Российские компании стали чаще брать на работу людей старшего возраста
По данным Росстата за 2023 год, в стране проживают почти 146,5 млн человек, причём 83,4 млн из них — в трудоспособном возрасте, что на 2,7 млн меньше, чем десять лет назад, в 2013 году.
«По данным hh.ru, в мае в России было открыто на 25% больше вакансий, чем год назад, а количество активных резюме выросло только на 13%. Из-за этого hh.индекс, который показывает соотношение активных резюме на одну вакансию, сейчас составляет 3,3 пункта. В стране сохраняется «рынок соискателя», а среди работодателей усиливается конкуренция за людей. В Приволжском федеральном округе количество вакансий год к году увеличилось на 23%, количество резюме – на 17,5% (и это самый существенный прирост с начала года), при этом hh.индекс составил всего 3,1 резюме на вакансию. В таких условиях HR-департаменты вынуждены менять модель своей работы и отказываться от стереотипов и неоправданных ограничений, в том числе — по возрасту. Пусть не очень быстро, но всё-таки эйджизм начинает отступать», — комментирует Марина Хадина, директор по развитию CRM-системы Talantix.
На фоне сложной социально-демографической обстановки и обострения ситуации на рынке труда российский бизнес изменил практику найма. Как выяснилось в ходе опроса CRM-системы Talantix, сразу 52% небольших (со штатом до 100 человек) и 44% крупных компаний (свыше 1 000 человек) сегодня чаще, чем три года назад, трудоустраивают кандидатов старшего возраста. В целом отношение к соискателям 40+ в лучшую сторону изменили 41% российских работодателей. Реже нанимать людей старшего возраста в последние три года стали лишь 7% компаний.
Кроме того, почти четверть (23%) опрошенных отметили, что среди трудоустроенных за последний год кандидатов преобладают соискатели в возрасте 41-55 лет (то есть, рождённые с 1969 по 1983 годы). В то же время 39% компаний в своей стратегии подбора пока ещё фокусируются на найме соискателей в самой дефицитной возрастной когорте: 36-40 лет (1984-1988 года рождения).
В то же время, каждая пятая компания (20%) отмечает, что инвестирует в работу с начинающими специалистами и стала чаще нанимать молодёжь. Такую тактику найма выбирает почти каждый третий работодатель с численностью штата от 100 до 500 сотрудников (28%) и каждая четвертая компания с командой более 1 000 сотрудников (23%). Также 17% работодателей заявили, что за последние три года чаще всего принимали на работу молодых специалистов (в возрасте 18-25 лет, то есть, рождённых с 1999 по 2006 годы).
«Многие работодатели декларируют отказ от стереотипов и заявляют, что смотрят только на профессионализм кандидата, а не на его возраст. Однако на практике даже в таких компаниях может встречаться эйджизм — например, на уровне отдельного заказчика подбора или рекрутера. Именно поэтому важно фиксировать такие случаи, а также анализировать воронку найма в разных плоскостях, включая возраст соискателей. Это позволит оценить, насколько внешний имидж компании-работодателя соответствует реальному найму, и своевременно заметить проблему. Отслеживать ситуацию максимально удобно в специальных CRM-системах для управления процессом подбора», — добавляет Марина Хадина.
«Сегодня бизнесу необходимо отслеживать не только рыночный уровень оплаты труда и предложения конкурентов, но и социально-демографические тренды, изменяя в соответствии с ними тактику подбора и требования к кандидатам. Важно учитывать реальную численность трудоспособного населения, а не личные убеждения (и тем более предубеждения), связанные с тем или иным возрастом, а также применять различные подходы к привлечению и удержанию сотрудников. Мировой опыт показывает, что мультивозрастные команды — это ценно для бизнеса, потому что более опытные специалисты могут обучать молодых и наоборот, происходит обмен знаниями и практиками. Кроме того, сотрудники с большим профессиональным и жизненным опытом часто более мотивированы на долгосрочное сотрудничество с компанией-работодателем и могут показывать хороший пример начинающим специалистам», — заключает Марина Хадина.