Наш сегодняшний собеседник – Юрий Кравец – руководитель уфимской консалтинговой компании BSTechnology, является заместителем директора АНО «Центр франчайзинга» РБ, экспертом Центра Инноваций Социальной Сферы РБ, преподавателем бизнес-школы ТПП РБ.
- Юрий, Вы являетесь заместителем АНО «Центр франчайзинга» Республики Башкортостан. Какие возможности дает предпринимателям франчайзинг?
- Наверное, многие бизнесмены знакомы с этим понятием. Франчайзинг – это способ предпринимательской деятельности, при которой одна сторона (владелец бизнеса или франчайзер) за определенное вознаграждение передает возможность работать под своим брендом другому предпринимателю (франчайзи).
Предприниматель, покупающий франшизу, получает готовую бизнес-модель, встает под крыло сильной компании, вместе с которой начинает заниматься бизнесом и зарабатывать прибыль, снимает с себя определенные риски и опасения, например, что не сможет заработать денег. Это отличный способ открыть свое дело для тех предпринимателей, кто еще никогда не вел собственный бизнес.
Хотя я часто встречаю и опытных бизнесменов, готовых покупать действующие франшизы с целью получения прибыли. Вообще, по данным экспертов, рынок франчайзинга в России сейчас активно растет, и это понятно. Франчайзинг позволяет снизить предпринимательские риски, а это особенно актуально в кризис.
Единственное, здесь стоит уточнить, что если вы покупаете франшизу, это не значит, что вам не нужно будет работать. Работы будет столько же, ведь никакая франшиза не спасет от убытков, если ничего не делать. Покупка франшизы – это один из способов запустить свое дело с нуля, используя готовую бизнес-модель за определенное вознаграждение, а развитие бизнеса уже будет зависеть от ваших усилий.
- Где и как можно выбрать прибыльную франшизу?
- Сейчас в интернете много сайтов, которые публикуют сотни предложений по франшизам. Но если предприниматель хочет получить поддержку, то он может обратиться в АНО «Центр франчайзинга» Республики Башкортостан, где помогут выбрать выгодную для вас франшизу. Как раз благодаря усилиям руководителя Центра франчайзинга РБ Ирины Абрамовой и председателя Ассоциации организаций предпринимательства РБ Алексея Щербацкого, осведомленность среди предпринимателей Башкирии о франчайзинге очень выросла за последнее время. В Центре франчайзинга собрана огромная база франшиз, которая будет опубликована на официальном деловом портале Республики Башкортостан bizrb.ru.
Кроме того, в Центре франчайзинга мы также обучаем предпринимателей создавать франшизу своего собственного бизнеса. 15 мая у нас стартует образовательный практикум «Бизнес-система», который продлится три месяца. Название неслучайно. Мы будем учить предпринимателей создавать правильную бизнес-модель, систему, которая позволит упаковать бизнес во франшизу. И это важно, ведь многие предприниматели хотят сделать франшизу, но их система управления не позволяет этого.
- В чем это проявляется?
- В том, что бизнес, в основном, держится на личных качествах и навыках самого владельца. А стоит ему на две недели уехать в отпуск, все валится из рук: снижается прибыль, допускаются ошибки в работе. И это является главным препятствием для создания франшизы, потому что, если предприниматель не смог выстроить правильную бизнес-модель в своей компании, как он сможет создать эффективную франшизу?
- Какие еще критерии необходимы для создания эффективной франшизы?
- У предпринимателя должно быть четкое понимание сильных сторон своего бизнеса, какую нишу он занимает на рынке, почему клиент должен прийти именно к нему. На основе этого должен быть создан сильный узнаваемый бренд и, конечно, важно искреннее желание самого предпринимателя построить масштабную федеральную сеть, потому что создание франчайзинговой сети – это серьезная работа. Успех франшизы зависит от того, насколько создана стабильная и эффективная бизнес-модель, которая может существовать без постоянного контроля владельца и приносить прибыль.
