Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
02 мая
16:29

Почему финансовое планирование — фундамент для маркетинга

Ruble-pexels-anna-tis-6799095

Почему финансовое планирование — фундамент для маркетинга

Мы работаем со многими бизнесами и понимаем, что грамотное финансовое планирование — фундамент, без которого компания долго не проживет. Но как сделать так, чтобы денег хватало и на развитие, и на маркетинг? Редакция «Это неТочно» обсудила вопрос с финансовым директором «Нескучных финансов» Андреем Фоменко.

Формирование бюджета

Кто должен распределять бюджет — зависит от масштаба компании. В небольших фирмах это делает собственник, в компаниях побольше — он же вместе с финансовым директором, а в крупных — совместно с руководителями отделений.

Главное правило: из 100% бюджета на маркетинг 10% нужно закладывать на тестирование новых гипотез. Например, если бюджет 3 млн, то 300 тыс. выделяют на одну или несколько механик, которых ещё не было. Этого достаточно, чтобы найти хотя бы одну работающую гипотезу. Если показатели хорошие, то гипотеза переходит в раздел бюджета — то есть в те самые основные 90%. А тестировать начинают что-то другое.

На самом деле, 10% — это минимальная цифра для тестирования. Можно закладывать и больше, главное — не меньше. Размер бюджета на тестирование гипотез зависит от ситуации:

Например, в «Нескучных финансах» не надо больше 20%, так как есть уже работающие механики.

А в «Точно» на это выделяется 15% от выручки.

Если не осталось ни одной рабочей механики — придется искать.

Если непонятны клиенты компании — кто они и где их можно встретить, тестировать придется много.

Если продукт новый, тогда весь бюджет — это тест гипотез.

Финансовое планирование — это фундамент как для маркетинга, так и для всего бизнеса. Оно помогает:

увидеть план: сколько хотим потратить и получить, каких результатов достичь;

точнее попадать в цель: чем лучше считаем, тем лучше попадаем.

Планировать бюджет нужно и тогда, когда прибыль растет, и тем более когда падает или долго остается на месте. Это поможет пережить проблемные времена с минимальными потерями и вырасти в успешную стабильную компанию.

Когда бюджет растет

Компания успешна, бюджет растет и появляются свободные деньги. Куда их вкладывать — зависит от «узкого горлышка» в компании. Всегда есть отдел, который не справляется. Например, нужно было нанять 25 человек, а нашли всего 5. Тогда увеличиваем бюджет на HR. В этом случае нет смысла направлять его в маркетинг — продажи вырастут, а заниматься этим будет некому.

У нас есть панель мониторинга, где мы отслеживаем статистику по всем отделам, — рассказывает Андрей Фоменко. — Так мы сразу видим слабые места и направляем деньги туда, где больше всего болит. Например, когда все маркетинговые каналы отключались — мы полгода дособирали команду, усиливали, выделяли ресурсы. Как только маркетинг вышел на целевые показатели, сместили фокус на другое.

Иногда компании забывают о планировании бюджета, когда прибыль резко растет. Кажется, что можно расслабиться и так будет всегда. Но всякий раз наступает момент, когда нужно усилить маркетинг или найти новых сотрудников. Если его пропустить, будучи в эйфории от успеха, можно потерять компанию.

«Как только ты находишься в состоянии изобилия, первое, что стоит сделать — начать экономить. Компании, которые не планируют бюджет, обычно существуют недолго, так как тратят деньги слишком активно», — делится опытом Андрей Фоменко.

Если бюджет не растет

Бывает так, что бюджет куда-то уходит. Если никакой катастрофы не случилось, а деньги утекают, первыми проверяют сервисы и подписки. Часто бывает, что когда-то этим пользовались, потом перестали, а отключить забыли. Например, такое может быть с платформой для вебинаров, которой нашлась более удобная бесплатная замена.

