Единый республиканский
инновационный бизнес-портал |
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
|
Рустэм Хамитов встретился с аналитиками рейтингового агентства Standard & Poor`sРустэм Хамитов встретился с аналитиками рейтингового агентства Standard & Poor`s 26 марта в Доме Республики Президент Башкортостана Рустэм Хамитов провел рабочую встречу с директором группы «Региональные и муниципальные финансы» московского офиса международного рейтингового агентства Standard & Poor`s Борисом Копейкиным и аналитиком группы Екатериной Ермоленко. Обсуждались вопросы финансово-экономического развития республики, состояния ключевых отраслей промышленности и привлечения инвестиций. Стенограмма начала встречи: Рустэм Хамитов: Начнем нашу работу. Борис Копейкин: Спасибо, что согласились с нами побеседовать. Это очень важно для правильной оценки кредитного качества республики. Я с Вами уже встречался. Наш аналитик Екатерина Ермоленко активно занимается рейтингами регионов России и Украины. У нас, конечно, есть вопросы. Мы также готовы отвечать на ваши вопросы. Перед этим хотели бы выразить благодарность Вашим коллегам за высокое качество подготовки информации. Мы видим очень ответственный подход, высокое качество организации процесса и всех тех материалов, которые можно предварительно получить для встречи. Большое за это спасибо. Конечно, сейчас очень непростая внешняя ситуация. Много настораживающих экономических индикаторов. Буквально вчера мы пересмотрели на «негативный» прогнозы по рейтингу Москвы и Петербурга. Чуть раньше мы предпринимали негативные рейтинговые действия по двум другим богатым и успешным российским субъектам – Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам. Что происходило? Для Москвы и Петербурга это, конечно, прогноз по суверенному рейтингу. Российские регионы вряд ли могут продемонстрировать кредитоспособность более высокую, чем Российская Федерация. Но в некоторых других случаях это вопросы управления расходами и долгом. Даже самые богатые регионы стоят перед каким-то выбором – можно разгонять расходы, можно увеличить краткосрочный долг, можно подходить более ответственно к своим расходам и долгу. Эта та политика, которую мы наблюдаем в республике в последние годы. Конечно, у нас есть традиционный вопрос – насколько возможно такую политику проводить и дальше в условиях постоянных требований по повышению зарплат, в условиях непростой экономической конъюнктуры. Это один из тех вопросов, которые мы хотели бы обсудить. Рустэм Хамитов: Спасибо за ваш визит. В нашей встрече нет ничего чрезвычайного. Это текущая работа, мы в очередной раз должны сверить часы. Вы, оценив наши возможности, примете решения. Я со своей стороны хочу сказать, что в сегодняшней ситуации мы чувствуем себя вполне спокойно и уверенно. У нас нет никакого страха, боязни того, что происходит, как вы сказали, в международном плане по отношению к России. И в части выполнения наших обязательств по повышению заработной платы бюджетникам всех уровней. Нам это дается не очень просто, с одной стороны, но, с другой стороны, мы понимаем свои возможности и знаем, что обязательства, которые перед нами поставлены, мы выполним. Выполним так, чтобы не подорвать экономическое благополучие республики, чтобы не залезть в долги, которые негативным образом будут на нас сказываться. Мы работаем исходя из своих возможностей и понимания того, как эту ситуацию можно разрешить. Управление финансово-экономическим блоком у нас осуществляется профессионально. Работу этого направления курирует Рустэм Хабибович (Р.Х. Марданов - первый заместитель Премьер-министра правительства РБ) – опытный финансист, экономист, человек, который досконально знает как устройство нашего бюджета, так и новые возможности, которые у нас появляются. Министерство финансов республики – абсолютно профессиональная организация, хорошо сбалансированная, подготовленная, в хорошем смысле слова консервативная, стоящая на принципах разумного расходования ресурсов и отстаивающая этот принцип. Нет никаких сомнений в том, что работает команда профессионалов высокого уровня, хорошо разбирающаяся и понимающая существо дела. Кстати, Минфин России определил наши позиции как высокие в части управления финансами региона. Мы входим в двадцатку регионов Российской Федерации, где управление региональными финансами осуществляется на высоком уровне. Это что касается профессионального сопровождения этой темы. Мы все исповедуем стиль, который не менялся в течение последних трех лет – консервативный, осмотрительный