Единый республиканский
инновационный бизнес-портал |
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
|
Рустэм Хамитов выступил на коллегии министерства труда и социальной защиты населения БашкортостанаРустэм Хамитов выступил на коллегии министерства труда и социальной защиты населения Башкортостана 12 марта Президент Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на расширенном заседании коллегии министерства труда и социальной защиты населения республики, посвященном итогам работы ведомства в 2013 году. Стенограмма выступления Рустэма Хамитова: Хәйерле көн, ҡәҙерле дуҫтар! Добрый день, уважаемые друзья, товарищи! Мы начинаем работу коллегии. Коллегии важной, которая подводит итоги деятельности министерства труда и социальной защиты нашей республики в 2013 году. Мы, безусловно, обсудим стоящие перед нами новые задачи с учетом современных реалий, современного состояния общества, с учетом процессов, происходящих в экономике, сфере труда, занятости. Мы с вами посмотрели фильм, он вполне добротно смонтирован и срежиссирован, в том смысле, что показывает основные вехи работы министерства в 2013 году. Уже ясно, что есть определенные достижения, что мы вместе с вами движемся в нужном для нас направлении, но при этом мы должны понимать, что работы очень много. И реалии таковы: прошедший год был для нас сложным. Тем не менее мы смогли удержаться на позициях, которые по многим параметрам превышают среднероссийские. В то же время честно признаём, что нам не удалось достичь нужных темпов роста промышленного производства. До этого мы добивались значений 105, 107, 109 процентов к предыдущим годам. Прошлый год мы завершили с показателем 102,3 процента. Это уже общеизвестно, и я не буду на этом останавливаться. Скажу, что это следствие и определенной стагнации мировой экономики. Но не только. Безусловно, есть внутренние причины, которые тормозят развитие промышленного производства, и мы ищем варианты того, чтобы динамика промышленного производства ускорялась. Сегодня мы стараемся минимизировать негативные последствия этого спада, и, конечно, нам нужна совершенно другая динамика, другие цифры развития экономики. Иначе мы попадём в полосу застоя, которая, как известно, является самым плохим вариантом развития событий: ни назад, ни вперед. Люди при этом наращивают свои требования, а экономика не успевает следовать за потребностями общества. Мы тем не менее, несмотря на сложные условия 2013 года, в полном объеме выполнили взятые на себя социальные обязательства. Мы принимаем меры по повышению благосостояния людей и в целом качества жизни в республике. Нужно понимать, что при всей значимости богатых ресурсов Башкортостана – его природных запасов, недр, развитой промышленности, сельского хозяйства, энергетики и так далее, наш главный капитал – это люди. Это истина, не надо доказывать и лишний раз говорить о правильности данной формулы. Мы, конечно, в первую очередь работаем над тем, чтобы нашим гражданам в республике жилось комфортно. Чтобы обеспечить людям стабильные доходы и социальные гарантии. Главные составляющие человеческого потенциала – это физическое и духовное здоровье, образование, качество жизни. Они напрямую связаны с экономическими факторами – трудовой активностью, уровнем доходов и качеством потребления, конкурентоспособностью рабочей силы. В свою очередь, по данным Всемирного банка, только 16 процентов экономического роста определяются средствами производства или физическим капиталом, 20 процентов – природным, остальные 64 процента – две трети – человеческим или интеллектуальным капиталом. Поэтому сегодня экономический успех практически невозможен без инвестиций в человека. По данным Доклада о человеческом развитии в Российской Федерации по индексу развития человеческого потенциала Башкортостан в 2010 году занимал восемнадцатое место в стране. В 1997 году Башкортостан был на пятом месте, в 2000-м – на четвертом, а в 2010 году – на восемнадцатом. То есть за десять с небольшим лет республика в этом важнейшем показателе потеряла четырнадцать пунктов. Республика выпала из первой десятки потому, что стала уступать за первое десятилетие «нулевых» годов по целому ряду социально значимых параметров другим быстро развивающимся в этой части регионам. Я посмотрел эту статистику. Действительно, в 2000 году впереди республики