Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

Законодатели предложили запустить пустующие заводы Башкирии с помощью частников

0_1339bb_fb904e3b_xxxl

Законодатели предложили запустить пустующие заводы Башкирии с помощью частников

Власти Башкирии предложили Камскому автозаводу занять пустующие цеха Туймазинского завода автобетоновозов. На это их вдохновил пример «Камского индустриального парка «Мастер» («КИП-Мастер») на месте бывшего двигателеремонтного комбината в Набережных Челнах. Члены парламентского комитета Госсобрания РБ по промышленности, инновационному развитию и предпринимательству вместе с коллегами из Госсовета Татарстана приехали в автоград, где им показали, как сегодня плодотворно работают частники в ранее простаивавших цехах советского промгиганта.

В зоне особого развития
 
Опустевшую площадку переоборудовали, отремонтировали и запустили арендаторов, в основном производителей автокомпонентов. Сейчас там 240 предприятий на 5 тысяч рабочих. За восемь лет существования арендаторы произвели товаров на 60 млрд рублей. По словам руководителя индустриального парка Максима Стеблова, плата за площади чисто символическая, часть даже компенсирует бюджет, также правительство Татарии берет на себя погашение кредитов взятых на покупку импортных станков. Плюс преференции от самого «КамАЗа» – автогигант лоялен к арендаторам, производящим компоненты для его грузовиков. Правда, чтобы заслужить звание поставщика автозавода нужно еще побороться за контракт.

Выручка Камского автозавода от индустриального парка на 60 процентов состоит из арендных платежей, и еще 40 процентов - дополнительные услуги: промплощадка окружена сферой обслуживания – от таможенного поста до сети общепита.

При всех «тепличных» условиях часть арендаторов работает на грани рентабельности, но даже такая кооперация выгодна всем: «КамАЗ» не несет убытков от пустующих цехов, растет прослойка мелких производителей, город получил рабочие места, бюджеты - налоги.

Со слов г-на Стеблова, технопарк выгоден импортным производителям, придерживающимся концепции «завод на коленке».

- Это удобно для иностранцев, входящих на российский рынок с короткими проектами: они не обременяют себя недвижимостью и правом собственности, - говорит гендиректор «КИП-Мастера».

В качестве примера депутатам показали немецкого производителя автомобильных жгутов Leoni, четвертый год работающего в Челнах. Жгуты были слабым звеном в советском автопроме, поэтому даже «КамАЗ» доверил их поставку иностранному арендатору.

Также Leoni снабжает калужский завод «Пежо» и «Ситроен».

- Компонентные проекты в автопроме живут не больше пяти лет, затем производители обновляют модельный ряд и набор комплектующих меняется, - рассказывает руководитель технического департамента ЛЕОНИ Вайэринг Системс Александр Сайко, - Политика компании – не строить свои здания. Не факт, что будет выигран следующий контракт. Мы делаем 54 тысячи машкомплектов в год для «Пежо-408», 50 тысяч  для «Ситроен», плюс 25 тысяч комплектов для «КамАЗа».

70 процентов в производстве жгутов - ручной труд, средняя зарплата в проекте не велика - 17 тысяч рублей, но при этом предприятие одно из самых больших – больше четырехсот рабочих. По словам г-на Сайко, самочувствие производства зависит от продаж автомобилей.

- Оборотами гордиться пока не можем: в прошлом году продали на 2 млн евро, в этом на 7 млн - это даже не отбивает вложенных денег. По плану продавать на 16 млн евро, - рассказал он депутатам Татарии и Башкирии. - На первые пять лет у нас была заложена убыточность, на следующий год мы должны получить прибыль. Но даже если сработаем «по нулям», компании это интересно из-за сохранения оборотов.

Догнать и перегнать

Другой проект – сборка японских грузовиков «Fuso»: совместный проект КамАЗа и дочки «Даймлера». Ежедневно здесь собирают 12 машин из запчастей присланных из Японии в морских контейнерах. Из отечественного – аккумуляторы и технологические жидкости. За три года выпустили 5,3 тысяч автомобилей, их отсылают на другие заводы, где надстраивают оборудование: от мусорного бункера до гидравлического подъемника.

Начальник производства компании «Фузо Камаз Тракс Рус» Алксандр Анисимов заверил, что японские грузовики берут груз в пять тонн и никак не могут быть конкурентами нашим «ГАЗелям», так как у отечественных заводов нет таких наработок. За российский рынок соревнуются с корейскими и японскими марками.

Сами арендаторы стараются быть полезными КамАЗу. Так, «Камский завод электронных компонентов» делающий светодиодные светильники и печатные платы, разработал новую приборную панель для грузовиков.

А на замечание руководителя компании «Газпром трансгаз Уфа» и депутата Шамиля Шарипова о том что к светодиодным светильникам есть множество претензий, замдиректора завода Данил Шулико заметил, что рынок светодиодного света в России первично осваивали китайские низкосортные производители, отечественные же светодиодные приборы в разы лучше.

