Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

Министр связи не в курсе, с кем вести IT-дела

Missing

Министр связи не в курсе, с кем вести IT-дела

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев. Фото: РИА Новости

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев. Фото: РИА Новости

В День программиста, который IT-профессионалы отметили 13 сентября, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев провел встречу с представителями отрасли разработчиков ПО. В ходе выступления он посоветовал им создать саморегулируемую организацию (СРО), которая от их имени могла бы вести диалог с государством.

По словам Щеголева, диалог отрасли и регулятора может стать более эффективным благодаря самоорганизации профессионального сообщества. «Это сообщество состоит из очень ярких личностей, которые в последнее время пытаются пробиваться в одиночку, — заявил глава Минкомсвязи. — Создание саморегулируемой организации поможет скорее наладить диалог, найти какие-то решения вместе». При этом голос сообщества должен быть значимым для самих работников отрасли. А министерство, по утверждению министра, уже старается постоянно прислушиваться к мнениям, замечаниям и предложениям профессионалов.

Стоит отметить, что в России довольно давно действуют общественные IT-организации, представляющие или старающиеся представлять интересы отрасли или отдельных ее сегментов, в том числе, перед властью.

Так, например, осенью 2001 года несколько IT-компаний договорились о создании некоммерческой Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), которая в январе 2002 года была зарегистрирована и начала свою работу. Несколько ранее — в 1999 году был образован консорциум «Форт-Росс», объединивший разработчиков программного обеспечения в России, Белоруссии и Украине. Приблизительно тогда же была образована Национальная ассоциация разработчиков программного обеспечения. Эти две организации объединились в 2004 году в Некоммерческое партнерство «Руссофт». Создавались и региональные организации. Например, Ассоциация компаний цифровых и информационных технологий юга России (АКЦИТ), образованная в 2006 году и в настоящее время являющаяся членом АП КИТ. То есть история профессиональных объединений в IT-отрасли насчитывает более 10 лет. Причем на разных этапах своей деятельности организациям даже удавалось сотрудничать с регулятором в тех или иных вопросах.

На вопросы BFM.ru по поводу пожеланий Игоря Щеголева о саморегулировании IT-отрасли и создания соответствующей СРО ответили президент группы компаний «Ланит» и член правления АП КИТ Георгий Генс, а также президент «Руссофта» Валентин Макаров.

Георгий Генс: — Я считаю, что АП КИТ уже много лет реально представляет IT-индустрию, с ней активно взаимодействуют все другие ассоциации, включая «Руссофт». У АП КИТ есть только одна проблема — не удается наладить нормальный диалог с государством, в частности, с Минкомсвязи. На мой взгляд, это не вина ассоциации. В то же время нельзя сказать, что министерство не признает АП КИТ, относится к ассоциации как-то половинчато. Сотрудничество было бы полезно для всех, к нему есть огромнейший интерес у компаний, которые входят в АП КИТ. Поэтому никаких сверхассоциаций не нужно — ассоциация, которая представляет 95% IT-бизнеса в России уже есть.

Валентин Макаров: — Ассоциации бизнеса выполняют очень важную функцию диалога с государством. И во всем мире в каждой отрасли действует несколько ассоциаций, представляющих интересы разных сегментов. Они конкурируют между собой за членов и сотрудничают для решения общих задач. Есть и зонтичные ассоциации, представляющие интересы всей индустрии. Все вместе они формируют организованное сообщество. В России такой зонтичной ассоциацией, объединяющей интересы IT-компаний, является АП КИТ.

Создавать ассоциацию более высокого уровня или объединять все компании разработчиков в единую ассоциацию, наверное, можно, но зачем? Вопрос не в том, как ассоциации представляют себе диалог с государством, а как к этому относится государство.

Существует две формы взаимоотношений государства с организованным бизнесом: первый — диалог с ассоциациями бизнеса для решения общих задач, второй — передача государством части своих функций ассоциациям, чтобы снизить расходы бюджета и повысить качество исполнения функций.

Для диалога с государством ассоциациям нет необходимости иметь статус саморегулирования. Примеры — BITKOM в Германии, NASSCOM в Индии, ITAA в США и пр. И даже хорошо не иметь такого статуса, поскольку он ведет к финансовой ответственности ассоциации, а значит, государство получает рычаг влияния и на конкретных руководителей ассоциаций, и на принятие решений всей организацией.

Статус саморегулирования придуман государством и бизнесом для того, чтобы государство могло передать ассоциации бизнеса часть своих функций при условии наделения такой организации и соответствующей финансовой и административной ответственностью.

