Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

Министр земельных и имущественных отношений Башкирии рассказал о том, как ведомство планирует помогать предпринимателям

_2

Министр земельных и имущественных отношений Башкирии рассказал о том, как ведомство планирует помогать предпринимателям

Министр земельных и имущественных отношений Башкирии Евгений Гурьев рассказал РБК-Уфа, как ведомство планирует помогать предпринимателям, чем будет ограничивать аппетиты ГУПов, а также почему республика продает предприятия ТЭКа.

- Евгений Александрович, недавно Вы озвучили планы на 2016 год, которые призваны облегчить малому и среднему бизнесу условия аренды земли и недвижимости. В частности, Вы готовы даже списать пени должникам. Это вынужденная мера? Вопрос с неплатежами стоит настолько остро?

- Экономика, к сожалению, лучше не становится, долги у бизнеса накапливаются. Поэтому мы хотим поддержать бизнес-сообщество и предлагаем списывать пени, если закрыт основной долг. То есть речь идет об «амнистии» по платежам. Это нормальная бизнес-практика, опробованная в других отраслях экономики. Она позволяет стимулировать арендаторов к исполнению своих основных обязательств. Такое решение должно дать, по нашим прогнозам, поступление доходов в бюджет Республики Башкортостан в размере 70 млн. руб. – за счет погашения задолженности по арендной плате.

Причины, по которым возникает задолженность, кстати говоря, тоже бывают разные: кто-то просто забыл в горячке повседневных забот (таких предпринимателей мы стараемся информировать о долгах с помощью смс и соцсетей – этот опыт мы внедряем сейчас повсеместно, и он показывает, что при напоминании как минимум 60 неплательщиков из 100 сразу оплачивают задолженность), а кто-то все еще считает, что земля у нас бесплатная – ведь раньше ставка была минимальная. Но законодательство сегодня серьезно меняется: пересматривается кадастровая стоимость земельных участков, вводится оплата отдельных объектов недвижимости на основе кадастровой стоимости, внедряются правила «фактического использования» конкретного земельного участка или объекта недвижимости: сейчас мы обращаем внимание на то, как фактически используется земля или недвижимость.

Все это стало основным драйвером роста отчислений в бюджет – а рост у нас идет по всем направлениям. По аренде недвижимости мы собрали в 2015 году на 19% больше, чем годом ранее, по аренде земли - на 37%. При плане в 434 млн рублей было собрано 576 млн рублей.


- Вы упомянули контроль за тем, как фактически используется арендованное имущество. Что Вы имели в виду?

- Не секрет, что есть, например, торговые центры, которые расположены на бывших производственных площадках, а значит, они платят налоги исходя из того, что формально это производство. В последние два года мы проводили большую работу, связанную с анализом таких случаев. Сформировали их перечень, насчитав около двух с половиной тысяч таких объектов по Башкирии. Публично обсудили этот перечень на площадке нашего Общественного совета при Минземимуществе РБ, что-то поправили в нем, и сейчас собственники таких центров платят налоги уже исходя из того, что это торговый центр, а не завод или фабрика. Эти меры, безусловно, дисциплинируют собственников.

Мы контролируем фактическое использование арендованного госимущества путем проведения плановых и внеплановых обследований. Смотрим на сохранность объектов, наличие незаконных перепланировок, выявляем факты сдачи имущества в субаренду без согласования с собственником. Также проверяем соответствие фактического использования имущества условиям договора аренды: при расчете арендной платы применяются различные коэффициенты в зависимости от вида деятельности арендатора.

По земельным участкам. Сейчас мы разрабатываем механизм экономического стимулирования использования земельных участков арендаторами в соответствии с его разрешенным видом использования. Это будет нормативный акт, в основу которого закладывается следующий принцип: земельный участок должен использоваться полностью и в соответствии с видом разрешенного использования. Если используешь не полностью или нарушаешь режим использования – платишь повышенный коэффициент арендной платы или лишаешься земельного участка. Смысл в том, что на пустой земле мог бы хозяйствовать кто-то другой, создавать рабочие места, а это НДФЛ, налог на прибыль и т.д. Эти неполученные доходы бюджета и включаются в арендную ставку.

