Единый республиканский
инновационный бизнес-портал |
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
|
Почему финансовое планирование — фундамент для маркетингаПочему финансовое планирование — фундамент для маркетинга Мы работаем со многими бизнесами и понимаем, что грамотное финансовое планирование — фундамент, без которого компания долго не проживет. Но как сделать так, чтобы денег хватало и на развитие, и на маркетинг? Редакция «Это неТочно» обсудила вопрос с финансовым директором «Нескучных финансов» Андреем Фоменко. Формирование бюджетаКто должен распределять бюджет — зависит от масштаба компании. В небольших фирмах это делает собственник, в компаниях побольше — он же вместе с финансовым директором, а в крупных — совместно с руководителями отделений. Главное правило: из 100% бюджета на маркетинг 10% нужно закладывать на тестирование новых гипотез. Например, если бюджет 3 млн, то 300 тыс. выделяют на одну или несколько механик, которых ещё не было. Этого достаточно, чтобы найти хотя бы одну работающую гипотезу. Если показатели хорошие, то гипотеза переходит в раздел бюджета — то есть в те самые основные 90%. А тестировать начинают что-то другое. На самом деле, 10% — это минимальная цифра для тестирования. Можно закладывать и больше, главное — не меньше. Размер бюджета на тестирование гипотез зависит от ситуации: Например, в «Нескучных финансах» не надо больше 20%, так как есть уже работающие механики. А в «Точно» на это выделяется 15% от выручки. Если не осталось ни одной рабочей механики — придется искать. Если непонятны клиенты компании — кто они и где их можно встретить, тестировать придется много. Если продукт новый, тогда весь бюджет — это тест гипотез. Финансовое планирование — это фундамент как для маркетинга, так и для всего бизнеса. Оно помогает: увидеть план: сколько хотим потратить и получить, каких результатов достичь; точнее попадать в цель: чем лучше считаем, тем лучше попадаем. Планировать бюджет нужно и тогда, когда прибыль растет, и тем более когда падает или долго остается на месте. Это поможет пережить проблемные времена с минимальными потерями и вырасти в успешную стабильную компанию. Когда бюджет растетКомпания успешна, бюджет растет и появляются свободные деньги. Куда их вкладывать — зависит от «узкого горлышка» в компании. Всегда есть отдел, который не справляется. Например, нужно было нанять 25 человек, а нашли всего 5. Тогда увеличиваем бюджет на HR. В этом случае нет смысла направлять его в маркетинг — продажи вырастут, а заниматься этим будет некому. У нас есть панель мониторинга, где мы отслеживаем статистику по всем отделам, — рассказывает Андрей Фоменко. — Так мы сразу видим слабые места и направляем деньги туда, где больше всего болит. Например, когда все маркетинговые каналы отключались — мы полгода дособирали команду, усиливали, выделяли ресурсы. Как только маркетинг вышел на целевые показатели, сместили фокус на другое. Иногда компании забывают о планировании бюджета, когда прибыль резко растет. Кажется, что можно расслабиться и так будет всегда. Но всякий раз наступает момент, когда нужно усилить маркетинг или найти новых сотрудников. Если его пропустить, будучи в эйфории от успеха, можно потерять компанию. «Как только ты находишься в состоянии изобилия, первое, что стоит сделать — начать экономить. Компании, которые не планируют бюджет, обычно существуют недолго, так как тратят деньги слишком активно», — делится опытом Андрей Фоменко. Если бюджет не растетБывает так, что бюджет куда-то уходит. Если никакой катастрофы не случилось, а деньги утекают, первыми проверяют сервисы и подписки. Часто бывает, что когда-то этим пользовались, потом перестали, а отключить забыли. Например, такое может быть с платформой для вебинаров, которой нашлась более удобная бесплатная замена. Иногда дыры в бюджете создают непроизводительные сотрудники. Они могут быть хорошими людьми и даже приносить какой-то результат, но их польза для компании недостаточна. Эффективность работы сотрудников должны отслеживать руководители. Если простимулировать и повысить производительность не получается, придется искать замену. У каждого есть функция, которую он должен выполнять: бухгалтер должен вовремя считать налоги, менеджер продаж — продавать. А если «человек хороший» на окладе сидит, но лучше не делает — показатели падают у всех», отмечает Андрей Фоменко. Еще одна житейская проблема бюджета — кассовый разрыв. Это ситуация, когда есть траты, например, оплата аренды помещения или выдача зарплаты сотрудникам, — а деньги еще не заработали. Схема, как избежать кассовых разрывов: Завести платежный календарь — документ, в котором будут прописаны приходы и расходы. Расходы: обязательные регулярные платежи — аренда офиса, зарплаты сотрудников и другие. Рядом указать сроки, когда их нужно выплачивать. Приходы: даты, когда клиенты обычно платят или до какого момента должны оплатить. Проанализировать — посмотреть, в какую неделю денег может перестать хватать. Решить проблему — если виден кассовый разрыв, можно действовать двумя путями: сдвинуть обязательные платежи или попросить клиентов заплатить пораньше. «В прошлом году у нас маячил кассовый разрыв в районе нескольких миллионов, — делится Андрей Фоменко. — Мы это увидели и написали клиентам, что для них будет акция при оплате в ближайшие две недели. В результате получили деньги раньше, распланировали бюджет и подтягивали расходы так, чтобы больше не попадать в такую ситуацию».А как быть с сезонностью? А как быть с сезонностью?Строительство, ремонт, туризм — есть много сфер бизнеса, для которых важна сезонность. Чтобы это не приводило к дырам в бюджете и кассовым разрывам, нужно выстроить систему: Выяснить, как сезонность отражается на деньгах — иногда и в сезон денег много, а прибыли нет из-за расходников или оплаты долгов за «не сезон». Зафиксировать период высокого сезона — обычно с марта по сентябрь, но зависит от сферы. Просчитать обязательные расходы — если почему-то это до сих пор не сделано. Создать систему фондов — в сезон часть средств откладывать на «не сезон». Сколько откладывать рассчитывают с учетом всех обязательных расходов и возможных непредвиденных. Откладывать деньги нужно и на маркетинг. Так компания сможет получить достаточно заявок для нормального сезона и про нее не забудут. «У нас был клиент с сезонным бизнесом, — делится опытом Андрей Фоменко. — В декабре сезон заканчивался, а с января по март — не сезон. Финдиректор ему говорил, что нужно формировать резервы. Собственник заверил, что все и так будет нормально. Сезон прошел, и тут в декабре он просит скидку… Говорит, мол, финдиректор мне говорил, но я не слушал… ». На чем нельзя экономитьЕсть то, на что всегда нужно находить деньги в бюджете. Три вещи, на которых нельзя экономить: Маркетинг — прибыли неоткуда браться, если о компании никто не знает. Продукт — в каждом бизнесе качество продукта измеряется по-своему, но везде оно есть. Финансовая служба — от финансовых директоров и бухгалтерии зависит, не утекут ли незаметно деньги из фирмы, и не будет ли вопросов от налоговой и государства. Остальное зависит от бизнес-модели. Если прибыль основана на людях (сервисы и услуги) — нельзя экономить на работе, то есть зарплате и уровне специалистов. Если товары или производство — на запасах, производительности, оборудовании. Но лучше вообще не экономить, а искать пути увеличивать прибыль. И без грамотного спланированного бюджета и выстроенного маркетинга это вряд ли возможно. Источник: vc.ru |
Ваша компания
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Новости on-line |
© 2009—2024
Единый республиканский бизнес-портал
Читать @erbpru
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования | |
Сделано в
«Техинформ»
Уфа
Все права принадлежат КП «Респект» |