Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
26 апреля
03:42

Каковы особенности ведения бухгалтерского учета в гостиницах?

 

 

Выручка по длительному проживанию, переходящему через отчетную дату, может признаваться исходя из фактического количества дней, относящихся к каждому отчетному периоду. При этом внутри отчетного периода с целью минимизации затрат на учет выручка может признаваться по окончании проживания.

Штрафы за отмену бронирования относятся к прочим доходам.

У гостиниц имеются особенности по учету расходов, в частности - расходы на благоустройство территории, на форменную одежду. У гостиниц не возникает НЗП.

 

Документальное оформление

Гостиничные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого в письменной форме. Письменная форма договора считается соблюденной в случае составления одного документа (в том числе электронного), подписанного 2 сторонами, или подтверждения исполнителем заявки, направленной заказчиком (потребителем) исполнителю, а также в случае совершения заказчиком (потребителем) действий, направленных на получение услуг (в том числе уплата заказчиком (потребителем) соответствующей суммы исполнителю) (п. п. 12 - 14 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 (далее - Правила)).

Действующее законодательство не требует составлять акт приема-передачи в качестве подтверждения факта оказания услуги (Письмо Минфина России от 21.01.2019 N 07-04-09/2654). Документом, подтверждающим оказание услуг, может быть счет. Вид и форма такого первичного документа определяются организацией самостоятельно. Первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты, определенные Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Доходы

Выручка

В соответствии с п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, выручка признается в бухгалтерском учете организации при наличии следующих условий:

  • организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  • право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в пп. "а", "б", "в" и "д" настоящего пункта.

В соответствии с п. 13 ПБУ 9/99 выручка от выполнения конкретной услуги признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность услуги.

Готовность длительной услуги проживания можно определить исходя из количества прожитых дней на отчетную дату.

Учитывая вышеизложенное, для признания выручки по длительному периоду проживания, переходящему через отчетную дату, гостиница может признать выручку исходя из фактического количества дней, относящихся к каждому отчетному периоду.

При этом внутри отчетного периода с целью минимизации затрат на учет выручка может признаваться по окончании проживания.

Данный способ следует прописать в учетной политике (п. п. 6, 7, 7.4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

До момента признания выручки денежные средства, полученные от клиента в оплату бронирования, в бухгалтерском учете признаются кредиторской задолженностью (авансы полученные).

В бухгалтерском учете выручка от услуги по бронированию отражается в качестве дохода от обычных видов деятельности на счете 90.1. Выручка от предоставления дополнительных услуг: предоставление в аренду сейфа, прачечных услуг, обслуживания в номерах, реализации питания также признается доходом от обычной деятельности, так как носит регулярный, а не разовый характер (п. 5 ПБУ 9/99, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Штрафы за отмену бронирования

Гостиница вправе применять следующие виды бронирования (п. 16 Правил):

  • гарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается;
  • негарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего договор прекращается.

Следует отметить, что если клиент оплатил проживание и не въехал, то порядок возврата денежных средств или признания таких сумм доходами зависит от срока отмены бронирования и условий, размещенных на официальном сайте гостиницы / агента по бронированию:

  • денежные средства могут быть полностью возвращены клиенту, то есть происходит возврат полученного аванса;
  • денежные средства возвращаются частично.

В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя/заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за 1 сутки (п. 16 Правил). Условия договора о предоставлении гостиничных услуг о большем размере штрафа за несвоевременный отказ/незаезд заказчика противоречат ст. 426 ГК РФ и могут быть признаны судом недействительными (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 28.11.2019 по делу N 33-18708/2019).

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих доходов (на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы"). Названные суммы принимаются к бухгалтерскому учету в том отчетном периоде и в размере, в котором они признаны должником (п. п. 7, 10.2, 16 ПБУ 9/99).

В бухгалтерском учете данные операции отражаются записями:

  • клиент отменил бронирование, предоплата возвращена клиенту без удержания штрафа: Дт 62 - Кт 51;
  • клиент отменил бронирование, штраф за несвоевременную отмену удержан Дт 62 - Кт 91 штраф, Дт 62 - Кт 51.

Расходы

Расходы гостиницы подразделяются на расходы, непосредственно связанные с оказанием услуг по размещению и проживанию, управленческие и коммерческие расходы и прочие расходы (ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

К расходам от обычных видов деятельности могут относиться: амортизация здания гостиницы (арендные платежи, если здание получено по договору аренды), стоимость материалов, фонд оплаты труда персонала (например, горничные, портье, работники ресепшн, сантехники/электрики). Рассмотрим некоторые особенности учета расходов для гостиниц.

Отсутствие НЗП

В соответствии с ФСБУ 5/2019 "Запасы", утвержденным Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н, затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг другим лицам до момента признания выручки от их продажи, относятся к запасам в виде незавершенного производства (далее - НЗП) (исходя из пп. "е" п. 3 ФСБУ 5/2019).

Исходя из п. 13 ПБУ 9/99 если возможно определить выручку по длительной услуге, то выручка признается. Выручку по длительному проживанию возможно определить каждый день. Следовательно, у гостиницы нет НЗП.

Расходы на озеленение и благоустройство территории

В ходе деятельности у гостиницы может возникнуть необходимость озеленения и благоустройства территории. Подробно порядок учета таких расходов приведен в авторских материалах: Вопрос: Как организации отразить в бухгалтерском учете расходы на приобретение и посадку зеленых насаждений? Вопрос: Как отражаются в бухгалтерском учете расходы на благоустройство территории рядом с офисом организации?

Форменная одежда

Форменная одежда - это одежда, изготовленная по определенному образу, форме и цветовой гамме, имеющая отличительные черты, присущие конкретной структуре или учреждению.

Форменная одежда не является спецодеждой, так как не несет в себе функции защиты (ст. 221 ТК РФ).

Источник: КонсультантПлюс

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

Новости on-line

Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика конфиденциальности
Положение о защите персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»