В 1925 году талантливая Берггольц пришла в литературную группу «Смена», поначалу втайне от родных, где познакомилась со своим первым мужем Борисом Корниловым. С ним же она училась на высших курсах при институте истории искусств. Затем работала курьером в «Красной газете», продолжая писать. Но часто ее стихи называли «ахматовщиной». «Почему все так плохо относятся к Ахматовой? - недоумевала она. - Разве женщина не может писать о своих переживаниях, любви?». В 1930 году, после окончания филфака ленинградского института, во время первой пятилетки Берггольц отправилась в Казахстан уже со вторым супругом Николаем Молчановым. Но после ухода мужа в армию вернулась в родной город и устроилась на завод «Электросила» в многотиражку. В тот период Самуил Маршак познакомил поэтессу с Максимом Горьким, которым она беспредельно восхищалась. «Он говорил, что не понимает современных поэтов, - рассказывает писательница. - Не понимаю, о чем они думают, что несут в своих произведениях. А про мои стихи сказал, что видит, о чем переживаю я. Тогда и дал навсегда мне завет писать о том, о чем именно мне хочется». Двойная смерть С 30-х годов для Ольги начался страшный и сложный период жизни. Сначала умерла младшая дочь Майя, а через три года старшая Иринка. Время репрессий 1935-38-х годов поэтесса вспоминала с большой горечью. «Кругом одна ложь и жестокость, - говорила она. - И страшно, что сделали тогда с людьми». Да и сама Берггольц пострадала: сначала ее незаслуженно исключили из комсомола, из партии, хотя позже восстановили. «Опомнились», как говорила сама Берггольц. Но в 1938 году писательницу арестовали «из-за связей с террористической группой». Тогда же пытались надавить на ее мужа, заставляя сделать выбор между супругой и партийным билетом. Молчанов, сказав, что «это не стоит мужчины», самовольно сдал билет. Сама Ольга Федоровна называет то время периодом «второй смерти». «Первая была, когда умерла Иринка, чудесная девочка моя, фантазерка, - сказала она. - А вторая смерть - гибель моей идеи, я перестала верить власти». После отсидки Берггольц долго время писала только для детей, много с ними общалась - со взрослыми общения не выходило. Но с приходом войны Ольга Федоровна вместе со всеми жителями страны, своего города и коллегами помогала бороться с врагами, как могла. Именно в военный период Берггольц создала свои лучшие произведения: о блокадниках, о ежедневном подвиге бойцов, ленинградцев, о бушующей в городе смерти. Практически весь период осады города поэтесса работала на радио. «Каждый из нас стоял на посту, - писала в своем дневнике Ольга Федоровна. - Бесконечные бомбежки, снующие по неосвещенному городу люди в поисках нового пристанища потеплей... Я кое-как нашла подвал для жителей своего дома, а сами мы, работники радио, могли надеяться только на личное счастья, ведя круглосуточные трансляции из ветхой студии». С восторгом Ольга вспоминала, как ее друга Дмитрия Шостаковича с большим трудом снимали с крыш зданий, куда он рвался дежурить. Тогда, в 1941 году, композитор начал писать свою легендарную «Седьмую симфонию», которой поэтесса с самого начала предрекала великую судьбу. «Но с начала окружения города, как не удивительно, у нас в эфирах преобладала юмористика, - вспоминала блокадница. - Я писала басни про то, что «гаду далеко до Ленинграда», хотя враг стоял почти у ворот». Но с каждым днем положение осажденных становилось все страшней. Муж Ольги, разбитый болезнью, умер от голода, а саму ее чуть не сгубила дистрофия. Тогда друзья смогли отправить Берггольц в Москву. «Свет, трамваи, горячая вода, харчи - это хорошо, но это просто условия существования, - вспоминала женщина. - Настоящая жизнь там, в Ленинграде, где все чувства оголены до предела. А Москве про наш голод даже не знают. Тут не знают даже, что такое дистрофия - приходилось объяснять». Остаться в живых История жизни Ольги Берггольц стала рассказом о важнейших исторических событиях. Поэтесса и сама потом говорила, что все ее перемены в жизни и переживания совпадали с испытаниями для всей страны. Вместе с Родиной она оставалась всегда, прощая жестоких людей, изломанные ими судьбы. Так, вместе с горожанами, она встретила и окончательное освобождение родного Ленинграда. «Впервые в ослепленном без света городе прогремел и засиял салют, - вспоминала Берггольц. - Мы все выбежали на улицу, как же мы все обнимались!». ...В зале кинотеатра «Родина» к концу фильма все чаще слышались всхлипывания. Но уфимцы оказались зрителями привередливыми: кому-то не хватило третьей части о послевоенном периоде жизни поэтессы, кому-то было мало в фильме поэзии, а кто-то и вовсе высказал недовольство по поводу того, что большинство стихотворных вставок звучало голосом актрисы, а не самого автора. - Картина рассказала о наивысшей точке жизни и карьеры поэтессы, - сказал руководитель проекта, ректор БАГСУ Сергей Лаврентьев. - А мирная жизнь после войны всегда складывается по-иному, думаю, никакого продолжения этому документальному фильму не нужно. Далеко не всегда стоит разжевывать всю историю жизни полностью - можно взять и почитать стихи поэтессы. А вот у волонтера-поисковика Риммы Буранбаевой фильм не мог не вызвать жгучие эмоции, ведь по истории ее семьи тоже можно снять кино. - Тема блокады мне знакома с детства, - рассказала она. - У нас дома были сотни книг о войне, потому что мама воевала на Волховском фронте - была хирургом. А ее жених был офицером, родом из Ленинграда. Мама ему жизнью была обязана. Однажды после бомбового удара медработник получила тяжелейшие травмы, и прибежавший на помощь будущий муж уже не нашел возлюбленной среди раненых. Ее положили уже «мертвую» под недалеко стоящие березки. - Этот парень горько заплакал над мамой, - сбивчиво рассказывает Римма Нуриевна. - И тогда услышал, что сердце еще бьется. Побежал к доктору, что был главным в сортировочном госпитале. Представляете, там решали кто может выжить, а кто – нет! Но хирург отказался оперировать маму из-за слишком тяжелых травм. На помощь пришел сторонний наблюдатель - санитар, молодой сержант. Он вскинул автомат на хирурга и заставил принять в число «живых» окровавленную женщину. - Мама выкарабкалась, а ее жених погиб чрез четыре месяца, - продолжила Буранбаева. - Мама получила страшную весть прямо во время операции и только после того, как зашила пациенту живот, отправилась прощаться с возлюбленным. Римма Буранбаева уже пять лет занимается поиском пропавших без вести солдат и офицеров из Башкирии. - К Ленинграду из республики отправили 1096 пушечно-артиллерийский полк из Иглино, - сказала поисковик. - Мне рассказывали, что наши артиллеристы в свой первый бой, стоя у своей пушки, попали под обстрел - рядом упала бомба, разнесла все вокруг. И от страха молодые парнишки просто разбежались, спрятались в лесу. Но потом привыкли, научились сражаться, как и все их соратники. Мы должны обязательно помнить, что наши земляки внесли свой вклад в великую Победу. Источник: http://www.mkset.ru/news/culture/18568/ |
Ваша компания
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Новости on-line |
© 2009—2024
Единый республиканский бизнес-портал
Читать @erbpru
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования | |
Сделано в
«Техинформ»
Уфа
Все права принадлежат КП «Респект» |