Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

Как игры помогают предпринимателям выдерживать турбулентность реальности

Game-qjns-unsplash

Как игры помогают предпринимателям выдерживать турбулентность реальности

В бизнесе нет времени и смысла делать стратегию на годы вперед — решения принимаются молниеносно. Например, еще год назад нельзя было представить, что ИИ будет помогать компаниям сокращать штат и экономить бюджет, а сейчас это реальность. Но есть способ «предвидеть» будущее и заранее продумывать свои шаги. В статье расскажу об играх для бизнеса: начнем с истории, а закончим выгодой для бизнесменов.

Приветствую, я Алексей Комаров — сооснователь и генеральный директор компании EntSpace. Мы создаем и проводим трансформационные программы, которые позволяют предпринимателям решать проблемы бизнеса, выигрывать время, запускать новые продукты и прочее. В основе наших программ — игровые технологии. Мы заметили, что это наиболее эффективный инструмент для работы с будущим, людьми и проектами. Игры помогают увидеть разные сценарии развития компании, принять важное решение, собрать сильную команду, обучить ее и многое другое.

Например, в программе «Практикум по игротехнике» мы учим предпринимателей применять игровое мышление и технологии у себя в бизнесе. Рассказываю, откуда вообще пошли эти игры, как они работают с мышлением и почему это важный навык для предпринимателей.

Какие бывают игры

Что было раньше. Еще до XX века существовали «штабные игры». Их проигрывали в генеральных штабах офицеры. Они заранее продумывали исходы сражений, пути логистики и так далее, чтобы на месте было легче это все разворачивать.

Позже такую технологию стали применять и для гражданских задач. Во Вторую мировую войну эвакуировали заводы с западной части нашей страны на Урал. Задача была в том, чтобы запустить их максимально быстро. Когда уже все станки были загружены в эшелон, группа инженеров и руководителей этого завода буквально в этом же поезде разыгрывала, что будет, когда они приедут. К приезду уже был готов план действий, и каждый понимал, как устроена система, какие будут сложности и как с ними справляться.

Игры для стратегирования — удобный инструмент, который позволяет «прожить» разные сценарии развития событий и безопасно проиграть их.

Как это начали изучать. Отличие игрового мышления от стандартного стратегирования со временем заметили ученые.

Game Science как науку первым ввел Ян Клабберс — ведущий мировой эксперт в области права международных договоров и права международных организаций, профессор Университета Хельсинки. Он создал первую классификацию имитационных игр. Условно, он выделил два типа. У обоих есть общее: создается модель среды или рынка и участники должны действовать в ней без жестких правил и ограничений, как в реальной жизни.

Первый тип — free play games. Такие игры помогают быстро освоить навык, войти в деятельность, подготовить новых сотрудников. Сюда можно отнести игры при найме на работу, отыгрывание небольших сценариев по типу «открытие нового филиала» или обучение сотрудников новому направлению, например: «Мы начинаем работать с криптовалютой — с помощью игры изучим, как она устроена». Второй — policy exercises — игра, которая состоит из сложных полисценарных ситуаций. Это интересно предпринимателям, которые собираются трансформировать бизнес, изменить индустрию или выйти на новый рынок.

В начале 80-х годов Московский методологический кружок под предводительством Георгия Петровича Щедровицкого, философа и основателя школы системо-мыследеятельностной методологии, создал организационно-деятельностные игры (ОДИ). Такие игры были призваны решать глобальные вопросы: «Стратегические приоритеты развития энергетики области», «Создание свободной экономической зоны», «Перестройка производства» и так далее. Это была не пустая теория: методологи собирали сотни представителей самых разных областей и сфер, предпринимателей, ученых, политиков, чтобы отработать технологию на практике.

Но оказалось, что стратегии решения проблем не единственный эффект от ОДИ. Такие игры прокачивали мышление, помогали находить единомышленников. А еще на играх кайфуешь: когда десятки и сотни людей мыслят в одном ритме, относятся к этому занятию серьезно и с увлечением, то хочешь не хочешь, а проникаешься общей эйфорией.

Что в EntSpace. Мы положили в основу ОДИ, но создали нечто новое. Назвали этот тип игр — ситуационно-деятельностные. На них участники проигрывают конкретные ситуации, а потом проводят рефлексивный анализ для перехода от опыта проживания к конкретным планам.

С 2003 года наша команда применяла игры для университетского образования: мы обучали профессоров, преподавательский состав, чтобы отработать и сделать игру базовой технологией в образовательном пакете современных университетов. Параллельно тестировали игры для корпоративных задач. Например, с их помощью интегрировали и адаптировали новых топ-менеджеров в ситуации, когда бизнес Tele2 должен был вырасти в два раза за год, а также создавали PR как стратегическую функцию бизнеса и мощную федеральную и региональную PR-команду.

А с 2013 года присоединились к команде Школы управления «Сколково» как партнеры и развернули серию программ для предпринимателей. Именно тогда мы поняли, что игры не только решают бизнес-проблемы, но и прокачивают предпринимательское мышление.

Как работают игры в EntSpace

Игровые технологии мы используем почти во всех своих трансформационных программах, потому что наша цель — научить предпринимателя смотреть на весь рынок целиком, находить нестандартные решения и получать безболезненный опыт проигрыша. Расскажу, что именно помогает достигнуть результата от игр.

