|
|
В отношении деятельности офшорных компаний в РФ установлен особый банковский и налоговых контроль, а также действует ряд ограничений в хозяйственной деятельности, в частности, в виде отсутствия господдержки офшорных компаний, невозможности участия в сфере госзакупок и др. |
|
Офшорными компаниями признаются юридические лица, которые зарегистрированы на территориях благоприятного налогового режима, именуемых офшорными зонами. К офшорным компаниям в том числе относятся постоянные представительства российских организаций на территории офшорных государств, если сделки связаны с деятельностью таких представительств (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
Немаловажно, что помимо налоговых льгот и прочих преференций для организаций, зарегистрированных в государствах-офшорах, действует специальный правовой режим таких стран. Так, в силу п. 1 ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено Федеральными законами от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и от 03.08.2018 N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".
С правовой позиции российская экономика открыта для деятельности офшорных компаний. Действующим законодательством РФ установлен единый правовой режим работы зарубежных организаций вне зависимости от того, в каком государстве они зарегистрированы. В частности, установленные гражданским законодательством правила применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ).
Однако выявляются случаи использования офшорных компаний в способах уклонения от уплаты налогов и финансовых схемах, что негативно влияет на уровень собираемости налогов. В связи с этим в сфере осуществления офшорными компаниями деятельности на территории РФ законодательно установлены определенные ограничения, направленные на защиту экономики от уклонения от налогообложения с применением офшорных схем. В то же время это относится не к запрету или ограничению самой деятельности офшорной компании, а к определенным видам хозяйственных операций.
Банковский контроль и ограничения
Для применения в банковской сфере Приложением N 1 к Указанию Банка России от 07.08.2003 N 1317-У утвержден Список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Указанный Список сформирован с целью регулирования банковского взаимодействия между уполномоченными банками и банками-нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах. Так, уполномоченные банки вправе устанавливать корреспондентские отношения с некоторыми банками-нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах, только при соблюдении установленных условий.
Налоговый контроль и ограничения
Минфином России Приказом от 13.11.2007 N 108н установлен несколько иной Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (далее - Перечень N 108н). Указанный Перечень N 108н применяется в налоговой сфере для установления ряда ограничений по операциям, совершаемым с юридическими лицами, зарегистрированными под юрисдикцией государств, предоставляющих налоговые и иные преференции.
Контроль за сделками, одной из сторон которых является офшорная компания, относится к основным мерам по выявлению и пресечению офшорных схем, способствующих уклонению от налогообложения.
С целью пресечения манипулирования контрактными ценами разд. V.1 НК РФ установлены особенности налогообложения и налогового контроля при совершении контролируемых сделок, к которым относятся сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки при соблюдении суммовых и иных дополнительных критериев.
К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются и сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются офшорные зоны, включенные в Перечень N 108н, утвержденный в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Иными словами, к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются любые сделки с офшорными компаниями и в том случае, когда такая взаимозависимость фактически отсутствует.
Таким образом, сделки с резидентами офшорных зон признаются контролируемыми, если сумма доходов по этим сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 120 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.11.2020 N 03-12-11/1/97839). В случае отсутствия у налогоплательщика информации о сумме дохода другого участника сделки для целей определения суммы доходов по сделкам за календарный год допускается использование расчетной величины суммы дохода этого участника сделки, определяемой с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ, с применением метода начисления (Письмо Минфина России от 19.07.2017 N 03-12-11/1/45915).
При этом нормами НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять не позднее 20 мая следующего года налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, а также представлять во исполнение требования налоговиков документы относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанные в требовании (ст. ст. 105.15, 105.16 НК РФ). На основании полученных от налогоплательщика или налогового органа сведений о контролируемых сделках ФНС России в соответствии с установленным гл. 14.5 НК РФ порядком проводит проверку полноты и правильности исчисления налога на прибыль, НДФЛ, НДПИ, НДС, суть которой заключается в отслеживании соответствия рыночным ценам цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами и в приравненных к ним сделках.
В отношении офшорных компаний ограничительный характер имеют и следующие положения гл. 25 НК РФ:
- не допускается применение льготной ставки в размере 0% по налогу на прибыль при налогообложении дивидендов, полученных российской организацией от признаваемой офшорной иностранной организации, имеющей постоянное местонахождение в государствах или на территориях, включенных в Перечень N 108н (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ);
- исключается применение освобождения от уплаты налога на прибыль организаций доходов в виде имущества, безвозмездно полученного российской организацией от офшорной компании (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).
В то же время не применяется освобождение от налогообложения прибыли контролируемых иностранных организаций, являющихся активными иностранными холдинговыми и субхолдинговыми организациями, признаваемых одновременно и офшорными компаниями (абз. 3 п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ).
К ограничительным мерам следует отнести и нормы гл. 3.4 НК РФ о контролируемых иностранных организациях, относящихся в том числе и к офшорным компаниям. Указанной гл. 3.4 НК РФ и связанными с ней положениями гл. 23 и 25 НК РФ, не ограничивая деятельность самих иностранных организаций в Российской Федерации, на контролирующих лиц возлагается ряд существенных обязанностей:
- представление в налоговый орган уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных организациях;
- включение прибыли контролируемой иностранной организации контролирующим лицом - физическим лицом в налоговую базу по НДФЛ или контролирующим лицом - юридическим лицом в налоговую базу по налогу на прибыль организаций;
- представление налоговой декларации с приложением финансовой отчетности контролируемой иностранной организации или иных документов;
- уплата НДФЛ или налога на прибыль организаций.
