Единый республиканский
инновационный бизнес-портал |
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
|
Как игры помогают предпринимателям выдерживать турбулентность реальностиКак игры помогают предпринимателям выдерживать турбулентность реальности В бизнесе нет времени и смысла делать стратегию на годы вперед — решения принимаются молниеносно. Например, еще год назад нельзя было представить, что ИИ будет помогать компаниям сокращать штат и экономить бюджет, а сейчас это реальность. Но есть способ «предвидеть» будущее и заранее продумывать свои шаги. В статье расскажу об играх для бизнеса: начнем с истории, а закончим выгодой для бизнесменов. Приветствую, я Алексей Комаров — сооснователь и генеральный директор компании EntSpace. Мы создаем и проводим трансформационные программы, которые позволяют предпринимателям решать проблемы бизнеса, выигрывать время, запускать новые продукты и прочее. В основе наших программ — игровые технологии. Мы заметили, что это наиболее эффективный инструмент для работы с будущим, людьми и проектами. Игры помогают увидеть разные сценарии развития компании, принять важное решение, собрать сильную команду, обучить ее и многое другое. Например, в программе «Практикум по игротехнике» мы учим предпринимателей применять игровое мышление и технологии у себя в бизнесе. Рассказываю, откуда вообще пошли эти игры, как они работают с мышлением и почему это важный навык для предпринимателей. Какие бывают игрыЧто было раньше. Еще до XX века существовали «штабные игры». Их проигрывали в генеральных штабах офицеры. Они заранее продумывали исходы сражений, пути логистики и так далее, чтобы на месте было легче это все разворачивать. Позже такую технологию стали применять и для гражданских задач. Во Вторую мировую войну эвакуировали заводы с западной части нашей страны на Урал. Задача была в том, чтобы запустить их максимально быстро. Когда уже все станки были загружены в эшелон, группа инженеров и руководителей этого завода буквально в этом же поезде разыгрывала, что будет, когда они приедут. К приезду уже был готов план действий, и каждый понимал, как устроена система, какие будут сложности и как с ними справляться. Игры для стратегирования — удобный инструмент, который позволяет «прожить» разные сценарии развития событий и безопасно проиграть их. Как это начали изучать. Отличие игрового мышления от стандартного стратегирования со временем заметили ученые. Game Science как науку первым ввел Ян Клабберс — ведущий мировой эксперт в области права международных договоров и права международных организаций, профессор Университета Хельсинки. Он создал первую классификацию имитационных игр. Условно, он выделил два типа. У обоих есть общее: создается модель среды или рынка и участники должны действовать в ней без жестких правил и ограничений, как в реальной жизни. Первый тип — free play games. Такие игры помогают быстро освоить навык, войти в деятельность, подготовить новых сотрудников. Сюда можно отнести игры при найме на работу, отыгрывание небольших сценариев по типу «открытие нового филиала» или обучение сотрудников новому направлению, например: «Мы начинаем работать с криптовалютой — с помощью игры изучим, как она устроена». Второй — policy exercises — игра, которая состоит из сложных полисценарных ситуаций. Это интересно предпринимателям, которые собираются трансформировать бизнес, изменить индустрию или выйти на новый рынок. В начале 80-х годов Московский методологический кружок под предводительством Георгия Петровича Щедровицкого, философа и основателя школы системо-мыследеятельностной методологии, создал организационно-деятельностные игры (ОДИ). Такие игры были призваны решать глобальные вопросы: «Стратегические приоритеты развития энергетики области», «Создание свободной экономической зоны», «Перестройка производства» и так далее. Это была не пустая теория: методологи собирали сотни представителей самых разных областей и сфер, предпринимателей, ученых, политиков, чтобы отработать технологию на практике. Но оказалось, что стратегии решения проблем не единственный эффект от ОДИ. Такие игры прокачивали мышление, помогали находить единомышленников. А еще на играх кайфуешь: когда десятки и сотни людей мыслят в одном ритме, относятся к этому занятию серьезно и с увлечением, то хочешь не хочешь, а проникаешься общей эйфорией. Что в EntSpace. Мы положили в основу ОДИ, но создали нечто новое. Назвали этот тип игр — ситуационно-деятельностные. На них участники проигрывают конкретные ситуации, а потом проводят рефлексивный анализ для перехода от опыта проживания к конкретным планам. С 2003 года наша команда применяла игры для университетского образования: мы обучали профессоров, преподавательский состав, чтобы отработать и сделать игру базовой технологией в образовательном пакете современных университетов. Параллельно тестировали игры для корпоративных задач. Например, с их помощью интегрировали и адаптировали новых топ-менеджеров в ситуации, когда бизнес Tele2 должен был вырасти в два раза за год, а также создавали PR как стратегическую функцию бизнеса и мощную федеральную и региональную PR-команду. А с 2013 года присоединились к команде Школы управления «Сколково» как партнеры и развернули серию программ для предпринимателей. Именно тогда мы поняли, что игры не только решают бизнес-проблемы, но и прокачивают предпринимательское мышление. Как работают игры в EntSpaceИгровые технологии мы используем почти во всех своих трансформационных программах, потому что наша цель — научить предпринимателя смотреть на весь рынок целиком, находить нестандартные решения и получать безболезненный опыт проигрыша. Расскажу, что именно помогает