Малый бизнес нашел возможность брать кредиты не у банков
Малый бизнес нашел возможность брать кредиты не у банков
В России набирает популярность такой инструмент привлечения средств для бизнеса, как краудфандинг. По данным Центробанка, в этом году рынок краудфандинга в нашей стране превысил 24 миллиарда рублей. Эксперты считают, что он будет активно расти и дальше, ведь для малого бизнеса - это возможность быстро занять деньги, а для имеющих накопления людей - заработать на инвестициях.
В 2021 году через краудфандинговые платформы было привлечено 13,8 миллиардов рублей, почти вдвое больше, чем в 2020-м (семь миллиардов). В первом квартале 2022-го, несмотря на новые вызовы, рынок показал неплохой результат - три миллиарда рублей.
ЦБ РФ отмечает, что рост спроса на заемные средства в прошлом году обеспечили в основном представители малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавшие от пандемии COVID-19.
Если раньше краудфандинг применялся в основном для финансирования благотворительных, творческих, образовательных или экологических проектов, то в последнее время для представителей малого бизнеса, нуждающихся в быстром пополнении оборотных средств стал привлекателен краудлендинг, рассказал "РГ" президент Национальной ассоциации инвесторов Максим Оводков.
Краудлендинг - это предоставление коллективных займов под финансирование проектов. На долю малого и среднего бизнеса в 2021 году пришлось 64 процента полученных таким образом средств (9,06 миллиарда рублей).
Второй вид краудфандинга - краудинвестинг. Это коллективное инвестирование в компании через покупку их ценных бумаг. В прошлом году так привлекли 4,74 миллиарда рублей, а за первый квартал 2022-го - 1,06 миллиарда. Таким образом привлекают средства преимущественно крупные компании, но подтягиваются и те, что поменьше.
Интерес малого и среднего бизнеса к краудфандингу можно объяснить тем, что небольшим организациям порой сложно рассчитывать на традиционный банковский кредит. "Велики шансы получить отказ по кредиту в банке по инновационным проектам, которые не являются типовыми, - пояснил Максим Оводков. - Следует также признать, что банки практически никогда не выступают партнером малого и среднего бизнеса на инвестиционном рынке и всегда предоставляют требования к бизнесу о наличии собственных средств на реализацию проектов. Публично говорится о не менее 20 процентах собственных средств заемщика от общего объема заемного финансирования - на практике цифры оказываются зачастую гораздо выше".
В этом смысле достаточно высокая скорость привлечения средств при минимальных усилиях на юридическое оформление проекта и требованиях к нему делает краудфандинг все более популярным, отмечает эксперт.
Это выгодная и удобная возможность привлекать средства для проектов именно в малом и среднем бизнесе, рассказала "РГ" ведущий аналитик "Фридом Финанс" Наталья Мильчакова. По ее словам, у крупного бизнеса нет большой необходимости обращаться на краудфандинговые площадки, во-первых, потому что ему нужно намного больше средств, чем там можно собрать, во-вторых, ему доступно гораздо больше инструментов финансирования.
При этом, бизнес не смущает даже относительно высокая стоимость займов. В 2021 году деньги через краудфандинговые площадки можно было получить под 15-35 процентов годовых.
"Привлечение средств по ставке 35 процентов - достаточно дорого, но, с другой стороны, проценты по микрокредитам и микрозаймам могут быть намного выше, от 40 процентов годовых. Просто нужно смотреть, окупается ли проект при такой стоимости финансирования и как быстро окупается", - считает Наталья Мильчакова.
Между тем, краудфандинг позволяет не только занимать средства, но и вкладывать их, чтобы получить доход. За последний год число активных инвесторов на таких платформах выросло более чем вдвое и превысило 14 тысяч. Более 95 процентов из них, по данным ЦБ, - физические лица. А квалифицированные инвесторы составляют лишь 6,7 процентов.
"Это инвестиции в реальный сектор экономики, поэтому здесь не действуют положения закона о рынке ценных бумаг о квалифицированных и неквалифицированных инвесторах, - пояснила Наталья Мильчакова. - Чтобы вложить свои деньги в перспективный стартап, никакой экзамен сдавать не надо. Люди хотят заработать, получив доходность выше рыночной, и добровольно соглашаются нести высокие риски. Иногда они оправдываются, иногда нет".
В прошлом году реальная прибыль инвесторов на краудфандинговых платформах составила 15 процентов. Это куда больше, чем можно получить, например, положив деньги на банковский депозит. Но и риск гораздо выше.
"Инвесторы и кредиторы могут получить очень высокую доходность со своих вложений, если проект окажется удачным. Но если проект окажется неудачным, они могут потерять свои деньги и даже оказаться на мели - ведь никаких залогов имущества они не требуют, в отличие от кредитной организации", - предупреждает Наталья Мильчакова.
В любом случае рынку краудфандинга прогнозируют большое будущее. 14 миллиардов рублей, привлеченных в прошлом году, - не предел, уверен Максим Оводков. "В условиях снижения рынка капитала и возможностей инвестирования следует ждать многократного увеличения объемов рынка краудфандинга и по результатам 2022-го года, - считает он. - Например, вполне приемлемым выглядит привлечение средств через этот формат на создание инфраструктурных проектов растущей туристической отрасли".
Источник: "Российская газета"
|
Ваша компания
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
|