|
|
Расходы на маркетинговые услуги отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов на обычные виды деятельности. Если же целью маркетинговых исследований является приобретение активов, то указанные расходы могут быть включены в фактические затраты на их приобретение. |
|
Понятие маркетинговых услуг приведено, в частности, в п. 2 Приложения N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014): это услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.
Расходы на маркетинговые услуги являются расходами на обычные виды деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) при выполнении условий, указанных в п. 16 ПБУ 10/99.
Они, по нашему мнению, не включаются в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции (п. 26 ФСБУ 5/2019 "Запасы", утв. Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н).
Расходы на маркетинговые услуги могут отражаться в бухгалтерском учете организации по дебету счета 44 "Расходы на продажу", а также может использоваться счет 26 "Общехозяйственные расходы" (если затраты, например, не связаны с продвижением и продажей продукции, товаров, работ, услуг).
Если же, например, маркетинговые исследования осуществляются непосредственно с целью приобретения внеоборотных активов на наиболее выгодных условиях, то затраты на данные услуги, по нашему мнению, могут относиться к фактическим затратам на приобретение активов с отражением на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (п. п. 5, 6, 10, пп. "ж" п. 16 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н).
Соответственно, в бухгалтерском учете организации могут быть сделаны следующие записи (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражены расходы на маркетинговые услуги по договору со сторонним исполнителем |
44, 26, 08 |
60 |
Отражен НДС, предъявленный исполнителем |
19 |
60 |
Предъявленный НДС принят к вычету |
68 |
19 |
Произведена оплата |
60 |
51 |
Отражены расходы на маркетинговые исследования, осуществленные работниками организации |
44, 26, 08 |
70, 69 |
Списаны расходы на маркетинговые услуги (исследования), не включаемые в затраты на приобретение активов |
90-2 |
44, 26 |
Если маркетинговые услуги оказывает сторонний исполнитель, то с ним заключается договор возмездного выполнения работ (оказания услуг), который регулируется положениями гл. 37, 39 ГК РФ. Итоги проведения маркетинговых исследований оформляются документально: актом выполненных работ (оказанных услуг) и (или) отчетом о маркетинговых исследованиях, содержащими подробную информацию о результатах выполненных работ (оказанных услуг).
Специальные формы первичных документов, используемые для оформления результатов маркетинговых услуг (маркетинговых исследований), не утверждены. При этом все используемые первичные документы, принимаемые в бухгалтерском учете заказчика, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Источник: КонсультантПлюс