В качестве теста, который вы можете устроить самому себе, могу посоветовать запустить свой собственный филиал в другом городе и вывести его на прибыль. Если это получится без вашего постоянного присутствия, значит ваш бизнес потенциально готов к созданию франшизы. Успешные франчайзеры, например, McDonald’s, Subway и все крупные мировые сети начинали работу с создания филиалов. Так проверялась бизнес-модель, и если она работала, то уже потом создавались франшизы.
- Есть ли примеры успешных франшиз родом из Башкирии?
- Да, у нас есть региональные франшизы, которые смогли найти партнеров не только в республике, но и в других регионах. В качестве примера могу привести компанию Kumpan Coffee. Его руководителю - Михаилу Кумпану, владельцу сети кофеен в Уфе, мы помогли создать франшизу и презентовать ее в Москве в прошлом году. Как результат, на сегодняшний день ведутся переговоры уже с несколькими десятками желающих открыться под этой торговой маркой. Второй пример – это школа Kingsman, занимающаяся дополнительной внеклассной подготовкой детей к сдаче ЕГЭ. Компания тоже родом из Уфы, и у нее на счету уже 10 открытых франшиз в разных городах России. Эти две франшизы были созданы при поддержке Центра франчайзинга РБ.
Среди республиканских франшиз могу также отметить строительную компанию «Дом каждому». Она занимается производством быстровозводимых недорогих домов-коттеджей из СИП-панелей, ну и самый известный пример – это компания «Пышка», которая уже давно активно развивает франчайзинговую сеть не только в Уфе и Башкирии, но и других странах. Это популярная марка с хорошим качеством продукции.
Есть еще около 10-15 республиканских компаний, которые сейчас активно работают по франшизе. Они доказывают, что можно выходить на российский и даже международный рынки.
- В чем выгода создания франшизы для предпринимателей?
- Основной плюс – это увеличение узнаваемости бренда, то есть доверие к торговой марке сильно повышается, если она выходит за пределы республики. Это взрывной рост сети; увеличение денежных потоков компании, особенно пассивных, поступающих от платежей роялти. Это возможность протестировать свою бизнес-модель и убедиться, что она действительно сильная и успешная; наконец, это возможность менять жизнь как можно большего числа людей.
Как говорит наш друг, партнер и клиент Михаил Кумпан, для него франшиза – это не столько способ зарабатывания денег, а сколько возможность как можно большее количество людей приучить к хорошему вкусу кофе! Понимаете, вот такой посыл должен исходить от бизнесмена. Франшиза, основанная лишь на желании заработать денег, к сожалению, чаще всего оказывается неэффективной в долгосрочной перспективе.
Если же предприниматель стремится создать масштабный федеральный проект, он верит в свой продукт, в его ценность и полезность для многих людей, в этом случае это очень хороший посыл для создания успешной франшизы.
- С какими трудностями сталкиваются предприниматели при создании франшизы?
- Первая трудность связана с налаживанием эффективной бизнес-системы, о которой я говорил ранее, а вторая – с запуском франшизы. Это тоже большая работа. Есть даже такое понятие, как команда открытия, которая выезжает на место, помогает открыть франшизу. К этому нужно быть готовым! То есть, не бывает так: я создал франшизу, ее продал, получил деньги и все, франшиза теперь работает и приносит прибыль. Предприниматели должны понимать, что франчайзинг становится отдельным направлением в бизнесе и здесь должен быть свой штат работников: маркетологи, продавцы, специалисты сопровождения, команда открытия. То есть, по сути, создается отдельная бизнес-единица, ориентированная исключительно на франчайзинг. У нее свои финансовые показатели, прибыль и т.д.
Но не стоит заранее пугаться сложностей и отказываться от идеи создания франшизы. В любой момент вы можете обратиться за помощью в Центр франчайзинга РБ и пройти бесплатную консультацию. Мы обязательно подскажем вам, как поступить в том или ином случае, поможем грамотно упаковать франшизу. Звоните мне по телефону: 8-987-483-38-16 или пишите на электронный адрес: kravetsya@bstechnology.ru.