и не предполагающий создания каких-либо рисков в части управления финансами. Мы понимаем, что могут быть, безусловно, какие-то сложности, связанные с девальвацией рубля или возможными санкциями. Изучив эту ситуацию, мы видим, что все это в конечном итоге играет нам на руку. Девальвации мы не боимся хотя бы потому, что экспортная выручка предприятий республики в прошлом году составила почти 14 млрд долларов. Повышение курса евро и доллара и ослабление рубля в этом смысле играет в плюс для нашего бюджета. В России немного регионов, которые имеют такую экспортную составляющую. Если мы говорим об Украине, которая сегодня является предметом широкого обсуждения – наши внешнеэкономические отношения с этой страной незначительные. По импорту мы получаем продукции примерно на 20-25 млн долларов. Поставляем нефтепродукты, продукцию химического производства на 200 млн долларов, что не является критическим по отношению к уровню нашего экспорта в 13,7 млрд долларов. Продукция наших предприятий высоколиквидна, хорошо и успешно продаётся не только в Европе, но и на Востоке. Есть транспортные схемы доставки продукции по всем направлениям. Здесь каких-либо рисков мы не видим. Я встречался с руководством и собственниками наших крупнейших предприятий-экспортёров. Разработаны планы по парированию рисков и сложностей, которые могут возникать в результате даже самых фантастических санкций. Этот анализ показывает, что в целом республика не понесет каких-либо финансовых потерь. Все будет в рамках того, что мы планировали. Начало 2014 года показывает, что в целом, безусловно, как и в Российской Федерации, элементы стагнации промышленного производства имеются. В то же время в прошлом году при индексе промышленного производства 102,3 процента тем не менее мы здорово нарастили инвестиции на 8 процентов, экспорт на 8 процентов. На 8 процентов увеличился потребительский сектор, достигнув объема в 720-730 млрд рублей – мы занимаем первое место в Приволжском федеральном округе. Из этого мы делаем вывод, что население чувствует себя неплохо, наши экспортеры работают неплохо. Два с небольшим процента роста в промышленном производстве тоже превышает среднероссийские показатели. Январь-февраль мы идем на уровне около 100 процентов по отношению к прошлому году. Для нас это традиционное начало года, потому что топлива берут поменьше, продукцию химических предприятий берут поменьше. В марте-апреле мы выходим на приличный режим и работаем нормально. Налоговые поступления за первые два месяца идут с превышением порядка 6,5-7 процентов по отношению к январю-февралю прошлого года. Мы индивидуально работаем с крупнейшими налогоплательщиками. Заместители генеральных директоров, президентов компаний по финансам и экономике на прямой связи с Минфином, с Рустэмом Хабибовичем. Мы нисколько не ослабляем хватку в части получения налогов от крупнейших и средних предприятий. У нас есть соответствующая комиссия и рабочая группа, на встречи мы приглашаем правоохранительные органы. По плану мы должны получить порядка 5-6 процентов больше налогов, чем в 2013 году. Исходя из этой суммы мы выстраиваем свою финансовую и экономическую политику. Мы один из немногих регионов, который в полном объеме выполняет Указы Президента Российской Федерации. Причём выполняем без заимствований, идем за счет собственных ресурсов. Мы не тронули те запасы, которые у нас есть. В прошлом году мы пошли на реализацию миноритарных пакетов части предприятий, которые у нас располагаются. В частности, хорошую сделку мы осуществляли по продаже пакетов трубопроводных систем – «светлая» труба, по которой перекачиваются нефтепродукты, у республики было 13 процентов (акций), а «темная» труба, по которой нефть перекачивается – 23 процента. Мы реализовали эти пакеты хорошо, это позволило закрыть все потребности, которые у нас были. Дефицит бюджета есть, мы с ним справляемся. Мы понимаем, как с ним работать. Этот дефицит не является ни критическим, ни сверхсложным. От консолидированного бюджета это порядка 10 процентов. Для нас это понятная ситуация. Мы не занимались заимствованиями. Если работали на рынке, то только исходя из того, что у нас рейтинг неплохой и деньги дешево дают. С тем чтобы поддерживать историю хороших заемщиков, мы не берем большие сложные объемы, с которыми потом будет тяжело справляться. Для нашего бюджета это не такие большие суммы, речь идет о нескольких миллиардах рублей. Нашу суммарную задолженность вы хорошо знаете. Она невелика, укладывается во все нормативы и существенно ниже их.
