Вопрос:
Некоммерческая организация, преследующая только благотворительные цели, закрепленные в уставе, занималась подготовкой и проведением благотворительного концерта в целях защиты редких животных с участием звезд эстрады. Были выпущены афиши, содержащие информацию о месте проведения, спонсорах, гостях, и было указано, что вход осуществляется на бесплатной основе. Впоследствии организация приняла решение изменить стоимость входа на мероприятие и сделать его платным, чтобы ограничить число посетителей. Организация заменила афиши, исправив стоимость входа, но не успела заменить все афиши. В антимонопольный орган поступили жалобы от граждан о нарушении законодательства о рекламе, и антимонопольный орган принял решение о признании данной рекламы ненадлежащей. Правомерно ли решение антимонопольного органа?
Ответ:
Решение антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей неправомерно, поскольку концерт в целях защиты редких животных с участием звезд эстрады являлся благотворительным и не имел цели извлечения прибыли. Соответственно, информация, указанная в афише, не признается рекламой, следовательно, ограничения, установленные законодательством о рекламе, в данном случае не применяются.
Обоснование: На основании п. п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пункт 4 указанной статьи определяет, что ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Как указано в ч. 1 ст. 5 Закона N 38-ФЗ, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно п. 4 ч. 3 указанной статьи недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Кроме того, ч. 7 указанной статьи устанавливает, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ данный Закон не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, для того чтобы дать ответ на вопрос, необходимо понять, является ли проведение данного концерта предпринимательской деятельностью. В указанной ситуации информация, содержащаяся в афише, не была направлена на продвижение концерта на рынке, а имела благотворительные цели; концерт организовывала некоммерческая организация, которая не имеет цели осуществления предпринимательской деятельности; увеличение цены на билет не несет в себе задачи извлечения прибыли, а является способом ограничить посещение мероприятия. Проанализировав данные обстоятельства, можно сделать вывод, что такая афиша не является рекламой в понимании, установленном законодательством о рекламе, и, соответственно, решение антимонопольного органа неправомерно.
Аналогичный вывод содержится в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 N А29-3628/2012.