Единый республиканский
инновационный бизнес-портал |
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
|
Госзаказ пойдет в обход малого и среднего бизнесаГосзаказ пойдет в обход малого и среднего бизнеса Федеральная антимонопольная служба готовит изменения в закон о госзаказе. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru Федеральная антимонопольная служба готовит изменения в закон о госзаказе. Это очередной шаг на пути «выдавливания» негосударственных структур с рынка госзакупок, констатируют эксперты. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России планирует ввести обязательное финансовое обеспечение заказа с ценой контракта выше 10 млн рублей. Сейчас это необходимо делать при цене контракта свыше 50 млн рублей. Как сообщает пресс-служба ФАС, об этом заявил начальник управления контроля за размещением госзаказа ФАС России Михаил Евраев. С 1 июля 2010 года все федеральные заказчики обязаны размещать заказы в форме электронных аукционов на отобранных площадках, напомнил Евраев. К 15 сентября состоялось более 50 тысяч электронных аукционов, а на площадках зарегистрировалось более 30 тысяч предпринимателей. «Общая сумма контрактов составила 255 млрд рублей, средняя экономия — около 10% или более 26 млрд рублей», — отчиталась ФАС. «Мы планируем упростить процедуру регистрации на электронных площадках: в будущем заказчик и предприниматель должны будут проходить аккредитацию только один раз для работы на всех 5 площадках», — пообещал представитель антимонопольного ведомства. BFM.ru обратился с запросом в ФАС о целях, которые преследует антимонопольное ведомство, планируя ввести финобеспечение заказа с ценой контракта выше 10 млн рублей. Оперативного комментария от ФАС получить не удалось. Экспертов, опрошенных BFM.ru, насторожили намерения ФАС. Введение обязательного финобеспечения для контрактов от 10 млн рублей после уже принятых в июле изменений законодательства приведет к негативным последствиям для бизнеса и скажется на активности участников, уверен заместитель генерального директора АКГ «Развитие бизнес-систем», член Экспертного совета по поддержке малого и среднего предпринимательства Михаил Иванков. В июле 2010 года в законодательство уже вносились изменения, «уточняющие» требования к финобеспечению контрактов, и они уже привели к негативным последствиям, прежде всего — для малого и среднего бизнеса, говорит BFM.ru Иванков. «В частности, перестала работать схема страхования ответственности, были введены новые предельно жесткие требования к поручителям. Например, чистая прибыль поручителя должна быть не менее 100 млн рублей, — напоминает эксперт «Развития бизнес-систем». — Другие две формы обеспечения, банковская гарантия и замораживание денежных средств на счетах госзаказчика, как правило, неподъемны не только для представителей малого и среднего бизнеса, но и достаточно обременительны для более крупных компаний». ФАС создает рынок спецорганизаций, которые будут работать по госзаказу, заявил BFM.ru председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру» Сергей Габестро. «Малый и средний бизнес, а также прямые производители товаров не будут принимать участие в конкурсах и работать по госконтрактам свыше 10 млн рублей. Безболезненно изъять из оборота средства для финобеспечения сможет далеко не каждый поставщик, поэтому активность участников госзаказа и доля малого и среднего бизнеса в нем будет падать», — предсказывает Габестро. В середине июля 2010 года на заседании президиума правительства премьер Владимир Путин заявил о новых мерах поддержки малого и среднего бизнеса. Перечень сфер, где действует уведомительный порядок открытия своего дела, расширится, обязательная сертификация продукции должна быть снижена вдвое, а лицензии на все услуги станут иметь бессрочный характер, обещал премьер. Президент Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета в Тобольске 27 марта 2008 года называл развитие малого бизнеса ключевой задачей для развития страны. Малый бизнес является основой для расширения предпринимательской активности и базой для роста среднего класса, говорил тогда президент. «Мы рассчитываем, что малый бизнес станет «рычагом» в создании новой модели организации российской промышленности. Он должен встраиваться в производственные цепочки крупных и крупнейших промышленных предприятий, повышение конкурентоспособности которых во многом возможно за счет аутсорсинга», — заявлял Медведев. Сейчас госзаказчик имеет право требовать финансовое обеспечение и для заказов суммой до 50 млн рублей, и значительная часть госзаказчиков этим правом пользовалась. Поэтому на практике существенных изменений не произойдет, говорит BFM.ru юрист компании Goltsblat BLP Денис Балакин. «Цель, которую преследует ФАС, ясна — исключить из госторгов фирмы-однодневки. Для нормальной компании сумма финобеспечения в 3–12 млн рублей (максимальная сумма обеспечения составляет 30% от суммы заказа) не должна стать серьезным препятствием. Такая планка исключает фирмы, не имеющие ресурсов. Для малого бизнеса, о поддержке которого заявляет российское правительство, могут быть установлены льготы, так как планируемые поправки ФАС действительно могут стать для них препятствием», — рассуждает юрист. В целом же, на рынке госзакупок сейчас существует масса инструментов для создания преференций аффилированным с госзаказчиком компаниям, отмечает Денис Балакин из Goltsblat BLP. «На этом фоне введение финобеспечения заказа с ценой контракта выше 10 млн рублей не изменит кардинально ситуацию. Есть масса других проблем, искоренение которых поможет гораздо больше», — отмечает юрист BFM.ru. Сергей Габестро полагает, что для изменения суммы обеспечения есть несколько причин. «ФАС хочет отсечь недобросовестных поставщиков, однако тем самым ограничивает круг участников госзаказа, создавая рынок спецорганизаций», — предполагает эксперт в интервью BFM.ru. Другой причиной может быть лоббирование интересов коммерческих банков, которые обслуживают три выбранные электронные площадки для проведения торгов по госзаказу. «Функционирование этих площадок построено на том, чтобы банки собирали финансовое обеспечение. А они, видимо, не могут, поэтому сумма снизилась до 10 млн, чтобы собрать больше денег», — рассуждает Сергей Габестро. От бюджетных учреждений, по действующему закону о госзаказе, обеспечения контракта вообще не требуется, говорит BFM.ru Михаил Иванков. «Таким образом, бюджетные учреждения уже сегодня имеют существенные преимущества перед любыми иными участниками торгов, причем не только перед представителями малого и среднего бизнеса. Новая инициатива ФАС, как представляется, очередной логичный шаг на пути «выдавливания» негосударственных структур с рынка государственных закупок», — опасается эксперт. |
Ваша компания
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Новости on-line |
© 2009—2024
Единый республиканский бизнес-портал
Читать @erbpru
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования | |
Сделано в
«Техинформ»
Уфа
Все права принадлежат КП «Респект» |