У нас нет больших затрат по подготовке к саммитам ШОС и БРИКС. Просматривая средства массовой информации, вы наверняка ни разу не наталкивались на то, что в Башкортостане ведутся какие-то гигантские стройки. У нас этого нет. Мы модернизируем место проведения саммитов. Это объект, принадлежащий республике, затраты небольшие. Мы модернизируем аэропортовое хозяйство, при этом строительство международного терминала оплачивает ОАО «Международный аэропорт «Уфа». Аэродром модернизируется за счет федеральных ресурсов. Будет стоянка для тяжелых самолетов, будет еще одна рулежная дорожка. Это все, что нам нужно. Гостиницы и отели строят частники, там нет ни одной нашей копейки – полностью частный капитал. Будет построено четыре-пять отелей. У нас нет суперсложных инфраструктурных объектов, которые нужно немедленно построить, иначе все остановится. Мы приступаем к строительству моста через реку Белая, там мы идем по варианту государственно-частного партнерства. Объект не очень дорогой – в пределах 5 млрд рублей. Рассрочка платежа будет достаточно большой, 10-15 лет. Это объект города Уфы. Это самое большое из того, что мы планируем строить, а все остальное – это текущая жизнь. Если строится предприятие, то за счет привлеченных инвестиций. Мы будем продолжать работать с внешними и внутренними инвесторами. Ни один из запланированных объектов не выпадает из наших планов. Это деревоперерабатывающий комбинат компании «Кроношпан», по которому идет доводка всей документации. Собственник не собирается отказываться от участия в строительстве таких предприятий в Российской Федерации. Также вопросы с компанией «РусГидро» по созданию технопарка. У нас довольно активно зондируют почву китайцы. Представители Китайской Народной Республики тоже предлагают размещение ряда производств. Бизнес ведет себя очень спокойно, отделяет свою деятельность от политики. Утверждая, что ничего в Российской Федерации в части отношения с бизнесом по большому счету не изменится. Прогноз по 2014 году я вижу вполне реальным, он достижим по всем показателям. Кроме того, сейчас мы проводим жесткую политику по оптимизации расходов. Я поддерживаю усилия первого заместителя Премьер-министра Правительства республики Марданова Рустэма Хабибовича. Мы должны за счет оптимизации, правильного управления нашими государственными структурами, государственными унитарными предприятиями, акционерными обществами получить хороший эффект, в том числе финансовый. Мы продолжаем сбалансированную политику, спокойную, разумную, не направленную на разбазаривание ресурсов или привлечение значительного количества кредитов. Мы работаем спокойно. Стенограмма подхода к прессе: КОРР.: Здравствуйте, скажите, пожалуйста, о чем шла речь на встрече с Президентом республики. Какой рейтинг у республики? Б. КОПЕЙКИН: Наша работа отвечает на один простой вопрос – какова вероятность своевременного и полного погашения долга любым заемщиком, у которого есть наш рейтинг. Все это делается для одной простой вещи – чем выше рейтинг, чем выше надежность заемщика, тем меньше надо платить проценты. Тем дешевле, в данном случае для бюджета республики, обходится долг. Сэкономленные деньги могут быть направлены на необходимые для республики вещи: детские сады, школы, больницы. Для этого все и делается. Рейтинг у республики высокий. Это рейтинг инвестиционной категории «BBB–» со стабильным прогнозом. Он отражает много разных вещей: состояние российской системы межбюджетных отношений, которые оставляют очень немного гибкости для управления бюджетами, особенно в доходной части, но также и в расходной части. Отражает состояние экономики, качество управления, ситуацию с долгом, с ликвидностью, с обязательствами, связанными с муниципальным сектором, предприятиями. Конечно, сейчас не самая простая ситуация, как минимум замедление экономического роста. За последние несколько лет экономика республики росла быстрее, чем экономика Российский Федерации. Есть существенные основания полагать, что та же тенденция будет наблюдаться и в ближайшие годы. Это мы будем обязательно учитывать. Но, с другой стороны, рост будет существенно ниже, чем он был в прошедшие годы. Это очевидно. Одновременно поставлена задача на федеральном уровне по повышению заработных плат, что, конечно, не может не сказываться на расходной части бюджета. У республики есть резервы – в расходной части, есть накопленные ранее запасы. Все это мы должны балансировать в своей оценке. На данном этапе мы видим, что за прошедший год республике удалось достаточно успешно сбалансировать растущие расходные потребности с поступлениями в бюджет. В том числе поступили существенные доходы от продажи имущества, которые позволили сохранить большой объем капитальных вложений. А капитальные вложения – это то, на чем сейчас многие начинают экономить. Это то, что создает основу для будущего развития. Если сейчас не вкладывать в дороги, в жилищно-коммунальный сектор, в школы и больницы, завтра у вас не будет инвестиций, будет низкий экономический рост, меньше налогов. Источник: сайт Президента РБ. |
Ваша компания
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Новости on-line |
© 2009—2024
Единый республиканский бизнес-портал
Читать @erbpru
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования | |
Сделано в
«Техинформ»
Уфа
Все права принадлежат КП «Респект» |