Вопрос:
Двумя физическими лицами принято решение о создании организации. До подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица подпись на нем должна быть нотариально удостоверена. Для удостоверения подписи нотариусу был предъявлен протокол об избрании руководителя единоличного исполнительного органа, однако нотариус указал на необходимость представления и устава организации. Какие существуют законодательные требования к составу документов, представляемых нотариусу для заверения подписи представителя юридического лица на заявлении по форме N Р11001?
Ответ:
В целях государственной регистрации юридического лица для удостоверения подписи представителя юридического лица на заявлении по форме N Р11001 нотариусу необходимо предъявить протокол об избрании (назначении) должностного лица, его паспорт, устав (иной учредительный документ организации), в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.
Обоснование:
Для государственной регистрации юридического лица при его создании в регистрирующий орган представляется заявление по форме N Р11001. Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
В соответствии с требованиями п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указанное заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Требование о нотариальном заверении подписи не распространяется на случаи, когда заявление подается лично заявителем с представлением документа, удостоверяющего его личность, в регистрирующий орган или через многофункциональный центр либо когда заявление подается в электронной форме и подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Согласно ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1, нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет факты, изложенные в документе, а лишь удостоверяет, что подпись сделана определенным лицом. При этом в п. 1 Письма от 08.07.2008 N 1008/06-06 "О применении нотариусами форм удостоверительных надписей" ФНП указала на обязанность нотариуса проверить полномочия лица, обратившегося за совершением данного нотариального действия.
Четкого перечня необходимых нотариусу документов законом не установлено. В таком случае нотариусы руководствуются п. 38 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста России от 15.03.2000 N 91, согласно которому при свидетельствовании подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личности должностных лиц и их полномочия на право подписи.
В подтверждение полномочий нотариусу представляются, в частности, приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица; устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке; свидетельство о регистрации юридического лица; в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.
Очевидно, что для удостоверения личности представителя необходимо представление его паспорта (документа, удостоверяющего личность).
Как уже указывалось, точный перечень документов, необходимых для заверения нотариусом подписи на заявлении по форме N Р11001, законодательно не установлен, поэтому его лучше уточнить у соответствующего нотариуса.