Вопрос:
Вправе ли организация не представлять документы, запрошенные по встречной проверке, если они касаются деятельности лица, не являющегося контрагентом данной организации (проводится выездная проверка у контрагента второго, третьего звена)? Будет ли организация привлечена к ответственности за непредставление документов?
Ответ:
Организация вправе не исполнять требование о представлении документов, направленное в рамках налоговой проверки налогоплательщика, если документы истребуются об иных лицах, в отношении которых налоговая проверка не проводится. Вместе с тем налоговый орган может привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования, если в требовании были приведены достаточные основания, указывающие, что истребуемые документы касаются деятельности проверяемого налогоплательщика.
Обоснование:
В соответствии с п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Учитывая изложенное, может быть признано неправомерным требование, основанием для направления которого являлось проведение налоговой проверки одного налогоплательщика, а истребуемые документы касаются другого (третьего) лица, в том числе лица, которому адресовано требование. Налогоплательщик, на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, вправе оставить данное требование без исполнения по существу, сообщив об этом в налоговый орган, направивший требование.
Согласно Определению ВАС РФ от 15.10.2013 N ВАС-14062/13 по делу N А43-18174/2012, если истребуемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, неисполнение такого требования не влечет ответственности.
Есть судебные решения, в которых суд в конкретной ситуации признал правомерным истребование документов (информации) в связи с проводимой проверкой по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена), то есть у лица, не являвшегося непосредственным контрагентом проверяемого налогоплательщика (Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 305-КГ14-7282 по делу N А40-172004/2013).
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
При возникновении спора по причине непредставления документов налоговый орган должен будет обосновать использование запрашиваемых документов при проведении проверки, их влияние на финансово-хозяйственную деятельность проверяемого налогоплательщика.
В свою очередь, налогоплательщик должен будет привести доводы о том, что истребованные документы никаким образом не влияют на исчисление и уплату налогов, не относятся к проверке, а из информации, указанной в требовании, не прослеживается цепочка взаимодействия с проверяемым налогоплательщиком.
Налогоплательщику рекомендуется направлять в адрес налогового органа письмо с просьбой уточнить основание и объем истребуемых документов, а также относимость истребуемых документов к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Следует обратить внимание, что при направлении требования в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган может получить документы (информацию) о конкретной сделке безотносительно того, проводится ли налоговая проверка в отношении указанных в требовании лиц или нет.
Информация предоставлена справочно-правовой системой "КонсультантПлюс".