были Москва, Санкт-Петербург и Татарстан, а сейчас – семнадцать регионов. Причем в этот показатель – индекс развития человеческого потенциала – входят: валовой продукт на душу населения, средние показатели по заработной плате и образованность населения – количество людей, которое обучается в возрасте от семи до двадцати трех лет. И по каждому из этих показателей был минус предыдущие десять лет. Можно, конечно, продолжать делать вид, что у нас все хорошо. Что мы замечательно живем, у нас, так сказать, богатейшая республика, работает промышленное производство. Но есть цифры, которые доказывают другое. Самоуспокоенность, если хотите – самовлюбленность в то, что «мы все делаем правильно», как раз и приводит к таким цифрам, к такой ситуации. Мы – лидеры по макроэкономическим показателям. Мы большая республика – четыре миллиона сто тысяч населения. Мы производим много всего. Но как только мы это «много всего» начинаем делить на количество людей, которые живут в республике, и получаем подушевые показатели – мы сразу «улетаем» – извините меня за это слово – на средние и даже отстающие позиции. Поэтому мы обязаны сегодня искать варианты более динамичного, быстрого развития. За последние два-три года мы сумели удержаться от сползания в этих индексах и по некоторым позициям даже начали двигаться вперед. Но нам, еще раз говорю, нужна другая динамика. Нас не может устраивать такой расклад. При всей важности экономического роста наш приоритет – это повышение благосостояния людей. Вот наше главное направление работы. И мы, несмотря ни на какие трудности, активно действуем в этой части. В рамках реализации «майских» указов Президента в прошлом году полностью достигнуты все контрольные показатели. Заработная плата работников в образовании, здравоохранении, культуре, науке, социальном обслуживании росла в соответствии с заложенными в «дорожных картах» целевыми параметрами. Причем темпы роста заработной платы работников образования и здравоохранения в два раза превысили темпы роста среднереспубликанской заработной платы. Однако мы отстаём от темпов роста зарплат в других регионах. По итогам прошлого года среднемесячная заработная плата в республике составила чуть больше 75 процентов от среднероссийской. Производительность труда – тоже почти на 20 процентов ниже, чем в среднем по стране. Мы понимаем причины такого отставания. Здесь, в этих цифрах, нас «тянет вниз» село, агропромышленный комплекс, где особенно низка́ производительность труда, невысокие зарплаты и в целом уровень доходов. При этом у нас велик удельный вес живущих в сельской местности – 40 процентов. В Российской Федерации эта цифра – 23-24 процента, а у нас – 40 процентов. Это в полтора раза больше, чем в среднем по России. Республика занимает третье место по численности занятых в сельском хозяйстве, уступая лишь Краснодарскому краю и Ростовской области. А мы знаем, что доходы сельчан в среднем в два раза ниже доходов жителей города. Но повторяю – это не оправдание для нас. Мы должны делать все для того, чтобы производительность труда в сельском производстве росла, чтобы сельчане получали достойную заработную плату, чтобы ушли от примитивных способов обработки земли и начали работать с использованием современных технологий. По уровню средней заработной платы мы сегодня на пятом месте в Приволжском федеральном округе и на сороковом – в России. Один из социально значимых показателей – уровень бедности, который означает долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Важно, что за последние два-три года этот сегмент у нас уменьшился. Республика поднялась по этому показателю с 19-го на 15-е место в стране и с третьего на второе – в округе. Это уже цифры более или менее приличные, потому что быть в двадцатке лучших регионов России – это всегда правильно. И всё же доходы ниже этого минимума имели более четырехсот тысяч человек, или каждый десятый житель республики. Заработную плату меньше прожиточного минимума получают более 80 тысяч человек. Нам надо выправлять эту ситуацию. Ежегодно на меры социальной поддержки населения направляется более 11 млрд рублей, или 13 процентов бюджета республики. Здесь важна в первую очередь степень отдачи от этих вложений, их адресность. Пособия должны получать те, кто в них реально нуждается. Причем социальная поддержка должна стимулировать