- Но ужесточение условий для недобросовестного бизнеса должно сопровождаться их смягчением для добросовестного?

- Конечно. И такие льготы есть. Малому и среднему бизнесу продлено право преимущественного выкупа арендуемых помещений с предоставлением рассрочки на срок до семи лет. С 2008 года, т.е. со вступления закона в действие, предприниматели в республике выкупили порядка 500 тыс. кв.м. объектов нежилого фонда на сумму более 11 млрд. руб. 

Есть и трехлетний льготный период по арендной плате – со ставкой 40% от годовой арендной платы в первый год аренды. Можно воспользоваться льготной приватизацией земельных участков, которая действует в республике с прошлого года. Она предполагает трехлетнюю рассрочку по оплате стоимости участка. Только за 9 месяцев прошлого года этой «льготой» воспользовались более двух тысяч предпринимателей-арендаторов. При этом дополнительные доходы муниципального и республиканского бюджетов составили порядка 310 млн. руб.

Мы готовы заниматься введением льгот для малого бизнеса и дальше, но, честно говоря, хотелось бы видеть и встречное движение. Оно, например, может заключаться в раскрытии информации о структуре доходов и расходов конкретного бизнеса, разумеется, на правилах конфиденциальности. Иначе достаточно трудно понять насколько, например, актуализация кадастровой стоимости конкретного земельного участка «сводит на ноль» усилия малого бизнеса по его дальнейшему развитию. А может быть наоборот: расходы по использованию государственного имущества несоизмеримо малы с тем доходом, которые получает предприниматель. Пока, подчеркиваю – пока, – мы такого движения не видим.

Кроме того, нас часто обвиняют, что мы мало говорим о льготах, недостаточно доводим их до бизнес-сообщества. Мы стараемся: помимо публикации на официальных сайтах, организуем публичные обсуждения проектов нормативных актов, согласовываем их в отдельных случаях с органами прокуратуры. Обязательно добавим прозрачности в наше нормотворчество. В ближайшее время мы запустим новый раздел на сайте Минземимущества, где все эти льготы будут по полочкам разложены. Но есть и большая просьба к самим предпринимателям: господа, у всех есть смартфоны, планшеты, иные средства коммуникаций – мониторьте сайты органов госвласти, а не только соцсети. Просьба и к общественным организациям, занимающимся развитием малого и среднего бизнеса: вы – профессиональные помощники бизнеса, помогите предпринимателям больше узнать об их собственных льготах.

Например, в контексте актуализации кадастровой стоимости земель сельхозназначения (она запланирована на этот год), мы ставим задачу не только учитывать реальную рыночную ситуацию на соответствующей территории, но и обеспечивать максимальную транспарентность результатов оценочных работ. Предварительные результаты оценочных работ мы размещаем на сайте министерства и направляем в фонд данных государственной кадастровой оценки, цель которого – дать всем заинтересованным лицам возможность ознакомиться с результатами оценки и направить замечания.

- Евгений Александрович, вопрос по приватизации госимущества. Недавно республика исключила из перечня стратегических предприятий институт «Башгипронефтехим». Сообщается, что его готовятся акционировать и продавать. Точно так же в прошлом году был продан Институт проблем транспорта энергоресурсов. У этих решений есть критики. Разумно ли продавать такие системообразующие предприятия частнику?

- ГУП «Башгипронефтехим» действительно планируется к приватизации. Это, по-моему, самое крупное предприятие в плане на 2016 год, остальное пока – небольшие активы.

