28 апреля
11:00

Исследование: синий цвет от гаджетов ускоряет старение

Laptop-g01081ca4d_640

Исследование: синий цвет от гаджетов ускоряет старение

Чрезмерное воздействие синего света, который мы получаем от экранов телевизоров, ноутбуков и телефонов, может вызывать старение организма, - к такому выводу пришли авторы исследования, результаты которого опубликованы в Frontiers in Aging.

То, что избыточное увлечение гаджетами способствует ожирению и приводит к психологическим проблемам, ученые подтвердили ранее. Теперь же они выяснили, что уровни специфических метаболитов - химических веществ, которые необходимы для правильной работы клеток, - изменяются под воздействием синего света. Правда, эксперимент проводится над плодовыми мушками - дрозофилами, но эти метаболиты выполняют ту же функцию и в человеческом организме. Поэтому избегание чрезмерного воздействия синего света может быть хорошей стратегией против старения и для людей.

"Чрезмерное воздействие синего света от повседневных устройств, таких как телевизоры, ноутбуки и телефоны, может оказывать пагубное воздействие на широкий спектр клеток нашего тела, от клеток кожи и жировых клеток до сенсорных нейронов, - цитирует издание доктора Ядвигу Гибултович, профессора кафедры интегративной биологии Орегонского государственного университета, старшего автора исследования. - Мы первыми показали, что уровни специфических метаболитов - химических веществ, необходимых для правильного функционирования клеток, - изменяются у плодовых мушек под воздействием синего света".

Под воздействием света у мушек нарушались уровни метаболитов: так, количество метаболита сукцината было повышенным, а уровни глутамата, наоборот, снижались.

"Сукцинат необходим для производства топлива для функционирования и роста каждой клетки. Высокий уровень сукцината после воздействия синего света можно сравнить с газом, находящимся в насосе, но не попадающим в машину, - сказала доктор Гибултович. - Другое тревожное открытие заключалось в том, что молекулы, ответственные за связь между нейронами, такие как глутамат, после воздействия синего света оказались на более низком уровне".

Изменения, зафиксированные исследователями, могут означать, что клетки под воздействием синего света работают не в оптимальном режиме, и это может вызвать их преждевременную гибель.

"Светодиоды стали основным источником освещения на экранах дисплеев телефонов, компьютеров и телевизоров, их также используют напрямую для общего освещения в помещениях и на улице, поэтому люди в развитых обществах подвергаются воздействию синего света через светодиодный свет в течение большей части времени своего бодрствования. Сигнальные химические вещества в клетках мошек и людей одинаковы, поэтому существует вероятность негативного воздействия синего света на людей", - сказала Гибултович.

Она отметила, что во время экспериментов мушки подвергались довольно интенсивному излучению, поэтому "повреждение клеток у людей может быть менее драматичным". Теперь ученые собираются повторить эксперимент с участием клеток человека.

Источник: "Российская газета"