Впрочем есть и абсолютно сторонние проекты. Конструкторское бюро «Атон-импульс» создало внедорожник-амфибию, собранный из импортных запчастей. По словам главного конструктора проекта Ирека Рахманова, за 12 лет выпущено 12 экземпляров, а базовая стоимость начинается от 3 млн рублей.

Коммерсанты хоть и помышляют об отделении от «материнской» площадки, однако не все готовы пойти на такой шаг и покинуть стены камазовских цехов. По словам руководителя индустриального парка Максима Стеблова, на промышленные помещения есть много желающих. К существующим полумиллионам квадратных метров «КамАЗ» скоро выделит арендаторам еще около ста тысяч «квадратов».

- У нас 250 резидентов, и нет задачи кого-то отпочковать, они и так самостоятельный бизнес, - сказал г-н Стеблов.
Еще один проект камского автозавода и государства – так называемый «IT-парк» и бизнес-инкубатор. В 80-е годы здесь строился электронно-вычислительный центр завода, но он так и остался скелетом железобетонной коробки. Компьютеры в те времена были величиной со стенной шкаф, поэтому трехметровые потолки здания идеально подошли для наукодома. В достройку здания и обстановку вложили 1,4 млрд рублей. Еще будут строить гостиницу для арендаторов-резидентов и цех для изготовления опытных образцов.

По словам замруководителя по развитию it-парка Ленара Халикова, арендаторам наукодома дают юридическое и бухгалтерское сопровождение, помогают продвигать идею на рынке, подыскивают инвесторов, «но не входят в долю и не навязывают условий».

Бизнес в облаках

- Мы работаем чуть больше года, сейчас нас 67 резидентов, предложивших 80 проектов, - продолжает Ленар Халиков. - С прибылью вышли около 20 резидентов.

Цена нахождения в ультрасовременном хайтечном здании – 6 тысяч рублей в месяц за офисный трехместный «кубик» со столами и компьютерами.

Проходит год – авторов проекта пересаживают в общий зал – коворкинг, где место стоит уже три тысячи рублей в месяц. По словам г-на Халикова, по меркам казанского рынка недвижимости это приемлемая стоимость.

- Если проект не развился за год, переселение в коворкинг - стимул развиваться, либо он умрет. Если умрет – тоже хорошо, по статистике развитие получается с третьей попытки.

По словам замглавы администрации it-парка, считается, что выживает один рискованный проект из ста.
- У нас выживаемость – чуть более восьми процентов, - говорит он. - Люди добиваются не просто реализации проекта, а начинают зарабатывать и жить, как полноценная компания.

Состоявшиеся компании остаются в науко-доме, но уже платят аренду от 433 рублей за квадратный метр офиса. Администрация парка говорит, что живет за счет арендных платежей, и помощи татарстанского правительства.

- Резидент платит шесть тысяч рублей в месяц, но понятно, что получает он услуг на большую сумму, эту разницу дотирует государство, - пояснил Ленар Халиков. – Но если даже государство перестанет спонсировать нас, мы останемся на плаву, так как стали самодостаточными.

Самые яркие проекты – it-сервисы – проекты для интернета. Ленар Халиков попросил не путать их с интернет-магазинами.

К примеру, руководитель проектов компании «Квантор» Ринат Гизятов, представил депутатам парламентов двух республик разработанную его фирмой систему слежения и контроля.

- Это система безналичной оплаты проезда в общественном транспорте, - рассказывает г-н Гизятов. - В Татарстане общественный транспорт не имеет кондукторов, карточка прикладывается к считывателю в салоне. А данные о льготниках отправляются в компанию «Социальная карта» и та рассчитывается с перевозчиками. Не надо заряжать терминалы, а в конце дня «сливать» с них данные о поездках на сервер: все автоматически переходит в «облачное» хранение, наподобие Dropbox.

Также софт-разработчики разработали персональные «тревожные кнопки» для детей и программу слежения за грузовыми машинами.

- На грузовике считаются больше тридцати параметров: частота вращения коленвала, температура охлаждающей жидкости, положение педалей в каждый момент времени, - продолжает г-н Гизятов. - Многие дорожностроительные компании поставили спутниковое слежение на свои машины, здесь в Челнах на строительстве дороги сэкономили денег столько, сколько ушло бы на возведение пяти километров и только благодаря тому, что взяли грузовой транспорт под контроль. Показываются отчеты о месте и времени слива топлива с бака, где был выгружен груз и прочие параметры.

- Рабочий класс не бунтует? – спросил председатель парламентского комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев.

- Еще как бунтовал. Поначалу было много актов вандализма: выдергивали и ломали трекеры, топили в солярке, но потом ввели штрафы и ситуация нормализовалась.

Аплодисменты, переходящие в инновацию
 
Но если компания г-на Гизятова уже зарабатывает на своем интеллектуальном труде, то в it-парке, где взращиваются начинающие проекты, работают авторы новых идей.

