Российские компании меняют системы подготовки сотрудников
Российские компании меняют системы подготовки сотрудников
Обучение и развитие сотрудников назвали приоритетом 42 процента компаний, принявших участие в опросе российского просветительского интернет-ресурса Theory&Practice.
"Подготовленные и мотивированные сотрудники повышают эффективность бизнеса, снижают потери и повышают ценность компании на рынке, - уверен председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. - Наличие корпоративного университета говорит о том, что компания заинтересована вкладывать в развитие сотрудника, и это надежный работодатель".
Однако пандемия и макроэкономические изменения внесли изменения в бизнес-процессы. Корпоративное обучение не стало исключением. Сейчас идет трансформация привычных форм обучения, адаптация под цифровые технологии.
"В корпоративном образовании есть два разнонаправленных тренда, - говорит директор департамента корпоративного обучения Школы управления "СКОЛКОВО" Денис Конанчук. - Растет запрос на интенсивные и практичные форматы обучения, когда слушатели разрабатывают проекты для компании. Участниками таких программ становятся "высокопотенциальные сотрудники".
С другой стороны, в условиях постоянных изменений у топ-руководителей появилась потребность в осмыслении происходящего и поиска нестандартных решений. Это происходит в формате экспертных дискуссий, стратегических сессий. Все чаще появляется запрос на обучение у представителей других отраслей".
Громоздкие", затратные и продолжительные по времени формы обучения уходят на второй план. На смену им приходят короткие по времени обучающие программы - интенсивы. "Сегодня компании переориентируются с длительных двух-трехгодичных программ в пользу месячных и фокусируются на конкретных навыках и компетенциях, которые эти программы дают сотрудникам, - отмечает генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян. По словам эксперта, это происходит потому, что частота внешних изменений сократила горизонт планирования.
Если говорить про форму обучения, то онлайн-формат, пик которого пришелся на разгар пандемии, сегодня теряет актуальность. Наиболее эффективной формой обучения становится гибридная. "Сейчас компании экспериментируют с форматами - трансформируют свои учебные центры с каталогом стандартных программ для потоков сотрудников в маркетплейсы или образовательные экосистемы, которые объединяют большое количество образовательных ресурсов от разных провайдеров и позволяют выстраивать индивидуальные образовательные траектории под запрос бизнеса и конкретного сотрудника", - говорит Денис Конанчук.
Индивидуальная траектория обучения - еще один актуальный тренд на рынке корпоративного образования. Понятие "среднестатистический сотрудник", имеющий определенный набор навыков, уходит в прошлое. На пике - индивидуализированные форматы обучения, учитывающие как особенности самого сотрудника, так и ситуацию, в которой он находится.
"Компании развивают собственные образовательные платформы, где для каждого сотрудника подготовлен индивидуальный путь обучения и развития - начиная с вводных курсов с момента выхода на работу и обязательных для всех тренингов, начиная от пожарной безопасности и заканчивая узкоспециальными программами и MBA для руководителей, - поясняет Игорь Караваев. - В крупных компаниях таких образовательных программ может насчитываться до нескольких сотен".
По данным опроса Theory&Practice, среди приоритетных навыков, которым компании хотели бы обучить своих специалистов, 44 процента назвали управление проектами, 40 процентов - формирование и развитие команды, 37 процентов - работу в команде, 32 процента - клиентский сервис, 31 процент - лидерство.
Корпоративный университет - удовольствие не из дешевых. Компании неохотно раскрывают данные о том, сколько они ежегодно тратят на обучение своего персонала. Но одно можно утверждать с точностью: быстрее всего вложенные средства окупаются в том случае, когда стоит задача обучить как можно большее количество персонала и делать это нужно постоянно. "Если решается задача массового обучения специалистов, например, рабочих или продавцов, - наличие корпоративного университета выгодно, так как позволяет экономить издержки, - говорит Денис Конанчук. - У компании появляется возможность создать программу с учетом ее специфики и многократно ее использовать для большого числа обучающихся. В случае когда запрос на обучение от бизнеса не массовый или специфический - компании чаще обращаются к бизнес-школам, так как у них есть готовые решения или они могут их создать быстрее и качественнее. Обучение за пределами корпоративного университета также часто проходят топ-руководители компаний, которым важен доступ к передовым исследованиям и практикам управления, широкому кругу экспертов и профессоров из других отраслей".
"Корпоративный университет - огромная бизнес-единица, требующая серьезных вложений на старте, - считает Екатерина Мовсесян. - Она оправдывает себя в долгосрочной перспективе, если у компании от семи до 15 тысяч сотрудников, достаточно высокая текучка кадров и есть потребность в постоянном обучении новых кадров. В какой-то момент такие университеты начинают и зарабатывать, предлагая свои образовательные продукты во внешней среде".
Однако это вовсе не означает, что у небольшой компании издержки на обучение персонала бьют по бюджету сильнее. "Небольшие компании идут по пути перехода на цифровые платформы с привлечением в качестве преподавателей внутренних экспертов, - поясняет Екатерина Мовсесян. - Тем самым они экономят на привлечении дорогих внешних специалистов, развивают внутренние компетенции и используют корпоративное обучение как средство удержания и мотивации персонала".
Источник: "Российская газета"
|
Ваша компания
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
|