В 2015 году у нас самыми крупными сделками стали продажа госдоли в ИПТЭР, упомянутого Вами, и акций ОАО «Полиэф». Покупателем ИПТЭР стал профильный институт крупной федеральной нефтяной компании [«Транснефть» – прим. редакции]. С «Башгипронефтехимом» мы также ожидаем, что крупные нефтяные структуры заинтересуются этим активом. Критикам я могу ответить, что вся годовая выручка ИПТЭР была в пределах 160 млн. рублей, а чистая прибыль на уровне 4 млн. рублей в год. Институту было трудно выживать в современных условиях, контракты шли по нисходящей, но оставались авторитет и имя. Они и привлекли потенциального инвестора, который планирует вывести предприятие на федеральный уровень. Мы считаем, что для республики, сотрудников предприятия и всей научной среды – это очень хорошая сделка.

- А «Полиэф»? Разве доля в нем не приносила Башкирии доход как акционеру?

- Наш пакет акций составлял 17,5 %. Такой размер не позволяет влиять на решения, способствующие развитию компании. Кроме того, мы также не получали дивидендов от данного пакета: «Полиэф» обслуживает достаточно серьезную кредитную нагрузку, что не позволяет обществу платить дивиденды. Из этих двух основных посылов последовал вывод: продать пакет инвестору, желательно подороже [смеется]. Считаю, что республика получила достойную цену за свой миноритарный пакет [чуть более 500 млн рублей – прим. редакции].

В целом, с моей точки зрения, держаться за небольшие пакеты акций не имеет особого смысла, тем более, если с точки зрения дивидендов они ничего не дают и там нет какой-либо социальной и/или общественной составляющей.

В 2015 году Башкирия как акционер получила от своей доли в республиканских предприятиях 6,5 млрд рублей дивидендами, из них чуть больше 5 млрд – от «Башнефти». Это первый пример, когда пакет стоит того, чтобы его не продавать. А есть и другие примеры, например, акционерное общество «Международный Аэропорт «Уфа», которое отвечает за обслуживание воздушных судов, что имеет большое значение для обеспечения безопасности полетов. Такое предприятие должно также находиться под контролем государства.

- В 2015 году удалось решить проблему, связанную с неэффективностью и непрозрачностью ГУПов?

- Я считаю, что ситуацию с ГУПами нам удалось переломить в корне. Если на начало 2014 года их было 186, то на момент нашего с вами разговора – 70. Из 74 хозяйственных обществ осталось 49. 

Путь по их сокращению еще достаточно долгий, поэтому мы внедряем в повседневную деятельность ГУПов и государственных акционерных обществ бизнес-планирование и ключевые показатели эффективности. Сейчас доход руководителя ГУПа увязан с этими показателями, а также с чистой прибылью ГУПа и отсутствием долгов по зарплате. В 2015 году мы создали при ГУПах совещательные органы – сродни совету директоров в акционерных обществах. В состав такого органа вошли представитель отраслевого министерства, представитель Минземимущества и специалист по той или иной тематике. Все системные, наиболее важные вопросы деятельности таких государственных предприятий будут выноситься на рассмотрение этих советов.

Кроме того, в новом году мы введем так называемое банковское сопровождение государственных предприятий. Система, которую сопровождает банк, выбранный самим ГУПом, будет содержать в себе данные по основным расходным статьям предприятия и, если конкретный платеж не будет соответствовать «закаченному» бюджету, то банк не пропустит такой платеж. Такой сервис сейчас вводят многие банки: ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк, Уралсиб... Предприятие сможет выбрать любой из них, но наличие такой системы сопровождения станет для госпредприятия обязательным условием.

Всеми этими действиями мы уже подняли отчисления в бюджет республики части чистой прибыли ГУПов на 31 %. Возможно, в абсолютных цифрах это не так много, но мы только в начале изменений в этой отрасли. Продолжение следует. 

Источник: РБК

Разделы: бизнес и финансы и помощь бизнесу

Дата: 15 января 2016, пятница 09:24

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика обработки персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»