достигнуть результата от игр. Игра меняется каждый раз. У тех, кто еще не участвовал в наших программах, закономерно возникает вопрос: «Все предприниматели приходят с разными запросами, с разными бизнесами — как игра может быть полезна, если она универсальна для всех?» Так вот: она не универсальна. Перед разработкой игр мы изучаем рынок, настраиваемся на то, с кем мы сейчас играем, какие бизнес-задачи стоят и каков социальный и экономический контекст, в котором это все происходит. Например, мы создавали игру для сети медицинских клиник. Они хотели зайти в другой город. Там уже был баланс рынка, и открыть филиал новой клиники — означало пошатнуть его. Чтобы наиболее четко передать контекст в игре, мы провели интервью с владельцами частных клиник и директорами федеральных учреждений и проанализировали поведение клиентов. После того как карта игры была готова — пригласили нескольких предпринимателей оценить ее. Ее одобрили: наша модель рынка была максимально приближена к реальности. Запускающий механизм игры — конкуренция. Участники хотят выиграть, даже если изначально ставили перед собой другую цель. Так устроены настоящие игры: если нет желания выиграть, то качественно отыграть роль и получить от игры пользу и удовольствие не получится. Главный принцип: «Все, что не запрещено, — разрешено». Участники могут сами достраивать правила игры, и у нас даже предусмотрены обязательные процедуры изменения правил игры. Всё как в жизни: здесь тоже нет строгих рамок и можно выходить за них. Кстати, создавать игры мы учим не только предпринимателей. На программу «Практикум по игротехнике» мы зовем еще и цифровых методистов и разработчиков курсов, студентов — тех, кто будет строить бизнес и принимать решения через 10–20 лет. У предпринимателей, особенно у тех, кто в бизнесе много лет, появляется зашоренность мышления. Кажется, что есть правильные решения и неправильные, что открывать новые направления надо по определенному алгоритму, а набирать команду — по устоявшимся правилам. В игре все эти установки проявляются, и взгляд кого-то со стороны может сломать их и заставить посмотреть на ситуацию иначе. После игры — рефлексия. Она помогает проанализировать разрыв между целью и результатом игры, вытащить инсайты. Некоторые участники иногда только на рефлексии в первый раз вспоминают, что они ставили цели на игру. Часто люди вживаются в ту роль, что им досталась, и до упоения играют. Например, в роли владельца магазина на маркетплейсе начинают увеличивать количество покупателей, забыв, что в жизни у них бизнес по созданию мобильных приложений и личной целью было научиться делегировать задачи команде. На рефлексии можно и отметить этот провал, и понять, в каких реальных ситуациях это проявляется. Кстати, рефлексия — базовый метод в любой нашей программе. Он помогает лучше усвоить полученные навыки, работает с мышлением. «Рефлексия и целеполагание помогают простроить свою траекторию и попытаться сформулировать свой способ действий, проанализировать опыт и спроектировать следующий шаг» — Мнение участницы программы «Практикум по игротехнике». Что дает играРаньше мы строили и проводили игры под конкретные задачи — например, если предприниматель хочет выйти на новый рынок, запустить стартап, собрать команду. Затраты на проведение игры окупались экономией времени и средств на исправление последствий от неправильной стратегии развития. Ведь за пару дней можно проиграть все возможные сценарии, увидеть наиболее эффективный из них и реализовать именно его, минуя путь ошибок. Но сейчас гораздо важнее не просто участвовать в разовых играх под конкретные задачи, а регулярно применять игровое мышление в своем бизнесе. Например, во времена ковида многим компаниям приходилось кардинально меняться, чтобы остаться на плаву: запускать новый продукт и обучать команду актуальным навыкам. Увидеть, какие именно действия будут эффективны для развития бизнеса даже в сложных условиях, и помогают игры. Поэтому сейчас мы учим предпринимателей разрабатывать и проводить игры у себя в компании. «Мы используем игры, чтобы принимать решения. Чтобы это не осталось мыслью, а стало конкретным решением уже завтра. Чтобы понимать, куда мы двигаемся, а может, что делаем не так сегодня» — Мнение участника программы «Практикум по игротехнике». Что делает тот, кто участвует в играх или создает их для своей команды: Учится решать бизнес-задачи с помощью игры. «Открыть новое направление в короткие сроки», «релоцировать компанию в другую страну», «создать новый стандарт индустрии» — можно безопасно прожить любой сценарий развития и увидеть, как будет реагировать рынок на изменения компании, какие будут трудности и как их можно решить. Получает инструмент для анализа и прокачивания команды. В игре сотрудники показывают себя с новой стороны: кто-то впервые получает шанс показать, как он ведет себя на лидерской позиции, кто-то показывает, как действует в стрессовой ситуации. По результатам игры можно перераспределить роли в компании, выбрать, кому отдать важный проект, а кого-то, возможно, даже уволить — если сотрудник показал себя ненадежно. Тренирует helicopter view — умение видеть всю игру с разных позиций, а не только с позиции предпринимателя. Этот навык помогает оценить весь рынок и отдельных конкурентов на нем, устройство процессов индустрии, увидеть инструменты влияния и понять, что важно для клиентов. Источник: vc.ru |
Ваша компания
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Новости on-line |
© 2009—2024
Единый республиканский бизнес-портал
Читать @erbpru
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования | |
Сделано в
«Техинформ»
Уфа
Все права принадлежат КП «Респект» |