Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

Советы успешного предпринимателя: как вести бизнес в кризис

 

Сегодня перед собственниками бизнеса и предпринимателями нашей страны встает сложный вопрос – как выжить в условиях кризиса. Многие предприятия уже почувствовали на себе его действие: падение продаж, отток клиентов, уменьшение выручки, банкротство. Кто-то поддался панике и не знает, что делать в ситуации, когда бизнес рушится на глазах, а кто-то упорно ищет пути выхода, находит нестандартные решения и продолжает работать в новых экономических реалиях.

Мы начинаем серию публикаций, где представители малого и среднего бизнеса нашей республики будут делиться своим опытом в части успешного ведения бизнеса в кризис. Мы надеемся, что их мысли, позитивный настрой, практические советы помогут предпринимателям взглянуть на возникшие трудности под другим углом зрения и найти неординарные решения для выхода из, казалось бы, тупиковой ситуации.

Наш первый собеседник Мария Кузнецова – финансовый директор сети ресторанов быстрого обслуживания Green Plate, который предлагает качественную и здоровую еду из свежих натуральных продуктов. В то время как многие руководители компаний урезают зарплату своим сотрудникам или сокращают сам штат, Мария, напротив, повышает заработную плату своим кассирам, поварам и другому персоналу, что наравне с другими факторами позволяет ресторанам не только стабильно работать, но и прорабатывать варианты развития. В чем заключается секрет успеха предпринимателя?

 

Мария Кузнецова:

- Во-первых, хочу начать с общего понятия кризиса и отношения к нему. Кто-то считает кризис проблемой, а кто-то – временем возможностей. Нужно помнить, что кризис выявляет слабые места в бизнесе. На мой взгляд, основная причина проблем предпринимателей, которую выявил сегодняшний кризис, заключается, как бы банально это не звучало, в отсутствии финансовой грамотности и опыта ведения хозяйственной деятельности предприятия. 

В первом случае предприниматели не понимают, как правильно вести учет и привлекать финансирование, во втором – бизнес ведут крайне неорганизованно. На растущем рынке можно как-то заработать, даже если ведешь бизнес хаотично. А вот для того, чтобы не обанкротиться при падающем спросе, необходимы навыки управления хозяйственной деятельностью предприятия. Но такого опыта у подавляющего большинства предпринимателей нет.

Многие предприниматели считают, что задача собственника бизнеса заключается лишь в том, чтобы договориться о существенных условиях с контрагентом, а о деталях должны позаботиться наемные сотрудники. Или если занимаешься производством, то главная задача – это закупить производственные мощности, а вопросом сбыта должны заниматься менеджеры. Но если ты не знаешь точно, как должен выглядеть итоговый продукт, не умеешь правильно ставить, контролировать и принимать задачи, не понимаешь цифры, которые дает тебе твой бухгалтер, не знаешь, что такое себестоимость - как можно говорить об эффективном бизнесе? Такого человека правильнее будет назвать не системным бизнесменом, а самозанятым предпринимателем.

На мой взгляд, любой бизнес – это те или иные цифровые показатели. Цифры несут информацию. Важную. Без цифр невозможно принимать взвешенные и оправданные решения. Но если попросить предпринимателей разложить свой бизнес на цифры (например, стоимость привлечения клиента, сырьевую себестоимость и т.д.), большинство не сможет это сделать.

 

- Как Вы думаете, почему возникла такая тенденция?

 

Мария Кузнецова:

- Начиная с 2011 года, стремительно вырос рынок потребкредитования. Многие люди без фундаментальных знаний о ведении бизнеса начали брать кредиты для того, чтобы начать свое дело. На возросшем платежеспособном спросе стратегия – взять кредит и что-нибудь «замутить» - вполне работала. Но как только платежеспособный спрос начал сокращаться, многие предприниматели задумались о ликвидации бизнеса, поскольку не знают, как работать на «падающем» рынке. В кризис и отсеиваются те компании, которые изначально были выстроены неправильно.