Игра меняется каждый раз. У тех, кто еще не участвовал в наших программах, закономерно возникает вопрос: «Все предприниматели приходят с разными запросами, с разными бизнесами — как игра может быть полезна, если она универсальна для всех?» Так вот: она не универсальна. Перед разработкой игр мы изучаем рынок, настраиваемся на то, с кем мы сейчас играем, какие бизнес-задачи стоят и каков социальный и экономический контекст, в котором это все происходит.

Например, мы создавали игру для сети медицинских клиник. Они хотели зайти в другой город. Там уже был баланс рынка, и открыть филиал новой клиники — означало пошатнуть его.

Чтобы наиболее четко передать контекст в игре, мы провели интервью с владельцами частных клиник и директорами федеральных учреждений и проанализировали поведение клиентов. После того как карта игры была готова — пригласили нескольких предпринимателей оценить ее. Ее одобрили: наша модель рынка была максимально приближена к реальности.

Запускающий механизм игры — конкуренция. Участники хотят выиграть, даже если изначально ставили перед собой другую цель. Так устроены настоящие игры: если нет желания выиграть, то качественно отыграть роль и получить от игры пользу и удовольствие не получится.

Главный принцип: «Все, что не запрещено, — разрешено». Участники могут сами достраивать правила игры, и у нас даже предусмотрены обязательные процедуры изменения правил игры. Всё как в жизни: здесь тоже нет строгих рамок и можно выходить за них.

Кстати, создавать игры мы учим не только предпринимателей. На программу «Практикум по игротехнике» мы зовем еще и цифровых методистов и разработчиков курсов, студентов — тех, кто будет строить бизнес и принимать решения через 10–20 лет.

У предпринимателей, особенно у тех, кто в бизнесе много лет, появляется зашоренность мышления. Кажется, что есть правильные решения и неправильные, что открывать новые направления надо по определенному алгоритму, а набирать команду — по устоявшимся правилам. В игре все эти установки проявляются, и взгляд кого-то со стороны может сломать их и заставить посмотреть на ситуацию иначе.

После игры — рефлексия. Она помогает проанализировать разрыв между целью и результатом игры, вытащить инсайты.

Некоторые участники иногда только на рефлексии в первый раз вспоминают, что они ставили цели на игру. Часто люди вживаются в ту роль, что им досталась, и до упоения играют. Например, в роли владельца магазина на маркетплейсе начинают увеличивать количество покупателей, забыв, что в жизни у них бизнес по созданию мобильных приложений и личной целью было научиться делегировать задачи команде. На рефлексии можно и отметить этот провал, и понять, в каких реальных ситуациях это проявляется.

Кстати, рефлексия — базовый метод в любой нашей программе. Он помогает лучше усвоить полученные навыки, работает с мышлением.

«Рефлексия и целеполагание помогают простроить свою траекторию и попытаться сформулировать свой способ действий, проанализировать опыт и спроектировать следующий шаг» — Мнение участницы программы «Практикум по игротехнике».

Что дает игра

Раньше мы строили и проводили игры под конкретные задачи — например, если предприниматель хочет выйти на новый рынок, запустить стартап, собрать команду. Затраты на проведение игры окупались экономией времени и средств на исправление последствий от неправильной стратегии развития. Ведь за пару дней можно проиграть все возможные сценарии, увидеть наиболее эффективный из них и реализовать именно его, минуя путь ошибок.

Но сейчас гораздо важнее не просто участвовать в разовых играх под конкретные задачи, а регулярно применять игровое мышление в своем бизнесе. Например, во времена ковида многим компаниям приходилось кардинально меняться, чтобы остаться на плаву: запускать новый продукт и обучать команду актуальным навыкам. Увидеть, какие именно действия будут эффективны для развития бизнеса даже в сложных условиях, и помогают игры. Поэтому сейчас мы учим предпринимателей разрабатывать и проводить игры у себя в компании.

«Мы используем игры, чтобы принимать решения. Чтобы это не осталось мыслью, а стало конкретным решением уже завтра. Чтобы понимать, куда мы двигаемся, а может, что делаем не так сегодня» — Мнение участника программы «Практикум по игротехнике».

Что делает тот, кто участвует в играх или создает их для своей команды:

Учится решать бизнес-задачи с помощью игры. «Открыть новое направление в короткие сроки», «релоцировать компанию в другую страну», «создать новый стандарт индустрии» — можно безопасно прожить любой сценарий развития и увидеть, как будет реагировать рынок на изменения компании, какие будут трудности и как их можно решить.

Получает инструмент для анализа и прокачивания команды. В игре сотрудники показывают себя с новой стороны: кто-то впервые получает шанс показать, как он ведет себя на лидерской позиции, кто-то показывает, как действует в стрессовой ситуации. По результатам игры можно перераспределить роли в компании, выбрать, кому отдать важный проект, а кого-то, возможно, даже уволить — если сотрудник показал себя ненадежно.

Тренирует helicopter view — умение видеть всю игру с разных позиций, а не только с позиции предпринимателя. Этот навык помогает оценить весь рынок и отдельных конкурентов на нем, устройство процессов индустрии, увидеть инструменты влияния и понять, что важно для клиентов.

Источник: vc.ru

Разделы: Антикризисные советы, Бизнес, Игры и турбулентность

Дата: 12 мая 2023, пятница 14:22

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

Новости on-line

Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика обработки персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»