Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

В ФАС разъяснили значение "пятого антимонопольного пакета"

Sig-mayor-gf3bbba43e_640

В ФАС разъяснили значение "пятого антимонопольного пакета"

"Пятый антимонопольный пакет" направлен на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ, рассказали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Закон о внесении изменений подписан президентом. Новые нормы вступят в силу с 1 сентября 2023 года.

Под действие пятого пакета попадают маркетплейсы и агрегаторы в случае, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки, а также если их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей.

"На сегодняшний день к ним точно относятся Avito, Циан, Яндекс.Такси, а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений. В дальнейшем к ним могут быть отнесены и другие компании", - пояснили в пресс-службе ФАС.

При этом, что пятый пакет будет распространяться только на доминирующие цифровые платформы в случаях, когда будет выявлено их недобросовестное поведение. Например, необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе, навязывание невыгодных условий для потребителей, создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе.

Закон также вводит новые критерии доминирующего положения на товарном рынке - это наличие "сетевого эффекта". Под ним понимается свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность цифровой платформы изменяется в зависимости от изменения количества продавцов и покупателей, совершающих через нее сделки. На примере агрегатора такси в ФАС поясняют: чем больше у агрегатора такси водителей, тем больше к нему подключится пассажиров. При этом если рынок близок к насыщению и монополизации, "сетевой эффект" выступает очень высоким барьером входа на рынок.

Для агрегаторов онлайн-торговли, использующих "сетевой эффект", критерием доминирующего положения станет выручка, которая за последний календарный год превышает 2 млрд рублей, а также превышающая 35% доля сделок на определенном товарном рынке, отметили в ФАС.

Также устанавливается новое условие для антимонопольного контроля за сделками экономической концентрации на товарных рынках. Теперь с ФАС будут согласовываться сделки, цена которых превышает 7 млрд рублей. Кроме того, антимонопольное ведомство при рассмотрении ходатайств о даче согласия на совершение сделки теперь будет вправе назначить экспертизу и привлечь экспертов для ее проведения.

"Так, сделка Яндекс.Такси/Везёт в 2021 году в целях защиты конкуренции и интересов граждан могла быть заблокирована по причине превышения порога согласования с ФАС России в 7 млрд рублей, если бы этот законопроект был принят", - приводят пример в ведомстве.

В ФАС подчеркнули, что нововведения дадут возможность быстрее защищать права потребителей, поскольку подход "пятого пакета" меняет подход к анализу рынка и ускоряет работу службы по расследованию антимонопольных дел.

От исполнения "пятого антимонопольного пакета" должны выиграть все стороны: предприниматели, которые работают на цифровых платформах, поставщики товаров, исполнители услуг, владельцы пунктов выдачи и покупатели, отметил в беседе с "РГ" замглавы Общественного совета при Роспотребнадзоре, глава "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов. По его мнению, станет меньше злоупотреблений, а за все злоупотребления в конечном итоге платит потребитель.

"Это большой шаг вперед. Единственный нюанс - чтобы мораторий на проверки, в части цифровых платформ, маркетплейсов, был скорректирован так, как это и предлагает антимонопольная служба. То есть чтобы не просто были приняты новые нормы, но и у надзорных органов были инструменты, чтобы эти нормы работали и нарушители привлекались к ответственности", - добавил он.

В качестве примера эксперт привел схему работы на площадке Wildberries, которая предоставляет предпринимателям собственную инфраструктуру. Если они хотят работать на Wildberries, то вынуждены соглашаться с правилами площадки вне зависимости от того, законны ли они, и какими возможностями обладают предприниматели.

"Если вы хотите поставлять товары, вы обязаны принимать эти оферты, выплачивать штрафы и пр. Если вы хотите быть пунктом выдачи, вы обязаны всегда сохранять риск, что вас безосновательно привлекут к ответственности, будут в одностороннем порядке изменены правила и пр.", - говорит Павлов.

Раньше это находилось в сфере видения антимонопольных органов, но теперь антимонопольная служба прямо указывает, что доминирующее положение маркетплейсов, в том числе в рамках их же созданной экосистемы, необходимо предотвращать, пояснил Павлов.

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика обработки персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»