человека самому изменить свою жизнь к лучшему. Этому во многом способствует новая форма оказания такой помощи на основе социального контракта. В соответствии с ним орган соцзащиты оказывает нуждающимся семьям содействие в трудоустройстве, профессиональном обучении, открытии своего бизнеса и так далее. В этом случае предоставляется более весомая материальная поддержка, чем традиционные социальные пособия. В 2014 году в бюджете республики на эти цели предусмотрено более 50 млн рублей. Я поручаю министерству труда и социальной защиты обеспечить внедрение в республике данной практики, контролировать эффективность этой важной работы и соответствующим образом докладывать мне об успехах или проблемах, которые возникают в этой части. Уважаемые коллеги! Мы должны повышать качество жизни людей, их доходы, прежде всего, активно решая проблемы в сфере трудовых отношений и занятости. Здесь есть над чем работать и куда расти. С одной стороны, по численности населения Башкортостан находится на первом месте в Приволжском федеральном округе и на седьмом – в стране. К тому же мы – самый молодой регион округа. Сегодня средний возраст населения республики – 38 лет, в стране – 39,2, в округе – 39,5. То есть в сфере человеческих ресурсов у нас очень хороший потенциал и самые лучшие перспективы. С другой стороны – доля экономически активного населения у нас составляет всего 67 процентов – две трети. По этому показателю мы занимаем в округе 12-е место. Среднегодовая численность занятых в экономике сократилась с 1990 года на 156 тысяч работников. А ведь это те, кто создает материальные блага, продукцию, которую мы потребляем или реализуем; те, кто платит налоги. Сегодня треть населения – это люди преклонного возраста и дети как основные получатели разных форм социальной поддержки – пенсий, пособий. Их доля ежегодно растет – это надо понимать. Уровень безработицы в республике сегодня составляет 5,8 процента и превышает показатели многих регионов. Здесь мы – на 12-м месте в округе. При этом заявленная потребность в работниках с 2000 года выросла с 9 до 31-й тысячи человек – то есть в 3,5 раза (в Приволжском федеральном округе – рост в два раза, в Российской Федерации – в 1,7 раза). По многим профессиям в обрабатывающих отраслях, строительстве, оптовой и розничной торговле спрос на рабочую силу намного превышает предложение. Здесь нужна кропотливая работа по коррекции рынка труда. Какие главные проблемы и стратегические задачи я вижу в этой сфере? На что важно в первую очередь обратить внимание? Первое – у нас пока нет четкой стратегии действий по улучшению общей ситуации в сфере занятости. Текущая работа направлена в основном на сокращение уровня безработицы, оказание социальной помощи потерявшим работу. То есть на устранение последствий неблагоприятной социальной ситуации. Отсутствует системная профилактическая работа, нацеленная на упреждение, возможное предотвращение таких рисков, на основе глубокой аналитики, социологических исследований в сфере занятости, с учетом прогнозов ситуации в экономике, планов территориального развития. То есть работать нужно по-современному, не по старинке, как раньше – отталкиваясь от факта, а на опережение. Нужно признать, что работа трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ведётся во многом формально. Стороны приняли программу «Достойный труд» на период до 2025 года, обозначили общие направления совместных действий. Теперь нужно от декларации намерений перейти к разработке и реализации реальных механизмов социального партнерства, плану конкретных мероприятий, согласованных шагов по созданию условий для достойного труда в республике. Вторая проблема – у нас недостаточно эффективно действует система управления трудовыми ресурсами, регулирования занятости и миграции населения. Сегодня мы имеем парадоксальную ситуацию – поступившие за год триста тысяч вакансий от организаций в три раза превышают число ищущих работу граждан. Сто тысяч ищет – триста тысяч вакансий, но при этом безработица остается на прежнем уровне. Не координируется в должной мере в республике работа в сфере миграции. Отдельными вопросами занимаются Башкортостанстат, Управление Федеральной миграционной службы по республике, Министерство труда и социальной защиты населения. Какие-то аспекты были в ведении Агентства по территориальному