|
|
Проекты нормативов допустимых выбросов в атмосферу разрабатываются, в частности, для получения разрешения на выбросы (для объектов I категории), а также для получения разрешения на выбросы радиоактивных веществ. Общие положения о разработке проектов представлены в обосновании. |
|
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать в том числе разработку предельно допустимых выбросов (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ)).
Предельно допустимый выброс - это норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха (ст. 1 Закона N 96-ФЗ).
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, установлен Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха (п. 2 ст. 12 Закона N 96-ФЗ).
Порядок разработки и содержание проекта нормативов предельно допустимых нерадиоактивных выбросов в атмосферу
Порядок разработки предельно допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2055 (далее - Положение N 2055) (п. 5 ст. 12 Закона N 96-ФЗ, п. 1 указанного Положения).
Разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов) (п. 12 Положения N 2055).
Так, для объектов I категории до получения в установленные законодательством РФ сроки комплексного экологического разрешения нормативы допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) и при невозможности их соблюдения временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут быть установлены разрешением на выбросы (п. 13 Положения N 2055).
Для получения разрешения на выбросы юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов допустимых выбросов. Проект нормативов допустимых выбросов прилагается к указанному заявлению (п. п. 16, 17 Положения N 2055, п. п. 1, 2, 12.1, 12.2 Административного регламента, утв. Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 N 776). Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух утверждена Приказом Минприроды России от 11.08.2020 N 581 (далее - Методика N 581).
Расчеты предельно допустимых выбросов оформляются в электронном виде и на бумажном носителе в виде сброшюрованного тома (с нумерацией страниц), который подразделяется на разделы, включающие информацию, предусмотренную гл. II, III, IV и V Методики N 581, и может содержать приложения (абз. 1 п. 11 Методики N 581).
Расчеты предельно допустимых выбросов содержат следующие сведения и материалы (абз. 2 п. 11 Методики N 581):
· титульный лист;
· сведения о разработчике и исполнителях;
· содержание (с указанием номеров страниц), введение;
· данные, на основании которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, включая данные инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и краткие сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), и его воздействии на атмосферный воздух, включая сведения о расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;
· перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются предельно допустимые выбросы, с указанием смесей веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием);
· данные о расчетах рассеивания выбросов, включая расчеты рассеивания и расчет общего загрязнения атмосферного воздуха, и перечень источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух;
· рассчитанные значения предельно допустимых выбросов;
· сведения о стационарных источниках и загрязняющих веществах, по которым предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются;
· расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;
· сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам;
· приложения (в случае необходимости).
На бумажном носителе материалы должны быть подписаны и заверены печатью (при ее наличии) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте ОНВ.
При наличии усиленной квалифицированной электронной подписи материалы, представленные в электронном виде, выполняются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 14, 16 п. 11 Методики N 581).
Стоит отметить, что нормативы допустимых выбросов, а также расчеты таких нормативов требуются в ряде других случаев, в частности для получения комплексного экологического разрешения лицами, осуществляющими деятельность на объектах I категории, для представления декларации о воздействии на окружающую среду лицами, осуществляющими деятельность на объектах II категории, для получения разрешения на временные выбросы для объектов II категории, не получающих комплексного экологического разрешения, и объектов III категории (п. 3 ст. 22, ст. 23.1, п. 3 ст. 31.1, п. 4 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 23 Порядка, утв. Приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509, п. п. 1, 2, 7 Правил выдачи разрешений на временные выбросы, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 N 828). Однако в указанных случаях не говорится непосредственно о проекте нормативов допустимых выбросов.
Порядок разработки и содержание проекта нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух
Выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, которым устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ (п. 1 ст. 14 Закона N 96-ФЗ, п. 7 ст. 22 Федерального закона N 7-ФЗ).
Правила разработки и установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ установлены Постановлением Правительства РФ от 26.06.2018 N 731 (далее - Правила N 731).
Разработка нормативов выбросов осуществляется юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими стационарные источники выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, с применением, в частности, установленных методик (п. п. 2, 3 Правил N 731).
Так, для установления нормативов выбросов радиоактивных веществ соискатель разрешения на выбросы представляет в уполномоченный орган или его территориальные органы по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов выбросов. К заявлению должны прилагаться в том числе данные инвентаризации выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух в отношении действующих объектов либо данные проектной документации в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, а также проект нормативов выбросов (п. п. 11, 14 Правил N 731, п. 13 Административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 06.05.2020 N 181).
Проект нормативов выбросов должен содержать (п. 17 Правил N 731):
· описание используемых моделей миграции радиоактивных веществ в окружающей среде и исходных данных;
· сведения об использованных для расчета нормативов выбросов ограничениях по радиационному воздействию на человека и окружающую среду, в том числе о нормативах качества окружающей среды;
· описание методов оценки и (или) методов измерения значений выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, используемых при расчете проектов нормативов выбросов;
· значения разработанных соискателем разрешения нормативов выбросов, а также перечень и количество радиоактивных веществ, допустимых к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов;
· список использованной литературы.
После принятия решения о рассмотрении документов, предусмотренных п. 14 Правил N 731, уполномоченный орган или его территориальный орган организует проведение экспертизы проекта нормативов выбросов на предмет их разработки, в том числе в соответствии с методиками, указанными в п. 3 Правил N 731 (п. 26 Правил N 731).
Порядок разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух определен Методикой разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 07.11.2012 N 639 (далее - Методика N 639).
Согласно п. п. 11, 12 Методики N 639 нормативы предельно допустимых выбросов разрабатываются в два этапа:
· на первом этапе организация проводит радиационно-техническое обследование (инвентаризацию) своих существующих источников выбросов радиоактивных веществ и определяет фактическое радиоактивное загрязнение атмосферного воздуха в контрольных точках, с оформлением отчета "Радиационно-техническое обследование для оценки влияния существующих выбросов организации на окружающую среду";
· на втором этапе на основе результатов прогнозных расчетов годовых доз облучения населения разрабатывается проект нормативов предельно допустимых выбросов, а также производных от них дифференциальных величин (критериев, пределов и показателей), необходимых для практической деятельности по мониторингу и контролю за ограничением фактических выбросов. По результатам работ подготавливается том "Нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух", содержащий проект нормативов ПДВ для каждого источника и для организации в целом.
Рекомендации по содержанию в том числе разделов проектов нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух представлены в Руководстве по безопасности при использовании атомной энергии (РБ-085-21) (утв. Приказом Ростехнадзора от 23.09.2021 N 326).
Источник: КонсультантПлюс