В Башкирии за год исчезли полторы тысячи «магазинов у дома»
В Башкирии за год исчезли полторы тысячи «магазинов у дома»
В госкомитете по торговле РБ предлагают уменьшить допустимую долю федеральных торговых сетей в регионе с 25 до 10 процентов.
Республиканские предприниматели, занимающиеся розничной торговлей, не выдерживают конкуренции федеральных торговых сетей. Эту тему на днях обсудили в Госсобрании Башкирии на заседании рабочей группы. Как сообщила руководитель госкомитета по торговле РБ Гузель Асылова, за год количество «магазинов у дома» в регионе сократилось на 1,5 тысячи, одна из республиканских сетей закрыла 30 магазинов, из-за чего лишились работы 450 человек.
Как говорит Гузель Асылова, сегодня, по оценкам ведомства, объем федерального сетевого ритейла составляет в республике более 40%, в то время как статистика показывает лишь 21% (сказываются особенности методики подсчета). Следуя федеральному законодательству, антимонопольная служба может приостановить развитие сети, только если порог доминирования ритейла превышает 25%-й барьер.
- В связи с этим, мы предлагаем выйти с инициативой ограничить долю федеральных торговых сетей в республике до 10-15% и оговорить механизм подсчета, - говорит председатель госкомитета по торговле РБ.
В ведомстве предлагают при расчетах рассматривать присутствие сети не в целом по республике, а в отдельности по муниципалитетам. Так как чаще всего крупные компании облюбовывают города и районные центры, а малому бизнесу отводится малочисленная сельская местность. Но тут свое несогласие проявляют сетевики.
- Магазины закрываются не столько из-за соседства с крупными сетями, сколько из-за административных ограничений, в том числе перехода на он-лайн кассы и ЕГАИС, - высказывает свою точку зрения представитель торговой сети «Пятерочка» Тимур Баймуллин. – Если в районе закрывается магазин, то доля торговой сети сразу же повышается, что лишает нас возможности развиваться, поэтому мы против подсчета по муниципалитетам.
Еще одно предложение госкомитета по торговле РБ, чтобы сравнять позиции сетевых компаний и малого бизнеса, - определять госпошлину на продажу алкогольной продукции в зависимости от количества объектов торговли. Сегодня она составляет 65 тысяч рублей как для сетей, у которых десятки магазинов, так и для частного предпринимателя, владеющего одной точкой.
Следующая инициатива ведомства – предоставить льготы на налог на имущество тем девелоперам, которые предлагают недвижимость малым предпринимателям, или самому малому бизнесу, имеющему помещения в собственности.
Что касается отношений между производителями и сетевиками, то здесь, как признает глава Федеральной антимонопольной службы по РБ Зульфира Акбашева, ситуация улучшается: из 1300 проверенных контрактов нарушения отмечены в 150. В основном это отсутствие критериев отбора товаров, обязательное требование к производителям проводить мониторинг товаров и аудиторские проверки.
- Сейчас, действительно, вроде как все гладко – производителя пускают в сеть, но как ставятся наценки на одну и туже продукцию конкурентов - непонятно, - возмущается директор Уфагормолзавода Ильдар Файзуллин. – На практике выходит так: если сеть лояльна к переработчику, то она устанавливает 12% наценки, а если он ей неинтересен, наценка составляет все 30%. И такая продукция, понятно, становится неконкурентной.
Как говорит Ильдар Файзуллин, сегодня 70% продукции его предприятия представлены в сетях, и только 30% - в мелкой рознице, причем последний показатель с каждым годом сокращается.
Ранее РБК-Уфа писал о том, что в Башкирии цены на продукты в мелких магазинах оказались ниже сетевых. Такой вывод сделали в госкомитете по торговле РБ по данным собственного мониторинга. По мнению директора по девелопменту «БашИндустрия-Недвижимость» Виктора Перепелицы, ничего необычного в таком раскладе нет:
- Стратегия любой крупной сети – зайти в регион, захватить максимально возможную долю рынка (на данном этапе, низкие цены, почти в ноль), а далее - повышать эффективность. Когда конкуренция будет практически уничтожена, наступает плавный переход к росту цен. Остались, условно, 3-4 крупных сети, которым договориться между собой легче, чем с 50 мелкими сетями. У покупателей не остается выбора.
Источник: РБК
|
Ваша компания
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
|