Для кого (для каких случаев): Для случаев защиты государственных служащих от необоснованного увольнения.
Сила документа: Постановление Конституционного Суда РФ.
Цена вопроса: Сохранение работы в государственном органе.
Схема ситуации: Конституционный суд РФ проверил нормы Закона о государственной гражданской службе. При изменении существенных условий служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении служащим деятельности без изменения должностных обязанностей допускается корректировка существенных условий служебного контракта. Если служащий не согласен на замещение должности и прохождение службы в том же или другом госоргане в связи с изменением существенных условий служебного контракта, то представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить. В случае письменного отказа служащего от предложенной должности служебный контракт прекращается.
Поводом послужила жалоба гражданки, которая работала референтом в департаменте госоргана. В ведомстве был создан новый департамент, которому переданы функции нескольких отделов и штат госслужащих. Гражданке предложили изменить условия служебного контракта, заняв должность советника отдела департамента со сходными обязанностями. Однако она не выразила согласия на замещение данной должности, поскольку последняя относится к ведущей группе, а замещаемая - к главной. Впоследствии гражданка была уволена. Она обратилась в суды, однако они ее не поддержали.
Конституционный суд указал, что упомянутые нормы не предполагают изменения по инициативе представителя нанимателя существенных условий служебного контракта в связи с введением в штатное расписание госоргана взамен должности, замещаемой служащим, новой должности, относящейся к иной категории и (или) группе должностей, со сходными обязанностями. Также они не предполагают увольнения в связи с отказом служащего от замещения иной (нижестоящей) должности. При таком изменении в организационно-штатной структуре госоргана должны применяться правила, предусмотренные для случаев сокращения должностей.
Также отмечено, что изменение представителем нанимателя наименования должности возможно только в случае ее переименования в реестре должностей федеральной госслужбы и не должно приводить к отнесению ее к другой категории или группе. Перераспределение должностных обязанностей и исключение из штатного расписания замещаемой должности не может расцениваться в качестве изменения существенных условий служебной деятельности и не является основанием для одностороннего изменения условий служебного контракта.
Вынесенные в отношении гражданки судебные акты должны быть пересмотрены.
Выводы и Возможные проблемы: Нормы Закона о государственной гражданской службе не предполагают применения в качестве основания для увольнения госслужащего, замещающего подлежащую исключению из штатного расписания государственного органа должность гражданской службы, его отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы. При таком изменении в организационно-штатной структуре государственного органа должны применяться правила, предусмотренные для случаев сокращения должностей гражданской службы.
Информация предоставлена справочно-правовой системой КонсультантПлюс