Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 5 мая 2015 г. N ГД-17-3/53
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам, связанным с деятельностью профессиональных медиаторов, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ) медиатором признается независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Согласно статье 15 Федерального закона N 193-ФЗ деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.
Медиатор не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь.
Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором как на платной, так и на бесплатной основе (пункт 1 статьи 10 Федерального закона N 193-ФЗ).
Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в частности, налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Поскольку полученное медиатором вознаграждение за осуществление регулируемой Федеральным законом N 193-ФЗ деятельности по проведению процедуры медиации не является доходом от предпринимательской деятельности, то оно не может облагаться налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Как разъяснил в соответствии со статьей 34.2 Кодекса Минфин России в письме от 25.07.2011 N 03-04-05/3-529, доходы медиатора, полученные от указанной деятельности, облагаются налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Одновременно Федеральная налоговая служба сообщает, что согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, ФНС России осуществляет, в частности, контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.
Что касается вопроса уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с вышеназванных выплат, то согласно статье 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов имеют право получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Таким образом, согласно подпункту 5.19 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, за разъяснениями по вопросам, касающимся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации, необходимо обращаться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, а о страховых взносах на обязательное медицинское страхование - в Министерство здравоохранения Российской Федерации (подпункт 5.16 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608).