Ограничительные меры в господдержке в РФ офшорных компаний
Другими ограничительными мерами в осуществлении хозяйственной деятельности офшорных компаний в РФ являются установленные нормами БК РФ запреты на предоставление государственной поддержки таким организациям.
Так, не допускается предоставление предусмотренных ст. ст. 78, 78.1, 78.3 и 78.4 БК РФ субсидий и предусмотренных ст. 80 БК РФ бюджетных инвестиций иностранным юридическим лицам, находящимся в офшорной юрисдикции. При этом конкретизировано, что помимо названных иностранных юридических лиц также и российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50%, не вправе являться получателями указанных средств (п. 15 ст. 241 БК РФ).
Вместе с тем предлагается обратить внимание на мнение Минфина России на то, что запрет на предоставление вышеуказанных субсидий и бюджетных инвестиций не распространяется на российские юридические лица, контролируемые офшорными компаниями косвенно (через других лиц) (Письмо от 20.04.2016 N 02-04-11/22896).
Кроме того, предоставление в соответствии с БК РФ государственных (муниципальных) гарантий, за исключением государственных гарантий РФ, предоставляемых для оказания поддержки экспорта продукции (товаров, работ, услуг), не допускается в обеспечение исполнения обязательств иностранных юридических лиц, в том числе офшорных компаний, а также в случае, если бенефициарами по гарантиям (за исключением государственных (муниципальных) гарантий, предусмотренных ст. 115.1 БК РФ, государственных гарантий РФ, предусмотренных ст. 115.1-1 БК РФ) являются указанные юридические лица. При этом, как и в случае с субсидиями и бюджетными инвестициями, указанные иностранные юридические лица, в том числе офшорные компании, и российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50%, не вправе являться принципалами и (или) бенефициарами по указанным государственным (муниципальным) гарантиям (п. 16 ст. 241 БК РФ).
Одновременно данной нормой БК РФ установлено, что предоставленная с нарушением указанных требований государственная (муниципальная) гарантия, в том числе по обстоятельствам, не зависящим от гаранта, бенефициара или принципала, а также договор о предоставлении такой гарантии ничтожны. При имеющихся исключениях в общем случае исполнение обязательств по такой государственной (муниципальной) гарантии не осуществляется, а если обязательство по такой гарантии было исполнено частично или в полном объеме осуществлено, уплаченные по гарантии денежные средства подлежат возврату бенефициаром в соответствующий бюджет.
Также определено, что предоставление или исполнение государственной (муниципальной) гарантии не допускается до подтверждения соответствия юридического лица требованиям, указанным в абз. 1 п. 16 ст. 241 БК РФ, которое должно осуществляться в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.12.2021 N 2378. Указанным Постановлением Правительства РФ N 2378 установлена форма справки, подтверждающей соответствие требованию о том, что принципал и бенефициар по госгарантии не являются иностранными юридическими лицами, в том числе офшорными компаниями, а также российскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50%. Одновременно предусмотрены требования к документам, прилагаемым к справке, а также порядок их оформления и представления.
Ограничительные меры в сфере госзакупок
Существенной ограничительной мерой в осуществлении хозяйственной деятельности офшорных компаний в РФ следует признать предусмотренное Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) положение, исключающее возможность участия в закупке товаров для государственных и муниципальных нужд юридических лиц, зарегистрированных в государстве и на территории из Перечня N 108н (п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, не допускается регистрация офшорных компаний в единой информационной системе в качестве участников закупок, и по этой причине оператор электронной площадки обязан отказать в аккредитации участнику электронного аукциона (ч. 3 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ).
Офшорным компаниям запрещено участвовать в закупках не только непосредственно, но и через подконтрольные организации, поскольку для заказчика установлена обязанность предусмотреть к участникам закупки единые требования, одним из которых является то, что участник закупки не только не является офшорной компанией, но и он не имеет офшорной компании в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Иные ограничительные меры в осуществлении деятельности в РФ
Также ограничительные меры для офшорных компаний установлены отдельными законодательными актами.
Специальным законом к отдельным стратегическим отраслям российской экономики ограничен доступ иностранных инвесторов. В частности, включенные в Перечень N 108н офшорные компании и организации, находящиеся под контролем офшорных компаний, в том числе созданные на территории РФ, в общем случае не вправе совершать сделки, иные действия, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ).
Иностранные юридические лица, включая офшорные компании, не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях (п. 3 ст. 15 ЗК РФ).
Подлежит исключению из реестра уполномоченных экономических операторов юридическое лицо, совершившее таможенные операции с применением предусмотренных ст. 437 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза специальных упрощений в отношении товаров, продавцом которых выступает офшорная компания, или оплата ввозимых уполномоченным экономическим оператором в РФ товаров осуществляется путем проведения финансовых операций через офшорные зоны (п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 389 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ).
Юридическое лицо, зарегистрированное в офшорной зоне, не может являться учредителем (участником) клиринговой организации (п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте").
Аналогичный запрет установлен в отношении учредителей (участников) организатора торговли (п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах").
Источник: КонсультантПлюс