Аналитическая Записка для Руководителя
«РИСКИ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»
Назначение аналитической записки – информировать о существующих и возникающих рисках законодательства, осложняющих его жизнь и работу
Для кого (для каких случаев): Когда утратил право на УСН и не заметил...
Сила документа: Определение Верховного суда
Цена вопроса: более 5 миллионов рублей
Схема ситуации: По итогам налоговой проверки за 2013 – 2015 годы доначислила инспекция ООО налогов по общей системе на сумму более 5 миллионов. Посчитала Инспекция, что утратило ООО право на УСН еще в далеком 2007 году! Т.к. в период с 2007 по 2012 год единственным участником ООО была другая компания.
И согласились суды с позицией налоговой. В 2005 году подало ООО уведомление о переходе на УСН, и в 2006 году правомерно было упрощенцем. А в 2007-2012 годах должно было ООО применять ОСН, но могло перейти на УСН с 2013 года. Только должно было для этого подать соответствующее уведомление о переходе на УСН. А раз не было уведомления, значит, не было и УСН!
Так то так… Да только Верховный суд с такой позицией не согласился:
Применение субъектами малого и среднего предпринимательства упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, а не разрешительный характер.
Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом РФ, механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов и одновременно - надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов, связанной с изъятием средств налогообложения. Если, осуществляя налоговый контроль, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы.
Принимая во внимание изложенное, принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки не может выступать самостоятельной целью налогового контроля, а при возникновении спора во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа.
Налоговые органы, обладающие сведениями о нарушении процедуры начала применения УСН, обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать соответствующие меры.
Общество в проверяемом периоде соответствовало критериям для лиц, имеющих право на применение УСН, за исключением требования об уведомлении налогового органа. Таким образом, в случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.
Выводы и возможные проблемы: Если в далеком прошлом налоговая выявит несоответствия признакам УСН, от налогов по общему режиму может освободить последующий прием инспекцией налогов и декларации по УСН.
Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Применение упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, а не разрешительный характер».
Где посмотреть документы: КонсультантПлюс, Судебная Практика: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 02.07.2019 N 310-ЭС19-1705
Информация предоставлена справочно-правовой системой КонсультантПлюс