развитию и теперь переданы в минэкономразвития республики. Есть Межведомственная комиссия по миграционной политике при правительстве, которая определяет квоты рабочих мест для иностранцев. То есть вопросами миграции занимаются многие, а единого координирующего центра как не было, так и нет. В результате нет и четко продуманной стратегии в этой сфере, слаженных действий. По любым вопросам идут сложные и длительные согласования. При этом миграционные процессы нарастают с каждым годом. Увеличивается как внешняя миграция – люди уезжают и приезжают на работу, учебу, так и внутренняя, в самой республике. Мы должны грамотно регулировать эти процессы, реагировать на меняющуюся миграционную ситуацию быстро, решительно, эффективно. Иначе получим не только экономические потери, но и криминализацию, «теневое» управление миграционными потоками, рост коррупции и социальной напряженности. Мы должны, наконец, определить центр координации работы с мигрантами. Нам надо рассмотрение этого вопроса вынести на заседание правительства. А минтруд прошу качественно решать свои задачи в части определения потребности в привлечении иностранных работников, объемов выделяемых квот и других вопросов. Коллеги! Эффективное управление трудовыми ресурсами приобретает особую значимость в складывающейся демографической ситуации. По прогнозным данным, в ближайшие годы в республике численность населения трудоспособного возраста будет ежегодно уменьшаться. К 2016 году она снизится более чем на 70 тысяч человек и составит около 1,8 миллиона человек. Будет сокращаться и приток молодежи на рынок труда. Всё это может стать одной из причин замедления темпов развития нашей экономики. Мы говорим о том, что экономику нужно раскручивать, нужна другая динамика. А вот видите – факторы, которые работают против этого. Нам надо активнее разворачивать работу с внутренними резервами – безработной молодежью, женщинами, пенсионерами, инвалидами. Хотя по сравнению с 2010 годом число безработных молодых людей снизилось в 1,5 раза, среди безработных молодые люди по-прежнему составляют одну треть. Более 60 процентов безработных – женщины. Сегодня фактически трудится только треть пенсионеров. И хотя с 2005 года число работающих пенсионеров выросло в 1,8 раза, их – работающих пенсионеров – могло быть гораздо больше. Сейчас границы трудоспособного возраста во многом сдвигаются. Люди, имеющие большой профессиональный, жизненный опыт, хотят приносить пользу, зарабатывать на жизнь, оставаться активной частью общества. И это похвальное стремление. Надо поддерживать. Ограничений никаких нет. Не в кружки их направлять, что тоже, в общем-то, правильно и важно, но те, кто может работать – должны трудиться. Непростая ситуация складывается в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня более 36 тысяч инвалидов трудоспособного возраста имеют показания к труду, то есть могут работать. Однако из обратившихся в службы занятости инвалидов трудоустраиваются не более трети – 35 процентов. Соответствующая квота на предприятиях и в организациях используется только на 70 процентов. С 2010 года на специально оборудованные рабочие места трудоустроены около 800 инвалидов. И все-таки пока – надо честно признать – мы слабо используем возможности этих людей. Остановлюсь здесь ещё на одной проблеме. К сожалению, сегодня мы не можем обеспечить всех инвалидов качественными реабилитационными услугами. Многие учреждения этой сферы не отвечают санитарным и противопожарным требованиям, не имеют необходимого оборудования. О каком качестве услуг в них может идти речь, если они не могут обеспечить в полной мере даже безопасность людей? Поручаю министерству труда и социальной защиты провести полную инвентаризацию этих учреждений, объективно оценить эффективность их работы. Также поручаю внести предложения по внедрению реабилитационных сертификатов в систему оказания услуг людям с ограниченными возможностями, дающих им право самим выбирать социальные учреждения. Для регулирования рынка труда мы должны в полной мере задействовать весь имеющийся трудовой потенциал. Важно грамотно корректировать направленность профессиональной подготовки исходя из кадровых потребностей рынка труда. Для этого надо в первую очередь усиливать профориентационную работу среди молодежи. Вести её неформально: с опорой на современные