Иногда дыры в бюджете создают непроизводительные сотрудники. Они могут быть хорошими людьми и даже приносить какой-то результат, но их польза для компании недостаточна. Эффективность работы сотрудников должны отслеживать руководители. Если простимулировать и повысить производительность не получается, придется искать замену.

У каждого есть функция, которую он должен выполнять: бухгалтер должен вовремя считать налоги, менеджер продаж — продавать. А если «человек хороший» на окладе сидит, но лучше не делает — показатели падают у всех», отмечает Андрей Фоменко.

Еще одна житейская проблема бюджета — кассовый разрыв. Это ситуация, когда есть траты, например, оплата аренды помещения или выдача зарплаты сотрудникам, — а деньги еще не заработали.

Схема, как избежать кассовых разрывов:

Завести платежный календарь — документ, в котором будут прописаны приходы и расходы. Расходы: обязательные регулярные платежи — аренда офиса, зарплаты сотрудников и другие. Рядом указать сроки, когда их нужно выплачивать. Приходы: даты, когда клиенты обычно платят или до какого момента должны оплатить.

Проанализировать — посмотреть, в какую неделю денег может перестать хватать.

Решить проблему — если виден кассовый разрыв, можно действовать двумя путями: сдвинуть обязательные платежи или попросить клиентов заплатить пораньше.

«В прошлом году у нас маячил кассовый разрыв в районе нескольких миллионов, — делится Андрей Фоменко. — Мы это увидели и написали клиентам, что для них будет акция при оплате в ближайшие две недели. В результате получили деньги раньше, распланировали бюджет и подтягивали расходы так, чтобы больше не попадать в такую ситуацию».А как быть с сезонностью?

А как быть с сезонностью?

Строительство, ремонт, туризм — есть много сфер бизнеса, для которых важна сезонность. Чтобы это не приводило к дырам в бюджете и кассовым разрывам, нужно выстроить систему:

Выяснить, как сезонность отражается на деньгах — иногда и в сезон денег много, а прибыли нет из-за расходников или оплаты долгов за «не сезон».

Зафиксировать период высокого сезона — обычно с марта по сентябрь, но зависит от сферы.

Просчитать обязательные расходы — если почему-то это до сих пор не сделано.

Создать систему фондов — в сезон часть средств откладывать на «не сезон». Сколько откладывать рассчитывают с учетом всех обязательных расходов и возможных непредвиденных.

Откладывать деньги нужно и на маркетинг. Так компания сможет получить достаточно заявок для нормального сезона и про нее не забудут.

«У нас был клиент с сезонным бизнесом, — делится опытом Андрей Фоменко. — В декабре сезон заканчивался, а с января по март — не сезон. Финдиректор ему говорил, что нужно формировать резервы. Собственник заверил, что все и так будет нормально. Сезон прошел, и тут в декабре он просит скидку… Говорит, мол, финдиректор мне говорил, но я не слушал… ».

На чем нельзя экономить

Есть то, на что всегда нужно находить деньги в бюджете.

Три вещи, на которых нельзя экономить:

Маркетинг — прибыли неоткуда браться, если о компании никто не знает.

Продукт — в каждом бизнесе качество продукта измеряется по-своему, но везде оно есть.

Финансовая служба — от финансовых директоров и бухгалтерии зависит, не утекут ли незаметно деньги из фирмы, и не будет ли вопросов от налоговой и государства.

Остальное зависит от бизнес-модели. Если прибыль основана на людях (сервисы и услуги) — нельзя экономить на работе, то есть зарплате и уровне специалистов. Если товары или производство — на запасах, производительности, оборудовании. Но лучше вообще не экономить, а искать пути увеличивать прибыль. И без грамотного спланированного бюджета и выстроенного маркетинга это вряд ли возможно.

Источник: vc.ru

Разделы: Для пользы дела, финансовое планирование, маркетинг и Бизнес

Дата: 11 сентября 2023, понедельник 09:54

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика конфиденциальности
Положение о защите персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»