Аналитическая Записка для Руководителя
«РИСКИ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»
Для кого (для каких случаев): Полезный Закон приняли, а как применять его не сказали
Сила документа: Постановление Арбитражного Суда Округа РФ
Цена вопроса: Неясности применения местного законодательства.
Схема ситуации: В некоторых регионах сложилась такая ситуация: принят закон, позволяющий упрощенцам применять в 2021 году пониженные ставки. Региональные Администрации помогают местному малому бизнесу. Но кое-где Администрации, не разъяснили, как применять его положения на практике.
Прокуратура провела проверку исполнения Администрацией города требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности в части организации предоставления муниципальных услуг.
В ходе проверки установлено, что Администрация, не предприняла мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Не добившись реакции, Прокуратура обратилась в суд. Она требовала обязать Администрацию разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги, что предусмотрено статьями 21, 34.2 НК. Срок на разработку и утверждение – в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
По мнению Администрации, дача разъяснений не является ни государственной услугой, ни муниципальной услугой, и не имеет никакого отношения к муниципальному контролю. Требования Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» об утверждении административных регламентов не распространяются на предоставление разъяснений.
Финансовый орган не является органом местного самоуправления, а также является самостоятельным юридическим лицом. Соответственно, реализация функций данным органом, прямо установленных налоговым законодательством, не подпадает под определения государственной и муниципальной услуги, приведенные в статье 2 Закона N 210-ФЗ. Эта функция не является услугой, а значит, утверждение административного регламента не требуется.
Администрация полагала, что признание дачи разъяснений финансовым органом муниципальной или государственной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, противоречит нормам НК РФ.
Однако суды всех трех инстанций объяснили, в статье 34.2 НК РФ: «2. Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах».
Отсутствие административного регламента по предоставлению муниципальной услуги влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям. Возникает возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
Решение суда, письменные разъяснения не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные соответственно статьями 15 и 16 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам по их запросу. Направляемый запрос связан только с фактически произведенными в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика операциями.
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Распространяется на все обращения граждан, но за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Вот тут и срабатывает иной федеральный закон. НК устанавливает порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам. Значит, обращения по указанным вопросам не могут регулироваться Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Суды пришли к выводу, что соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Законом N 210-ФЗ. Суды обязали Администрацию разработать соответствующий регламент.
Отметим, что официальная позиция Минфина противоположна выводам суда: «утверждение о том, что разъяснения являются государственной услугой или муниципальной услугой, противоречит нормам НК РФ и безосновательно сужает круг лиц, имеющих право на разъяснения… В соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ государственная услуга предоставляется на основании запроса. Разъяснения же предоставляются не только на основании запроса конкретному участнику отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, но и неограниченному кругу таких участников». Такая точка зрения изложена в Письме Минфина России от 27.11.2020 N 03-02-07/1/103664, N 03-02-07/1/103704 и Письме Минфина России от 02.09.2020 N 03-02-07/1/76802.
Выводы и возможные проблемы: Вопрос неоднозначный. Но, пожалуй, действенный способ борьбы с нестыковками и противоречиями местного или регионального законодательства – это поход в Прокуратуру. Возможно, что это судебное решение поможет успеху такого похода. Во-первых, решаются проблемы с применением налоговых нормативно правовых актов. Во-вторых, возможно, авторы этих нормативно правовых актов будут сразу прорабатывать порядок их применения.
Информация предоставлена справочно-правовой системой КонсультантПлюс