подходы, новые кадровые технологии. Проводить эту работу не только со школьниками и студентами, но и их родителями, делая упор на востребованных профессиях. У нас есть республиканский план мероприятий в этой сфере, но нужно контролировать его качество и эффективность. Сегодня нельзя готовить кадры формально и «на глазок». Необходимо планировать число выпускников по каждой специальности исходя из реальных потребностей отраслей, крупных предприятий. Эти предприятия должны иметь четкие планы обеспечения кадрами, рассчитанные на перспективу, и отвечать не только за подготовку квалифицированных работников, но и за их трудоустройство. Я уже несколько раз останавливался на том, что работа в том виде, в котором сегодня у нас происходит – власти и промышленных предприятий, – это уже вчерашний день. Мы обязательно должны выстраивать эту деятельность «по новой». И в части промышленного производства, и в части формирования стратегических планов, и в части подготовки кадров. Мы действуем разрозненно: предприятия сами по себе, властные структуры – сами по себе. Это не может бесконечно длиться. Я в начале своего выступления сказал, что у нас, к сожалению, есть и внутренние причины, которые тормозят промышленное производство. И одна из причин – рассогласованная работа между промышленниками, производственниками и органами власти. Произошло отчуждение не только на разделе «народ и власть», но и на водоразделе «промышленное производство и властные структуры». Кто в этом виноват? В том числе и мы – находящиеся здесь в зале представители власти. Да, у нас свои вопросы. У нас этих вопросов «выше крыши» у каждого. Ну что? И дальше что? Эффективность какова? Чего мы добились с точки зрения повышения производительности труда? Ничего. Только об этом говорим – и все. Поэтому, уважаемые коллеги, я вас тоже прошу. Наши министерства – экономического развития, образования, труда и социальной защиты – должны быть координаторами работы отраслевых министерств, районных и городских администраций, работодателей. Нужна согласованная работа по оценке сегодняшнего состояния рынков труда и образовательных услуг, приведению их в соответствие, прогнозированию изменений. Считаю, что вопросы организации такого взаимодействия также нужно вынести на ближайшее заседание правительства республики. Поручаю минтруду оперативно доработать и приступить к реализации Государственной программы содействия занятости населения, положить её в основу работы по созданию эффективной системы управления трудовыми ресурсами. Следующая важная задача – повышение безопасности условий труда. В прошлом году число погибших, пострадавших или получивших на производстве тяжелые травмы, к счастью, сократилось. И всё же сегодня более ста тысяч человек продолжают работать во вредных условиях труда. Более ста тысяч человек! Эти люди дышат газами, работают на разного рода вибрационных установках, не могут себя нормально, спокойно чувствовать на своем рабочем месте. Конечно, в соответствии с новым законодательством нам совместно с министерством труда и социальной защиты вместо аттестации рабочих мест необходимо внедрить в организациях специальную оценку условий труда. Устанавливать по её итогам класс этих условий и в зависимости от этого назначать компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда. Нельзя при этом допустить незаконного снижения достигнутых гарантий и компенсаций, предоставляемых за работу во вредных условиях, возникновения в трудовых коллективах социальной напряженности. Рабочие очень часто трудятся за небольшую заработную плату и при этом еще гробят свое здоровье. Поставьте себя на их место – и всем станет всё понятно. Уважаемые коллеги! Ежегодно около 80 процентов бюджета республики направляется на финансирование социальных отраслей. И эта нагрузка на бюджет с каждым годом нарастает. Десять лет назад менее 50 процентов бюджета направлялось на социальные расходы. Сейчас уже – около восьмидесяти. У нас на развитие остается небольшая дельта всего лишь 20 процентов. Мы все, что у нас есть, направляем в «социалку»: здравоохранение, образование, на решение задач, которые стоят перед вашим министерством. В прошлом году на социальные цели направлено почти 130 миллиардов. Но при этом нам надо продолжать строить жилье, дороги, мосты, развязки. Где брать деньги? В этих жестких