Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

Какова административная ответственность за нарушение лицензионных требований?

 

Административная ответственность за нарушение лицензионных требований установлена ст. ст. 14.1 и 19.20 КоАП РФ, а также иными специальными нормами КоАП РФ в зависимости от конкретного вида деятельности.

Под лицензионными требованиями понимаются обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и (или) положениях международных договоров РФ, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в РФ, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) (п. 7 ст. 3, ч. 1 ст. 8 Закона N 99-ФЗ).

Перечень лицензионных требований

Лицензионные требования могут включать в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования (ч. 2 ст. 8 Закона N 99-ФЗ).

В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования (ч. 3 ст. 8 Закона N 99-ФЗ):

  • наличие у соискателя лицензии и лицензиата производственных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования или в случаях, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, право пользования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
  • соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
  • иные требования, установленные федеральными законами и (или) международными договорами РФ, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в РФ.

К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства РФ в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства РФ, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг (ч. 4 ст. 8 Закона N 99-ФЗ).

Общая ответственность за нарушение лицензионных требований

За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), административное наказание может быть наложено в виде предупреждения или штрафа, установленного для граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.; для должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.; для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

Часть 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При совершении такого деяния налагается штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4 000 до 8 000 руб. или применяется административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; штраф для должностных лиц составит от 5 000 до 10 000 руб.; для юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. или возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой (ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ, примечание 1 к ст. 14.1 КоАП РФ):

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Так, например, согласно п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 980, грубыми нарушениями лицензионных требований являются повлекшие за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ, следующие нарушения:

  • прием лома черных и (или) цветных металлов без осуществления радиационного контроля или контроля на взрывобезопасность;
  • хранение лома и отходов черных и (или) цветных металлов в пределах площадки с асфальтовым, бетонным или другим твердым влагостойким покрытием.

Часть 2 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). В качестве санкций для данного состава применяются: предупреждение или наложение штрафа на граждан от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - от 15 000 до 25 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 150 000 руб.

Часть 3 ст. 19.20 КоАП РФ устанавливает повышенную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). В этом случае налагается штраф на должностных лиц от 20 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 150 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примером административного правонарушения по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ может служить грубое нарушение лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490) (далее - Положение N 1490), в частности отсутствие у организации, осуществляющей образовательную деятельность, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию, если такое нарушение повлекло за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ (пп. "д" п. 7, пп. "а" п. 9 Положения N 1490, Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.01.2022 N 16-283/2022).

Специальная ответственность за нарушение лицензионных требований

Помимо общих норм, предусмотренных ст. ст. 14.1 и 19.20 КоАП РФ, КоАП РФ также содержит целый ряд специальных норм об административной ответственности за нарушение лицензионных требований в зависимости от конкретного вида деятельности.

Так, например, ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов в виде штрафа для граждан от 2 000 до 3 000 руб.; для должностных лиц - от 20 000 до 40 000 руб.; для юридических лиц - от 300 000 до 500 000 руб.

Часть 1 ст. 8.17 КоАП РФ предусматривает в том числе ответственность за нарушение условий лицензии на водопользование, на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку в виде штрафа для должностных лиц от 10 000 до 15 000 руб.; для юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. Дополнительно может быть применена конфискация судна и иных орудий совершения административного правонарушения.

Часть 1 ст. 9.1 КоАП РФ содержит санкции за нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде штрафа для граждан от 2 000 до 3 000 руб.; для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; для юридических лиц - от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 3 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификации на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Так, например, грубым нарушением лицензионных требований в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1477) (далее - Положение N 1477) является нарушение, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ, в частности, невыполнение лицензиатом требований о наличии в общем случае в штате не менее 3 экспертов в области промышленной безопасности, которые соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", и для которых работа в этой организации является основной (пп. "а" п. 5, п. 10 Положения N 1477, п. 13 Приложения N 4 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

Часть 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в виде штрафа для юридических лиц в размере от 300 000 до 500 000 руб.

Часть 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ налагает штраф на юридических лиц в размере от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

К грубым нарушениям в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1625 (далее - Положение N 1625), относится нарушение, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ, в частности привлечение к работе у организатора азартных игр лиц, не достигших возраста 18 лет (пп. "а" п. 4, п. 7 Положения N 1625, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).