Мы имеем опыт по привлечению финансирования для нужд малого и среднего бизнеса (в общей сложности нами привлечено более 1,5 млрд руб.), поскольку более 7 лет занимались финансовым консалтингом и кредитным брокериджем. Общаясь с предпринимателями, мы к удивлению обнаружили, что у многих собственников  нет даже четкой картины, что из себя представляет их бизнес, например, какая у них сырьевая себестоимость, как работает бухгалтерия и прочее. А ведь в этом очень важно разбираться! Приведу пример: в ходе первичного анализа бухгалтер одного предприятия, дабы упростить себе работу, вместо возмещения НДС ставила ежемесячно его к уплате. В итоге, как выяснилось, предприятие за несколько лет недополучило из бюджета более 20 млн. рублей! Вы скажете такого не может быть - еще как может! Мы и не такое видели за время работы в кредитном брокеридже.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем предпринимателям, которые хотят эффективно вести свой бизнес, разбираться в вопросах бухгалтерии, себестоимости и научиться правильно выстраивать продажи. Очевидно, что необходимо заниматься саморазвитием в области ведения бизнеса.

В этом существенно может помочь бизнес-обучение. Но и здесь есть свои нюансы. На наш взгляд, в Уфе не так много компаний, представляющих услуги бизнес-образования, которые учат именно фундаментальным вещам. Многие бизнес-тренеры дают инструменты, которые действуют непродолжительное время. Рассмотрим популярный случай. В компании «Х» упали продажи. Собственник бизнеса решает нанять бизнес-тренера. Решение в пользу конкретного тренера принимается практически случайно. Нанятый специалист отрабатывает программу, которую он сотни раз повторял в других компаниях, с минимальной доработкой под потребности заказчика. В ходе тренинга он своей харизмой вдохновляет слушателей, вызывает у них эмоциональный подъем и вручает стандартные инструменты (например, продажи по схеме AIDA).

Что мы можем видеть в результате? В первый месяц продажи растут, и второй месяц продажи растут, но уже начиная с третьего они снова падают. Собственник бизнеса заказывает очередной тренинг, во второй раз показывает новые трюки и дает еще несколько популярных инструментов. Результат тот же. В компании возникает привыкание. Сотрудники привыкли, что их периодически развлекают, и на время корпоративных тренингов еще и кормят. И когда показатели по продажам падают в третий раз, они уже сами требуют «хлеба и зрелищ». Такой бизнес-тренер ставит компанию в зависимость от себя, так сказать подсаживает «на иглу», и на этом зарабатывает неплохие деньги.

Мы считаем, что это не самый лучший вариант обучения. Для того, чтобы стать по-настоящему эффективным бизнесменом, необходимы другие курсы и другие знания. Хорошие знания и навыки дает «Школа руководителей отдела продаж» (организатор обучения - компания «Навигатор продаж»). Мы сами уже на протяжении 15 недель посещаем данную обучающую программу. Рекомендуем.

И, конечно же, еще один немаловажный момент – необходимо окружить себя лучшими специалистами в своей области, в особенности, бухгалтерами, юристами, экономистами.

 

- Как выстроена работа в Вашей компании?

 

Мария Кузнецова:

- С одной стороны, мы, с соучредителем Ренатом Хилажевым, всегда стремимся к упорядочиванию, систематизации всех процессов. Очень важно, чтобы процессы в компании не зависели от личного участия собственников бизнеса, а был выстроен именно системный процесс. Так, например, у нас есть реально работающие правила компании, должностные инструкции, правила работы с гостем и даже дисциплинарный устав. На разработку и внедрение инструкций, регламентов и уставов мы тратим много времени. Но поверьте, оно того стоит. Мы не хотим, чтобы работа в нашей компании требовала от сотрудников самопожертвования и героизма каждый день. Напротив, мы шаг за шагом идем к тому, чтобы работа стала спокойной, размеренной и слаженной. А для этого, каждый сотрудник на своем участке должен понимать, какие задачи он должен выполнять, как он это должен делать, а самое главное, он должен знать и знает, что мы всегда можем призвать его к ответственности за проделанную работу.

