Вопрос: В течение какого срока работодатель может быть привлечен к административной ответственности в случае необоснованного лишения работника премии?
Ответ: Необоснованное лишение премии работника относится к нарушению законодательства о труде и об охране труда и в силу ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ указанное нарушение должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Данная норма распространяется также и на работодателя-предпринимателя, поскольку лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) (имеется в виду лишение права заниматься предпринимательской деятельностью по решению суда).
Давность привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет два месяца со дня его совершения (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - три месяца). Это предусмотрено в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Однако в ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Таким образом, по длящимся административным правонарушениям законодательства о труде и об охране труда, предусмотренным ст. 5.27 КоАП РФ, сроки привлечения исчисляются в течение двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - трех месяцев) с момента обнаружения.
Как видим, сроки привлечения к ответственности в случае квалификации длящегося правонарушения позволяют административному органу существенно расширить во времени начало исчисления срока привлечения.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).
Вместе с тем определения длящегося административного правонарушения КоАП РФ не содержит. Из судебной практики можно сделать вывод, что непосредственно в судебном процессе определяется, носит ли правонарушение длящийся характер (относится ли оно к длящимся), с учетом всех обстоятельств дела, поскольку состав нарушения в КоАП РФ (объективная сторона) лишь указывает на сферу (область) правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Такой смысл длящимся административным правонарушениям для целей обеспечения единообразного применения законодательства об административной ответственности придан Пленумом Верховного Суда РФ в п. 14 Постановления от 24.03.2005 N 5).
Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 04.05.2006, 15.05.2006 N А40-17389/06-146-165 признал необоснованное административное правонарушение в виде лишения премии по совокупности с другими нарушениями трудового законодательства длящимся, поскольку организация не выполнила обязанности, установленные Трудовым кодексом РФ, до момента выявления - до составления протокола (Постановлением ФАС Московского округа от 27.11.2006 N КА-А40/11424-06 указанное Решение и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2006 N 09АП-6572/06-АК оставлены без изменения).
Учитывая изложенное, факт необоснованного лишения премии в случае его установления может быть признан длящимся административным правонарушением, которое выразилось в длительном непрекращающемся ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом (в данном случае - ТК РФ). В связи с этим сроки привлечения исчисляются в пределах двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - трех месяцев) с момента обнаружения, то есть с даты составления протокола.
Л.Г.Жадан
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
Источник: КонсультантПлюс