Кстати, из Башкирии челнинский наукодом планирует привлечь около сорока перспективных проектов.
Две команды из Уфы реализовали свои идеи в Челнах. Например, Амин Шаяхметов рассказал о базе данных автозапчастей avtozaper.com. Система собирает сведения об остатках на складах и магазинах и выдает их в каталогизированном порядке.

- В магазинах лежит много неликвида, номенклатура запчастей – огромна, и невыгодно «замораживать» детали на хранении, тот же автосервис может отправить клиента за запчастью в нужный магазин, если на собственном складе нет нужной детали, - пояснил парламентариям Амин Шаяхметов. 

Идея оказалась удачной: проект привлек 4 млн рублей частных инвестиций от компаний по продаже запчастей.
- В Уфе не нашли точку применения? – спросил глава комитета по промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Курултая РБ Рашит Хайруллин.

- Нет, в Уфе не смогли реализоваться, - ответил парень.

Совсем свежий проект it-парка представил выпускник БГПУ Рахимян Тимерханов, он также переехал в Челны, чтобы создать свой бизнес.

- Это прибор для экспресс-диагностики зрения – он передает информацию на мобильный телефон и дает рекомендации, - сказал Рахимян, показывая депутатам двух парламентов небольшую черную трубку. – Все просто – приложить к глазу, возникает мелькание света – фиксируются психофизиологические параметры, на телефон передается диаграмма. При создании аппарата и программы нас консультировал уфимский центр «Аллоплант», скоро получим патент. По расчетам, в продаже он будет стоить 3 тысячи рублей.
 
Полимеры приняты

Совещались депутаты тут же в стенах it-парка. Судя по устроенному слайд-шоу, стороны негласно соревновались, в какой республике промышленность круче.
По словам вице-премьера Татарстана, министра промышленности и торговли РТ Равиля Зарипова, валовый региональный продукт (ВРП) в прошлом году составил 1 трлн 415 млрд рублей. Правительство РТ приказало довести в 2016 году ВРП до 2 трлн рублей.

К сравнению в Башкирии планка в 1 трлн рублей по ВРП была впервые достигнута только в прошлом году.
Глава Татминпрома похвалился, что общими усилиями властей и бизнеса в Казани не дали погибнуть легендарному химзаводу «Тасма», с советских времен выпускавшего кино- и фотопленку: производство сохранили, а на освободившиеся площади химграда пустили арендаторов, сейчас их там почти 80 предприятий. Кто-то из уфимской делегации в кулуарах потом вспомнил про погибший завод «Уфахимпром».

Продолжая экскурс по промышленности Татарии, Равиль Зарипов рассказал, что автопром республики, а это не только «КамАЗ», но и такие заводы как Ford Sollers, сделал легкий откат назад: сказался спад продаж автомобилей. Однако предприятия из числа оборонных, а в республике это 15 заводов и 20 НИИ, процветают.

- Все оборонные заводы загружены, - сказал г-н Зарипов.

Глава башкирского минпрома Алексей Карпухин в качестве удачного опыта назвал возобновление производства мотоблоков «Агро». Ранее их делали на одной из площадок «ОДК-Уфа» (бывший «УМПО»). Теперь конструкторскую документацию передали фирме «Уфа-механика», но когда и где будет налажено полноценное серийное производство мотоблоков, г-н Карпухин не уточнил.

Подавляющая доля «нефтянки» в промышленности Башкирии – 42,3 процента, приходится на переработку и 9,3 процента на добычу нефти и газа. Татарстанская промышленность менее зависит от нефти, а на добычу всех полезных ископаемых в соседней республики приходится 23,4 процента в структуре ВРП.

- Мы же в два раза больше перерабатываем, чем добываем, в этой доле и «Газпромнефтихим Салават» и три нефтезавода в Уфе, все вкупе дают эти 42 процента, - потом объяснил такую разницу глава парламентского комитета Госсобрания РБ по промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Рашит Хайруллин.

Каким путем нужно развивать башкирскую промышленность, глава комитета точно знает: крупные заводы должны отдать на аутсорсинг производство мелких запчастей.

- Нам нужно «облепить» крупные машзаводы малыми предприятиями, которые, в том числе, займутся выпуском комплектующих для них, - высказал мнение депутат.- Как в этом случае, когда «КамАЗ» предоставил свои пустующие цеха, а правительство Татарстана привело их в порядок, нам нужен такой опыт. Скажем, на туймазинском заводе автобетоновозов (дочернее производство «КамАЗа» – ред.) простаивают площади, как, например, цех гидроцилиндров. Давайте на этой площадке развернемся множество мелких производств. Мы уже сделали соответствующее обращение «КамАЗу». Ответа пока еще не дали.

По словам г-на Хайруллина, меры по реанимации промышленности не стоит ограничивать туймазинским автовзаводом, простаивающие цеха можно найти и в Стерлитамаке, Октябрьском и Нефтекамске.

Источник: http://www.mkset.ru/news/chronograph/19762/ 

Разделы: Бизнес РБ, Минпром, Туймазинский автозавод и проекты

Дата: 17 декабря 2013, вторник 11:13

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика конфиденциальности
Положение о защите персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»