Единый республиканский
инновационный бизнес-портал |
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
|
«Все поняли, что ГЛОНАСС — это серьезно»«Все поняли, что ГЛОНАСС — это серьезно» Главный конструктор группы компаний «М2М телематика» Евгений Белянко. Фото из личного архива К декабрю 2010 года на орбите будет 24 космических аппарата, что позволит российской спутниковой системе ГЛОНАСС получить мировой охват. Об этом недавно заявил руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, выступая в эфире радиостанции «Голос России». В середине июля руководитель АФК «Система» Владимир Евтушенков прогнозировал, что 2011 должен стать годом массового применения навигационной системы ГЛОНАСС в России. О прошлом, настоящем и будущем системы ГЛОНАСС в интервью BFM.ru рассказал главный конструктор группы компаний «М2М телематика» (разработчик и поставщик оборудования и решений в области транспортной телематики, мониторинга и управления транспортными парками) Евгений Белянко. — Может ли ГЛОНАСС использоваться по всему миру уже сейчас? — Есть много заблуждений, касающихся ГЛОНАСС. Часто говорят о ГЛОНАСС, как о системе будущего. Это неправильно. Система уже работает, и, как минимум, последние три года активно используется для мониторинга транспорта (не считая периода работы в начале 90-х годов прошлого века). На сегодняшний день совмещенными приемниками ГЛОНАСС/GPS оборудовано несколько десятков тысяч машин. Мы совершенно точно знаем, что в условиях ограниченного приема, устойчивость ГЛОНАСС/GPS-приемника намного выше, чем просто GPS или просто ГЛОНАСС. Система построена таким образом, что сейчас обеспечивается покрытие всей территории России, но мирового покрытия пока еще нет. Есть несколько зон, где характеристики ГЛОНАСС немного хуже. Например, в районе 30–40 градуса южной и серверной широты есть несколько зон, где не то, чтобы нет покрытия ГЛОНАСС, но оно не такое качественное, как на территории России. И выведение дополнительных трех спутников, доведение орбитальной группировки до штатной величины, безусловно, решит эту проблему. То есть качество покрытия системы ГЛОНАСС после введения еще трех спутников будет совершенно точно не хуже качества покрытия системы GPS. — Насколько сильно мы отстали от американской системы? — Хотелось бы обратиться к истории развития ГЛОНАСС и поговорить о мифическом отставании, которое якобы существует. Если мы вспомним историю, то заметим, что система GPS в полном объеме — 24 спутника — была развернута в 1993 году, а система ГЛОНАСС в полном объеме (также 24 спутника) начала функционировать с 1995 года. Тл есть ГЛОНАСС и GPS создавались в одно и то же время. Они немного разные, в них нет прямого копирования. Но они создавались на пределе технических возможностей начала 1990-х годов, поэтому характеристики очень похожи. — Почему же GPS получила распространение по всему миру, а наша система только недавно начала активно внедряться даже в самой России? — Система GPS развивалась планомерно — ведь важна не только орбитальная группировка, но и приемники, и пользовательские аппараты, через которые в эту систему поступает поток денег. Возник рынок этого оборудования. Люди стали инвестировать деньги в разработку. Запустился механизм нормального рыночного развития. В GPS были вложены очень большие средства, поэтому сейчас мы имеем маленькие дешевые приемники, которые хорошо работают. ГЛОНАСС прошла более сложный путь. В конце 1990-х годов, когда вся страна переживала тяжелейший кризис, никто не вкладывал в развитие системы никаких денег. К 2001-му году на орбите осталось 6 работающих спутников. Многие тогда считали, что система умерла, и на этом все закончилось. — Это случилось из-за отсутствия государственной поддержки? — И в США, и в России на спутники деньги выделяло государство. Но российское государство какое-то время было не в состоянии финансировать развитие космической группировки, поэтому она сократилась. Государство и в России, и в США является собственником спутников, и оно инвестировало деньги в создание орбитальной группировки и наземной инфраструктуры. То же самое будут делать все остальные. А вот в развитие технологий потребительских устройств на каком-то этапе инвестируют уже частные фирмы. — Что изменилось сейчас? — Была принята федеральная целевая программа по восстановлению этой системы, были инвестированы деньги — как в космические группировки, так, что еще более важно, в развитие наземной контрольной инфраструктуры, в повышение точности навигационной системы, и, естественно, в развитие навигационных приемников. Сейчас мы имеем 21 действующий спутник на орбите, в скором времени их станет 24. Весь мир увидел, что мы держим свое слово — мы развили орбитальную группировку, были вложены очень большие средства. Все поняли, что ГЛОНАСС — это серьезно. То, что мы безнадежно отстали — неправда. В реальности темп развития аппаратуры ГЛОНАСС гораздо выше, чем для GPS. Просто пока мы не достигли паритета, потому что нужно компенсировать 10 лет отставания. От этого никуда не деться. — Сможет ли российская система пробиться на рынок США? — Я не думаю, что лоббистских усилий российского государства хватит, чтобы сделать ГЛОНАСС обязательным на территории США. Но что касается нашей страны, здесь приняты все основополагающие решения, чтобы транспортные системы мониторинга, системы навигации, работали на ГЛОНАСС/GPS. Интерес к ГЛОНАСС базируется на простом практическом соображении. Любая система — и ГЛОНАСС в автономном режиме, и GPS в автономном режиме имеет примерно одинаковые характеристики по точности, по качеству работы. Для того, чтобы навигационная система определила координаты, ей необходимо видеть как минимум три спутника. Соответственно, если мы работаем только по системе ГЛОНАСС или только по системе GPS, возможны ситуации, когда, например, одного спутника не будет видно. Совмещенные приемники ГЛОНАСС/GPS очень редко теряют навигацию при обычной эксплуатации. Сейчас есть совершенно четко сформировавшаяся тенденция,, что все устройства будут двухстандартными. — Есть ли место на небе для спутников других группировок? Какой в них смысл, если ГЛОНАСС и GPS обеспечат полное покрытие? — В этом есть смысл. В конце 2020 года, если реализуются все планы по развитию европейской системы «Галилео» и китайской «Компас», на орбите будет больше ста спутников, которые будут работать в различных навигационных системах. Если сейчас, например, четырехсистемный приемник стал бы некой технической проблемой, то по прошествии еще пары поколений электроники это уже перестанет быть чем-то необычным. Если у нас будет три, четыре системы, то качество навигации станет еще выше. Даже если отложить вопрос о какой-то злонамеренности, террористах, еще каких-то проблемах — у любой сложной системы, в том числе, навигационной, существует вероятность сбоя. То есть в принципе, очень маловероятна, но возможна ситуация, когда по каким-либо причинам система GPS не сможет предоставлять координаты своим пользователям. А за счет того, что будет три или четыре операционно независимых навигационных системы, пользователи смогут применять спутниковую навигацию в любых ответственных ситуациях. Чтобы отказали одновременно четыре системы, должно случиться падение астероида на Землю или что-то подобное. |
Ваша компания
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Новости on-line |
© 2009—2024
Единый республиканский бизнес-портал
Читать @erbpru
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования | |
Сделано в
«Техинформ»
Уфа
Все права принадлежат КП «Респект» |