условиях от государства требуется внедрение новых механизмов решения социальных задач. Это отдельная тема, на которой я хочу остановиться. Дальнейшее развитие социальной сферы только за счет государства становится затруднительным, неоправданно дорогим и к тому же зачастую неэффективным. Мировая практика это доказывает. Ни в одной стране, сумевшей обеспечить динамичное развитие своей экономики, нет такой колоссальной социальной нагрузки на бюджет и такого громадного количества государственных социальных учреждений. К внедрению негосударственных механизмов нас подводит и новый федеральный закон о социальном обслуживании, который вступит в силу с начала следующего – 2015 – года. Его цель – пересмотреть позиции государства как монополиста на рынке социальных услуг, вовлечь в эту сферу некоммерческие организации, социально ориентированный бизнес и граждан. Такой успешный опыт в регионах Российской Федерации есть. Есть он и в нашей республике. В начале года более 50 некоммерческих организаций получили субсидии и гранты на 30 млн рублей на реализацию социально значимых проектов. Эту работу нужно продолжать как важное направление развития институтов гражданского общества. Необходимо активнее развивать социальное предпринимательство. Бизнес наравне с государством должен разделять социальную ответственность. Поручаю министерству труда и социальной защиты населения внести предложения по вариантам реформирования системы социального обслуживания в части развития негосударственного сектора оказания услуг, закупки отдельных видов социальных услуг на свободном рынке. Речь здесь идет о серьезных объемах, выводимых на аутсорсинг. Под вашим крылом сегодня действует 90 учреждений социального обслуживания, в которых трудятся 11,5 тысячи человек. Еще раз хочу сказать, что мы должны эти вещи осмыслить, очень глубоко продумать, посмотреть варианты, изучить тот опыт, который имеется – и только тогда начинать двигаться. Наша задача – улучшить качество обслуживания людей. Не создать мифические «бизнесы», на которых зарабатывали бы разные дельцы, а улучшить качество жизни людей, которые находятся в социальных учреждениях. Это непросто. Но, еще раз говорю: надо думать и искать эти варианты – по-другому мы не сделаем. Нас тоже сверху могут, конечно, обязать перейти в течение одного-двух-трех-пяти лет к новым формам работы, но лучше, если мы это сделаем сами, осознанно, найдя варианты, обсудив их и приспособив – в хорошем смысле слова – для нашей республиканской действительности. Кроме того, мы бы могли создать новые рабочие места для людей – тех, кто хотел бы себя посвятить работе в социальной сфере. Есть такие люди, есть. Так что давайте начнем трудиться и работать в этом направлении. Мы должны добиться главного – обеспечить увеличение количества и повышение качества оказываемых услуг через развитие конкуренции и внедрение новых технологий социальной работы. Уважаемые коллеги! Задачи, которые я поставил – сложные и ответственные. Но вы и работаете на сложном и ответственном участке. Я знаю, что деятельность ваша трудна и, к сожалению, может быть, не так высоко оплачиваема, как хотелось бы, – а есть категории, которые получают очень маленькую заработную плату. Есть такие люди, знаю. Но я уверен, что при правильной постановке дела мы эти задачи будем поступательно решать. Я подчеркиваю, что всю вашу команду – команду министерства и его подразделений – отличает профессионализм, оперативность, слаженность в работе, высокая исполнительская дисциплина, ответственность за результат. Все это присутствует. Теперь нам нужно наладить в должной мере межведомственное взаимодействие. Решение многих обозначенных мною задач лежит также в зоне ответственности минпрома, минэкономразвития, минобразования, минздравоохранения и так далее. Но по многим позициям в сфере социально-трудовых отношений отвечаете за конкретную ситуацию именно вы и никто другой. Прошу и дальше держать высоко вашу профессиональную планку. Я желаю всем здоровья, благополучия, успехов в работе. Источник: сайт Президента РБ. |
Ваша компания
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Новости on-line |
© 2009—2024
Единый республиканский бизнес-портал
Читать @erbpru
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования | |
Сделано в
«Техинформ»
Уфа
Все права принадлежат КП «Респект» |