С другой стороны, сегодня, в условиях экономической нестабильности, в наших ресторанах быстрого обслуживания Green Plate мы принимаем новых специалистов, повышаем зарплаты сотрудникам и стараемся находить нестандартные способы оптимизации затрат. Например, правильно выстраиваем логистические цепочки, разрабатываем новые маркетинговые стратегии и прочее. В то же время, крупные рестораны пошли по пути сокращения расходов через увольнения сотрудников и урезание бюджета на рекламу. Какой эффект они получат? Очевидно, что в краткосрочной перспективе они получат эффект. Но в долгосрочной они потеряют клиентопоток, а с ними и выручку. Вы спросите почему? А какой может быть результат, когда вместо шести поваров остается работать один, при этом еще и закупается более дешевое сырье? Очевидно, что сокращается быстрота выполнения заказов и снижается качество приготовления пищи.

Мы же, напротив, не только не сокращаем штат, но и даем сотрудникам зарабатывать больше. Если раньше кассиры у нас получали 15-18 тыс. рублей, то сейчас мы подняли им зарплату до 20-25 тысяч рублей. Старший кассир зарабатывает до 30 тыс. рублей. Мы регулярно проводим обучение сотрудников, и если они растут как специалисты, то имеют возможность повысить свою заработную плату.

 

- С помощью каких финансовых инструментов предприниматели сейчас смогут получить реальную поддержку для поддержания/развития бизнеса или открытия своего дела?

 

Мария Кузнецова:

-  В среднем, крупные коммерческие банки выдают сейчас кредиты от 25% годовых. Можно взять долгосрочный кредит, лизинг, реальная ставка которого сейчас от 20 до 30%. Предоставляются субсидии, связанные с приобретением основных средств и (или) на приобретение и пополнение оборотных средств.

Но, как показывает практика, пока количество выданных кредитов очень мало. Здесь большую роль играет кредитная история: при выявлении малейшей просрочки, компании, вероятнее всего, откажут в выдаче кредита. Сейчас у филиалов банков нет лимита на принятие самостоятельного решения, все решения о выдаче кредитов принимает головной офис. Поэтому, я бы не рассчитывала выжить в кризис с помощью кредитов.

Также хочу предупредить предпринимателей: не попадайтесь на уловки мошенников, которые утверждают, что могут каким-либо образом повлиять на получение кредита, будь то изменение кредитной истории, подкуп сотрудников банка и т.д.

Система проверки документов в банках и система службы безопасности достигли таких высот, что недобросовестные кредиторы никак не смогут получить кредит через сговор или подделку документов. Даже когда физлицо обращается в банк за получением кредита, информация о нем отправляется в бюро кредитных историй. И если он, грубо говоря, в один банк принес поддельный документ от компании «Х», где размер зарплаты «нарисован» в 20 тыс. рублей, а в случае отказа в другой банк предоставляет поддельный документ от компании «Y» с зарплатой уже 25 тыс. рублей, то этот человек заносится в список потенциальных мошенников (поскольку он не может одновременно работать в двух компаниях и в обоих получать основной доход). Тоже самое относится и к юридическому лицу. И эти данные в бюро кредитных историй хранятся 15 лет. Исправить кредитную историю тоже невозможно, она тщательно охраняется.

Поэтому, хотела бы пожелать предпринимателям, прежде всего, заняться самообразованием в вопросах ведения бизнеса, обращать пристальное внимание на правильную постановку бухгалтерского учета, грамотно выстроить эффективную систему сбыта. Также немаловажно не поддаваться на провокации, не обращаться к различного рода мошенникам, а стараться работать, рассчитывая только на свои силы. И тогда, с большей вероятностью, вы сможете преодолеть сложные времена.  

 

- Благодарим за интервью!

 

Уважаемые читатели, мы продолжим интервью с успешными предпринимателями Башкирии. Следите за новыми статьями на сайте erbp.ru!


Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика обработки персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»