Единый республиканский
инновационный бизнес-портал |
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
|
Мудрость прерий: Британия перенимает канадский опытМудрость прерий: Британия перенимает канадский опыт Выстраивая политику сокращения расходов, европейским лидерам следует обратиться к опыту Канады 1990-х годов. Фото: AP Выстраивая политику сокращения расходов, европейским лидерам следует обратиться к опыту Канады 1990-х годов, пишет The Financial Times. Великобритания совершенно верно ссылается на канадскую модель, предполагающую переоценку и анализ всех статей расходов вместо повсеместного их сокращения Минфином. Но процесс переоценки потенциально конфликтный и сопряжен со многими разногласиями, которые могут поставить под угрозу альянсы и дружественные контакты в правительстве и нарушить условия «общественного договора» между государством и гражданами. Будучи министром финансов Канады с 1993 по 2002 год, Пол Мартин (Paul Martin) руководил программой масштабных сокращений. Процесс этот был сопряжен с конфликтом интересов, и вряд ли у Мартина было много союзников в кабинете. Один из его немногих сторонников — министр сельского хозяйства Ральф Гудейл (Ralph Goodale) — тоже был очень недоволен отменой субсидий на транспортировку выращенной в прериях пшеницы по железной дороге, когда эта ключевая для фермеров статья была выбрана под сокращение. И все же ему пришлось включиться в диалог и поиск компромиссов. Выбирая простое с политической точки зрения решение, можно попросить разные министерства и департаменты расписать в рамках своей сферы сокращения так, чтобы в совокупности они составляли сумму необходимой экономии, определяемой минфином. Затем просто объявить итоговую программу. Это станет сигналом для рынков, что сокращения будут реализованы. Но это не гарантирует, что они сокращения рациональными, справедливыми и приемлемыми. Довольно часто краткосрочная перспектива оказывается важнее долгосрочной, политические преимущества преобладают над рациональностью, требования влиятельных лоббистов перевешивают общественные интересы. И в итоге сокращаются важные и эффективные статьи расходов и сохраняются огромные суммы ненужных трат, комментирует The Financial Times. Политический процесс имеет ключевое значение для результатов подобных мер. Полная оценка госрасходов позволяет лучше увязать между собой пять общественных групп — правительство, парламент, профсоюзы, бизнес-лидеров и рынки — тогда как сопротивление любой из этих сторон может обрушить даже самые лучшие инициативы. В Канаде в 1990-ые годы министерство финансов выступало в роли администратора процесса, задавая общие целевые параметры экономии (в случае Канады — 3% ВВП за три года). Оно определяло скользящие бюджетные прогнозы, которые обновлялись по мере изменений условий в экономике и на рынке долга. Были заданы общие параметры, и Мартин неоднократно подчеркивал, что они будут непременно исполняться. Британский минфин должен сделать то же самое — наметить бюджетные цели до конца срока работы нынешнего парламента (пятилетняя перспектива) и корректировать их, но осторожно, даже если рост будет превосходить ожидания, пишет The Financial Times. Опросы показывают, что в Великобритании нет единого мнения относительно необходимости сокращений и их объема. Согласно данным YouGov, 50% респондентов выступают против каких бы то ни было сокращений по основным функциям государства. Новый премьер-министр Дэвид Кэмерон (David Cameron) пытается изменить эти настроения. Но это потребует длительной работы. Мартин и его команда в Канаде в течение года пытались отстоять свою позицию, что повышение налогов и сокращение расходов необходимы, прежде чем им удалось представить бюджет, в котором их предложения были реализованы. Если в Великобритании повторится канадский сценарий, труднее всего убедить будет партии правящей коалиции и профсоюзы. Кэмерон намерен создать специальную палату с участием ведущих министров, которая будет контролировать бюджетные меры. В основе — опыт канадского комитета во главе с Мартином. Такой коллегиальный совет давал оценку планам расходов, предлагаемым каждым из министерств. Преимущество британского правительство в том, что оно представляет собой широкую коалицию с участием разных политических партий — от либерал-декмократов до тэтчеристов из консерваторов. Но когда начнется трудная работа по сокращению расходов, правительство может встретить сопротивление в парламенте. Мартин в свое время разрешил эту проблему, выступив в парламентском финансовом комитете с докладом о состоянии экономики. В течение двух дней он был в центре событий, проводя презентации и отвечая на вопросы аудитории, пишет The Financial Times. Бизнес-лидеры, профсоюзы и представители общественных групп должны быть привлечены к обсуждению планов по сокращению расходов и повышению налогов. В Великобритании профсоюзы имеют очень большое влияние и могут подорвать бюджетные инициативы. В Канаде профсоюзы выступали против сокращений, а руководители бизнеса — против повышения налогов. Представителей этих групп приглашали на общие совещания, и они должны были обосновывать свою позицию перед правительством в присутствии друг друга. Так им было сложнее настаивать на необоснованных требованиях или игнорировать разумные компромиссы. Организуя телевизионные трансляции этих обсуждений, правительство демонстрировало свое стремление к справедливому разрешению проблем. |
Ваша компания
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Новости on-line |
© 2009—2024
Единый республиканский бизнес-портал
Читать @erbpru
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования | |
Сделано в
«Техинформ»
Уфа
Все права принадлежат КП «Респект» |