Минтранс хочет повысить топливный акциз на 7-8 рублей/литр
Сейчас владельцы автомашин покрывают около 40% бюджетных расходов на дорожную систему: 30% дают акцизы на топливо, 10% — транспортный налог. Автомобилисты — вторые после пенсионеров по бюджетной поддержке, считают эксперты, поэтому они должны покрывать все дорожные расходы бюджета, кроме политических (вроде строительства дорог для саммита АТЭС или Олимпиады в Сочи).
В действующей редакции Налогового кодекса заложено повышение акциза на 1 рубль в 2012 и 2013 год. Сейчас акциз на литр бензина третьего класса составляет 4,23 рублей, что составляет 18-23% стоимости 92-го бензина (доля различается в зависимости от НПЗ).
В транспортный налог должна войти плата за парковку автомобиля на территориях муниципалитетов, для чего можно ввести и дополнительный налог, предлагают эксперты Минтранса. Они также предлагают ввести налог на километр пробега; для этого придется оборудовать все машины устройствами спутникового позиционирования. Покилометровый тариф можно будет дифференцировать по регионам и автомобилям.
Предложения экспертов сделаны на основе разработок Минтранса, он представлен в группе шестью чиновниками, сообщил представитель министерства. Те же цифры есть в проекте дорожной госпрограммы до 2020 года. Минэкономразвития и Минфин предложили доработать госпрограмму, говорит он: цифры корректируются, темп роста нагрузки сократится.
Предложения группы основаны на мировом опыте, и это реалистичный сценарий, подчеркивает руководитель экспертной группы, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Инвестиции в дорожное строительство в Китае — 3,3% ВВП, в России — всего 1-1,2%, напоминает он.
Сейчас неправильно ставить вопрос о полной компенсации затрат на дороги за счет автомобилистов, в первую очередь из-за их низкого качества, говорит директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков.