Единый республиканский
инновационный бизнес-портал |
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
|
В Госдуме предлагают отложить введение ответственности за отсутствие маркировки интернет-рекламыВ Госдуме предлагают отложить введение ответственности за отсутствие маркировки интернет-рекламы В Госдуме предлагают отложить введение ответственности за непредоставление информации в Единый реестр интернет-рекламы как минимум до начала 2024 года. Кроме того, депутатами предложено скорректировать систему штрафов, сделав ее более лояльной. В Роскомнадзоре не согласны с инициативой и отмечают, что уже сейчас видят на рекламном рынке значительные суммы денежных средств, исчезающие в непонятном направлении. Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) начал работу 1 сентября 2022 года. В результате его работы вся размещаемая онлайн-реклама должна быть маркирована, а информация о том, кто является рекламодателем, заказчиком и исполнителем, а так же все платежи по таким договорам должны передаваться в реестр, доступ к которому будут иметь Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Росфинмониторинг. Информация должна помогать пресекать отмывание денежных средств и иные злоупотребления. Все санкции к участникам отрасли за отсутствие маркировки рекламы, некорректное размещение маркировки и прочее должны стартовать 1 сентября 2023 года. Во исполнение этого в Кодекс об административных правонарушениях 18 мая 2023 года в первом чтении был принят ряд поправок. Они определяют в том числе размеры штрафов и сроки начала их взимания. Как следует из текста письма председателя комитета Госдумы по защите конкуренции Валерия Гартунга, направленного 31 мая 2023 года на имя главы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, предлагается внести изменения в уже принятые в первом чтении поправки. "Отсутствие официальных разъяснений по большинству вопросов, несовершенство системы учета интернет-рекламы создают правовую неопределенность для участников рынка при применении закона. С учетом поступивших предложений от участников рынка, такая дата должна быть установлена не ранее 1 января 2024 года", - говорится в тексте письма. "Сведения, которые нужно вносить в единый реестр интернет-рекламы, очень объемные. Детали должны прописываться подзаконными актами, которых нет, - пояснил Гартунг. "Кроме того, многие требования в рамках регуляторной гильотины могут быть даже отменены. Правоприменительная практика еще не сложилась. Ни регулятор, ни участники рынка, не понимают, каким образом это должно функционировать". При этом депутат согласен с тем, что штрафы за неисполнение требований закона должны вводится. Но требования закона должны быть понятны рынку, должна быть их однозначная трактовка, они должны быть исполнимы. "Сейчас они непонятны и неисполнимы. Нужно дать отсрочку до того момента, пока государство не даст ответа на все вопросы, которые возникают у участников рынка. Пока что государство не может на них ответить", - заявил он. Самый большой риск, по мнению автора поправок в том, что в результате весь сегмент рынка будет попросту уничтожен, а интернет-технологии в России затормозятся, потому что не будет источника финансирования. "Мы отстанем от всего мира. Просто убьем самый растущий в мире сегмент - интернет-торговлю, интернет рекламу", - отметил Гартунг. С аналогичной позицией выступил и замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. "Я выступаю за перенос срока наступления ответственности за нарушение Закона о рекламе. Это новая сущность на рынке. Нужно больше информации, нужны специалисты, которые помогают с маркировкой рекламы", - заявил он. Предшествовали письму депутата Гартунга слушания, прошедшие 30 мая 2023 г. на площадке Общественной палаты Российской Федерации (ОП РФ). Как следует из текста письма, подготовленного РАЭК, "мало кто из участников рынка способен самостоятельно разобраться в работе ЕРИР и организовать взаимодействие с реестром". Остальные, в том числе представители малого бизнеса, вынуждены привлекать дорогостоящих подрядчиков, что делает работу отрасли нерентабельной. "Согласно аналитическим исследованиям, из числа добросовестных игроков рынка почти половина (42%) выполняет обязательные требования, используя стороннюю экспертизу, и лишь 17% заявили, что делают это самостоятельно", - говорится в тексте письма РАЭК. Авторы отмечают несоразмерные возможностям малого бизнеса и возможной общественной опасности нарушения требований предлагаемых законопроектом. Так, предусмотрены штрафы до 100 тысяч руб для граждан, до 200 тысяч руб для должностных лиц и до 500 тысяч руб для должностных лиц (до 700 тысяч руб для операторов рекламных данных (ОРД)). Кроме того, отмечают авторы письма, отсутствует и такой формат как "предупреждение". Еще одна зона риска, по мнению РАЭК в том объеме данных, который передается в ЕРИР. Так, "только на 2022 г. в ЕРИР было передано более 15 млрд. креативов цифровой рекламы. Такое количество передаваемой информации <<..