Часть 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ устанавливает ответственность в виде штрафа для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 20 000 руб.; для юридических лиц - 100 000 руб. за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией (за исключением случаев, предусмотренных ст. 11.23 КоАП РФ).

Часть 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий лицензии в виде штрафа для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 75 000 руб.; для юридических лиц - 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616) (далее - Положение N 1616) грубым нарушением лицензионных требований является нарушение, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ, в частности несоблюдение установленных Министерством транспорта РФ в соответствии со ст. 329 ТК РФ особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей (пп. "к" п. 8, п. 39 Положения N 1616).

Часть 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ возлагает ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет; для юридических лиц - от 250 000 до 300 000 руб. за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований (за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 КоАП РФ).

Часть 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований. В этом случае применяется штраф для должностных лиц в размере от 100 000 до 250 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет; для юридических лиц - от 300 000 до 350 000 руб.

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110). К грубым нарушениям в соответствии с пп. "д" п. 4(1) Положения N 1110 относится, в числе прочего, нарушение лицензионного требования, предусмотренного пп. "б" п. 3 Положения N 1110, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом.

Часть 1 ст. 14.17 КоАП РФ устанавливает ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований в виде штрафа для юридических лиц в размере от 100 000 до 150 000 руб. с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота, либо без таковой.

Часть 2 ст. 14.17 КоАП РФ устанавливает ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований и налагает санкции в виде штрафа для юридических лиц в размере от 150 000 до 200 000 руб. с конфискацией либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией либо без таковой.

Перечень грубых нарушений лицензионных требований в данном случае содержится в примечании к ст. 14.17 КоАП РФ и включает в себя:

  • использование технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;
  • поставку этилового спирта, в том числе денатурата, организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено, либо не имеющей уведомления;
  • поставку алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено;
  • и др.

Часть 1 ст. 18.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности по трудоустройству граждан РФ за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в виде штрафа для граждан в размере от 2 000 до 4 000 руб.; для должностных лиц - от 35 000 до 40 000 руб.; для юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.

Часть 2 ст. 18.13 КоАП РФ устанавливает ответственность за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, в виде штрафа для должностных лиц в размере от 45 000 до 50 000 руб.; для юридических лиц - от 700 000 до 800 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Грубые нарушения установлены п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2535 (далее - Положение N 2535). К ним относятся нарушения, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ (п. 6 Положения N 2535).

Общие правила применения ответственности

Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Исключение составляет, в частности, освобождение юридического лица от ответственности за административное правонарушение, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, при условии, что юридическим лицом были приняты все меры для соблюдения правил и норм (ч. 3, 4 ст. 2.1 КоАП РФ).

По общему правилу лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Отметим, что за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 9.1, 14.1.2, 14.1.3 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (примечание 3 к ст. 9.1, примечание 1 к ст. 14.1.2, примечание 1 к ст. 14.1.3 КоАП РФ).

Кроме того, специальный субъект установлен при совершении правонарушения по ст. 9.1 КоАП РФ. При ее применении под должностными лицами в организациях понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации (примечание 2 к ст. 9.1 КоАП РФ).

Следует отметить, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ). Также административное наказание назначается с учетом правил, установленных ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности. Статья 4.5 КоАП РФ устанавливает общие (60 календарных дней, а по административному делу, рассматриваемому судьей, - 90 календарных дней) и специальные (более длительные) сроки давности привлечения к административной ответственности в зависимости либо от вида нарушения законодательства РФ, либо от того, какая конкретно статья Особенной части КоАП РФ нарушена.

Так, например, для административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 КоАП РФ, специальный срок давности составляет 1 год, а для правонарушения по ст. 14.1.1 КоАП РФ - 2 года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

По общему правилу исчисление срока давности привлечения к административной ответственности должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения (дня обнаружения длящегося правонарушения) (ч. 1, 1.1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Следует также отметить, что специальный срок давности установлен для правонарушений, влекущих применение административного наказания в виде дисквалификации. В этом случае лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 1 года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - не позднее 1 года со дня его обнаружения (если ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не предусмотрен более длительный срок) (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Подготовлено на основе материала

С.А. Клевцовой

Группа компаний

"Аналитический Центр"

Источник: КонсультантПлюс

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика обработки персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»