|
Организации представляют инвестиционную декларацию для включения в реестр участников региональных инвестиционных проектов и соблюдают ее показатели для сохранения этого статуса. |
Субъекты, которые представляют инвестиционную декларацию
Главой 3.3 НК РФ регулируются особенности налогообложения плательщиков при реализации региональных инвестиционных проектов (далее - РИП). Такой плательщик должен получить статус участника РИП и одновременно отвечать установленным требованиям, предусмотренным ст. 25.9 НК РФ.
Исходя из закрепленных требований российская организация, которая получила статус участника РИП, должна непрерывно в течение нескольких налоговых периодов отвечать одновременно следующим требованиям (пп. 1 п. 1 ст. 25.9 НК РФ):
- быть зарегистрированной на территории субъекта РФ, в котором реализуется РИП;
- не иметь обособленных подразделений, расположенных за пределами территории субъекта РФ, в котором реализуется РИП;
- не применять специальных налоговых режимов;
- не быть участником консолидированной группы налогоплательщиков;
- не являться некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;
- не являться резидентом особой экономической зоны любого типа, либо территории опережающего развития, либо свободного порта Владивосток, либо Арктической зоны Российской Федерации;
- ранее не быть участником РИП и не являться участником (правопреемником участника) иного реализуемого РИП;
- не использовать права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций по ст. 246.3 НК РФ.
Организация получает статус участника регионального инвестиционного проекта со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (пп. 1 п. 3 ст. 25.9 НК РФ).
Такая организация, для того чтобы стать участником РИП, должна заполнить и представить в том числе инвестиционную декларацию для включения ее в реестр (пп. 4 п. 1 ст. 25.11 НК РФ).
Порядок составления инвестиционной декларации
Форма инвестиционной декларации утверждена Приказом ФНС России от 05.02.2014 N ММВ-7-3/38@ (п. 1 ст. 25.10 НК РФ). Форма документа предусматривает два основных раздела.
В разд. 1 указываются сведения о самой организации.
Необходимо заполнить, в частности, следующие данные: наименование организации, ОКПО, ОГРН, ИНН, КПП, код вида экономической деятельности по ОКВЭД (основной), код формы собственности по ОКФС, код организационно-правовой формы по ОКОПФ, код по ОКТМО, а также местонахождение (полный адрес организации с указанием субъекта РФ).
В разд. 2 указываются сведения об инвестиционном проекте.
Так, необходимо заполнить данные в отношении территории реализации инвестпроекта (например, кадастровый номер участка, на котором планируется реализация проекта, подробный адрес, по которому проект реализуется), код по ОКВЭД инвестиционного проекта, цель его реализации.
Далее необходимо привести конкретные расчеты по инвестпроекту, такие как производство каких товаров будет осуществляться количественно и номенклатурно в табличном виде, количество создаваемых рабочих мест по годам, налоговые платежи в разрезе годов реализации инвестпроекта (всего и в разрезе видов налогов).
Также форма предусматривает указание следующего:
- объема финансирования инвестпроекта (в том числе новое строительство, реконструкция, модернизация);
- отдельно выделяется объем затрат на создание или приобретение амортизируемого имущества в разрезе укрупненных позиций (СМР, машины, оборудование, инвентарь и др.):
- срока реализации инвестпроекта (исходя из которого заполняются и иные данные, которые требуют предоставления информации в разрезе этих лет);
- графика ежегодного объема капвложений;
- источников финансирования (в разрезе собственных, а также привлеченных по видам).
Порядок представления инвестиционной декларации
Для включения в реестр участников РИП организация направляет в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ составленное в произвольной форме заявление о включении в реестр с приложением в том числе инвестиционной декларации (с приложением инвестиционного проекта) (пп. 4 п. 1 ст. 25.11 НК РФ).
Вышеуказанное связано со следующим. Реестр участников РИП помимо прочего должен содержать сведения об инвестиционном проекте, содержащиеся в инвестиционной декларации, а именно: полное наименование инвестиционного проекта; цель реализации инвестиционного проекта; общий объем финансирования; объем затрат на создание (приобретение) амортизируемого имущества; срок реализации инвестиционного проекта и др. (п. 1 ст. 25.10 НК РФ, п. 2.1 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 23.06.2014 N ММВ-7-3/328@).
Иной периодичности представления инвестиционной декларации не предусмотрено.
Таким образом, несмотря на то что органом, ответственным за ведение реестра РИП, является непосредственно ФНС России, сама декларация предоставляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, что предусмотрено самой формой.
В ФНС России указанная форма направляется в электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о включении в реестр (п. 3 ст. 25.10 НК РФ).
Назначение инвестиционной декларации для целей контроля
Инвестиционная декларация необходима налоговому органу в том числе для контроля за соблюдением выполнения их условий, поскольку решение о прекращении статуса участника РИП принимается налоговым органом (п. 2 ст. 25.10 НК РФ).
Статус участника РИП подлежит прекращению, в частности, при невыполнении обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений регионального инвестиционного проекта (пп. 2 п. 4 ст. 25.12 НК РФ).
Так, предметом выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника РИП (даже если статус участника РИП прекращен) в том числе является выполнение обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений регионального инвестиционного проекта (п. п. 1 и 4 ст. 89.2 НК РФ).
В связи с этим можно сделать вывод, что документ необходим налоговому органу для контроля исполнения принятых на себя обязательств участником РИП с целью приобретения преимуществ льготного налогообложения, связанных с реализацией РИП.
Участник РИП имеет право внести в инвестиционную декларацию изменения, касающиеся условий реализации РИП, при этом количество таких изменений не ограничено (Письмо Минфина России от 13.04.2023 N 03-03-05/33587). При этом внесение в инвестиционную декларацию изменений, касающихся условий реализации РИП, осуществляется уполномоченным органом субъекта РФ на основании заявления участника РИП, составленного в произвольной форме, содержащего обоснование необходимости внесения таких изменений, в том числе в части показателей прошедших периодов (п. 2 ст. 25.12 НК РФ, Письмо Минфина России от 17.03.2022 N 03-03-05/20318).
Таким образом, уточненной инвестиционной декларации не бывает, но в нее можно внести изменения, в том числе для сохранения статуса участника РИП, если показатели все же меняются.
Основаниями для отказа во внесении изменений в инвестиционную декларацию являются (п. 3 ст. 25.12 НК РФ):
- изменение цели регионального инвестиционного проекта;
- снижение общего объема финансирования регионального инвестиционного проекта в совокупности более чем на 10% по отношению к уровню, заявленному в первоначальной инвестиционной декларации;
- изменение графика ежегодного объема инвестиций, исключающее возможность реализации регионального инвестиционного проекта с соблюдением установленных требований;
- в результате вносимых изменений региональный инвестиционный проект перестанет удовлетворять иным требованиям, предусмотренным настоящим НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ.
Е.С. Григоренко
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Источник: КонсультантПлюс