>> неизбежно приведет к ошибкам со стороны регулируемых субъектов, что создает серьезные риски привлечения к ответственности в первую очередь добросовестных игроков рынка". Дополнительные риски связаны с тем, что "многие компании (и крупный бизнес не исключение) вынуждены вручную загружать все рекламные материалы, передавать данные по каждому креативу". Трудности автоматизации, по мнению РАЭК, еще и в том, что "многие компании не имеют возможности использовать технические решения по интеграции в мобильных приложениях в связи с риском удаления приложений из AppStore из-за санкционной политики". Усложняет ситуацию и то, что "в связи с тем, что разъяснения ФАС, которые регулировали значительную часть правоотношений в сфере рекламы, были признаны недействительными в конце 2022 года, в настоящее время ФАС только разрабатывает (но еще не утвердила) Руководство по исполнению обязательных требований, в которое планируется включить критерии разграничения рекламы и информации",- отмечается в письме РАЭК. Только после вступления в силу закона ЕРИР начал формироваться, как технология, говорит глава ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) Борис Омельницкий. "После 1 сентября 2022 года были официально утверждены ОРД - сервисы, разрабатываемые частными компаниями для раздачи токенов и сбора первичной информации с рекламного рынка для передачи в ЕРИР", - рассказал он. "Огромная часть рекламодателей не обучена маркировке - все знают про закон, пытаются его исполнять, но не понимают до конца, как проконтролировать полноту и точность исполнения. По опросу, проведенному АРИР в апреле 2023 года 59% участников рекламного рынка не имеют опыта работы с личным кабинетом ЕРИР", - отмечает он. "Положения о маркировке рекламы вступили в силу 1 сентября 2022 г., несмотря на это рынок до сих пор не знает ответов на многие вопросы: разграничение рекламы и не рекламы, самореклама, нативные интеграции и так далее", - отмечает президент Ассоциации блогеров и агентств (АБА), руководитель агентства hello blogger Татьяна Иванова. Вступление положений о санкциях в силу не ранее 1 января 2024 года будет уместной отсрочкой, считает Иванова. При этом будет возможность устранить ряд законодательных лакун, среди которых, например, отсутствие официального статуса рекламных агентств в Законе о рекламе (необходимо признать рекламные агентства информационными посредниками) и разграничение ответственности между участниками цепи. В ФАС сообщили, что действительно, как указано в письме РАЭК, в декабре 2022 года ведомство признало утратившими актуальность ряд писем, содержащих разъяснения по применению законодательства о рекламе. "При этом отмена данных разъяснений не отменяет нормы самого Закона о рекламе и сложившуюся правоприменительную практику", - отметили в ведомстве. В Роскомнадзоре категорически не согласны с постановкой вопроса, предложенной депутатами Госдумы и отраслью. Там рассказали, что меньше чем за год работы ЕРИР были вскрыты заметные противоречия в информации, загружаемой в систему. "С сентября 2022 года рекламодатели внесли в ЕРИР информацию о размещении рекламы в сети на сумму 250 млрд рублей, рекламные агентства - о получении 218 млрд рублей, а рекламораспространителями, владельцами развивающими популярные ресурсы, внесено в систему учета рекламы получение 58 млрд рублей", - сообщили в ведомстве. В Роскомнадзоре полагают, что принятый в первом чтении Государственной Думой законопроект вводит меры административной ответственности и направлен на создание условий для прозрачного выполнения всеми участниками рынка обязательств по учету рекламных кампаний в ЕРИР. "Предусматриваемые при этом законопроектом штрафы соразмерны штрафам за другие нарушения законодательства о рекламе. Полагаем возможным поддержать установление ответственности с 1 сентября этого года", - заявили в Роскомнадзоре. На рынке сегодня полная неразбериха с законом о маркировке интернет-рекламы, - говорит Сергей Стукалов, директор практики Digital-коммуникаций в агентстве "Михайлов и партнеры". "До сих пор большинство рекламодателей не владеют даже основными терминами, не говоря уже о механике маркировки. В результате образуются свои правила маркировки, учета и передачи данных. Разгоняют это все ОРД, которым разрешены свои интерфейсы, требования и т.д.", - говорит он. Кроме того, по его словам, есть существенные затруднения в том, что касается маркировки конкретных рекламных материалов и того, что собственно необходимо маркировать. Так, по данным Стукалова, результаты проведенного опроса среди digital-агентств, показывают, что только 9% из них удалось передать все данные и в ЕРИР они отобразились корректно. А еще, добавляет эксперт, во многих отчетах можно увидеть частичное отображение данных, хотя в ОРД они вносились полностью. С такой ситуацией, по его информации, сталкиваются 47% digital-агентств. Что же касается расхождений между тем, что передают рекламодатели, агентства и площадки в ЕРИР, то по мнению Стукалова, помимо уже обозначенных может быть и несколько дополнительных причин. "Разница между "передали рекламодатели" и "получили агентства" может быть связана с тем, что не все бюджеты идут через агентства. Многие крупные кампании отлично внедрили инхаус (работу собственными специалистами) и сами платят и маркируют. Разница между "получили агентства" и "получили площадки" связана с тремя моментами. Первый связан с тем, что учитываются не только сами гонорары площадкам, но и услуги. Часто в акте расходная часть не более 20%, если взять коммуникационный проект. Например, по контракту нужно создать и разместить видеоролик в конкретном онлайн-СМИ. Этот ролик нужно придумать, провести съемки, подготовить к рекламе и далее уже потратить рекламный бюджет. Кроме того, очевидно, что в отсутствие универсальных инструкций достаточно много того, что должно быть маркировано, но не маркируется. РКН необходимо проявить эмпатию и прожить пару дней глазами рекламодателей, которые пытаются, но не могут разобраться как работает маркировка", - заявил Стукалов. Источник: "Российская газета" |
Ваша компания
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Новости on-line |
© 2009—2024
Единый республиканский бизнес-портал
Читать @erbpru
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования | |
Сделано в
«Техинформ»
Уфа
Все права принадлежат КП «Респект» |