Вопрос:
В организации в декабре 2013 г. завершена 100%-ная аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой выявлен подкласс 3.1 (вредные условия труда). В настоящее время работники, имеющие подкласс условий труда 3.1, имеют право на дополнительный отпуск. Льготы и компенсации, установленные работникам по подклассам 3.1 и выше, закреплены приказами по организации.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2014 Федеральных законов от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" подкласс условий труда 3.1 не дает работнику права на дополнительный отпуск. При этом карты аттестации действительны до конца 2018 г. Может ли администрация организации, не проводя специальной оценки, а пользуясь результатами аттестации рабочих мест, отменить дополнительный отпуск тем работникам, которым сейчас он установлен по подклассу 3.1?
Ответ:
Снизить уровень гарантий и компенсаций для работников с вредными условиями труда, выявленными по результатам аттестации рабочих мест, по сравнению с действующими по состоянию на 01.01.2014 в организации гарантиями и компенсациями (дополнительный отпуск) до проведения спецоценки нельзя.
Обоснование:
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ) при реализации в соответствии с положениями трудового законодательства РФ (в ред. Закона N 421-ФЗ) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска либо денежной компенсации за них, а также повышенной оплаты труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры - снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Закона N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
В соответствии со ст. 117 ТК РФ в редакции Закона N 421-ФЗ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени либо опасным условиям труда.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 117 ТК РФ).
Как разъяснил Минтруд России в Разъяснении в связи с введением специальной оценки условий труда, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31.12.2018, в связи с чем могут быть использованы работодателями в целях, установленных законодательством о специальной оценке условий труда, за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.
Таким образом, снизить уровень гарантий и компенсаций для работников с вредными условиями труда по сравнению с действующими гарантиями и компенсациями, предусмотренными в организации по состоянию на 01.01.2014, до проведения спецоценки нельзя.
Информация предоставлена справочно-правовой системой "КонсультантПлюс".