— Какие основные направления диалога IT-отрасли с регулятором можно выделить?

Г.Г.: — Это и вопросы стратегии развития IT-отрасли, и меры необходимые для того, чтобы развитие IT-отрасли шло более быстрыми темпами. Наша отрасль так или иначе будет развиваться, потому что она востребована. Вопрос в том, устраивает ли государство скорость ее развития. Нужно ли государству, чтобы доля IT-проектов, IT-компаний, IT-бизнеса в экономике росла, или его устраивает сложившаяся ситуация? Если нужен прорыв, то надо менять налоги, надо давать специальные льготы, надо не декларировать, а реально заниматься технопарками и другими проектами — нужны гораздо более активные действия. Если этих действий не будет, то отрасль не умрет, потому что она необходима и востребована. Если такие действия будут, то можно увеличить долю высокотехнологичных проектов с добавленной стоимостью, занять более высокую позицию в международном разделении труда.

В.М.: — Главным направлением взаимодействия IT-отрасли и государства является совершенствование законодательства в направлении его лучшего соответствия развивающимся условиям рынка и глобальной конкуренции. Конечно, рынок опережает законодательство, поэтому ассоциации все время подталкивают государство к изменению законов и порядка их администрирования (снижение налогов, устранение административных барьеров, получение государственной поддержки на глобальном рынке).

И пока речь идет о принятии решений, не требующих траты средств бюджета на поддержку конкретных компаний, все хорошо. Достаточно диалога, в ходе которого находится компромисс. И так продолжалось более 10 лет. Как только речь зашла о выделении денег из бюджета, возник вопрос контроля за выполнением условий выделения денег и вопрос возможной коррупции.

Практика показывает, что если распределением денег для бизнеса занимается государство, то неизбежно оба вопроса вырастают в огромные проблемы. Государство увеличивает меры контроля и доводит их до абсурда, когда стоимость соблюдения требований контроля становится выше суммы получаемых от государства средств. И по мере роста требований контроля растет коррупция.

В качестве лучшего решения этой проблемы во всем мире принята передача полномочий по распределению финансовых средств в ассоциации бизнеса при условии контроля за их деятельностью со стороны государства. При этом аккредитация компаний для получения ими льгот или субсидий остается за государством — обычно за Министерством экономики или соответствующей промышленности, а распределение льгот и денег осуществляет ассоциация на основе заявительного порядка от аккредитованных компаний.

Контроль за деятельностью такой организации осуществляется либо за счет участия государства в органах управления, либо приданием специального статуса саморегулирования, который ведет к финансовой и административной ответственности ассоциации перед государством. В качестве примера могу привести Финляндию, где внешнеторговая ассоциация FINPRO (с участием государства в органах управления) получает средства бюджета и управляет всеми торговыми представительствами страны за границей с целью продвижения финских компаний на мировом рынке. Аналогично в Индии — Совет по развитию экспорта (EPC) получает средства из бюджета и распределяет их по компаниям, аккредитованным при соответствующем министерстве.

Общим в обоих примерах является то, что такие внешнеторговые ассоциации создаются прежде всего для поддержки продвижения национальных производителей на мировые рынки. И как же иначе, ведь конкурентоспособность страны, как и уровень жизни и перспектива для последующих поколений, определяются тем, какие доли мирового рынка высокотехнологичной продукции и услуг занимают ее компании.

В России с нашими минеральными ресурсами мы еще только подходим к пониманию приоритетности поддержки высокотехнологичного экспорта. И показательно, что идея саморегулирования для поддержки экспорта возникла в индустрии разработки ПО во взаимодействии с Минкомсвязи.

— Есть ли на российском IT-рынке организация, которая могла бы вести диалог с государством от имени всей индустрии?

Г.Г.: — На мой взгляд, такая организация сформировалась и делает для защиты отраслевых интересов не меньше, чем ассоциации других отраслей. Лучший пример — Ассоциация российских банков, которую можно рассматривать как образец эффективного взаимодействия с государством.

В.М.: — СРО не может сложиться на ровном месте. Чтобы она появилась, необходимо наличие закона, регулирующего создание и функционирование СРО в данной отрасли. Изначально идея СРО проявилась в тех секторах экономики, где была необходимость лицензирования (страхование, строительство, аудит).

К счастью, в секторе разработки ПО нет требований лицензирования, а потому и не было потребности государства в СРО. Идея СРО в IT появилась тогда, когда государство задумалось об аккредитации компаний для получения льгот по социальным платежам. Такая аккредитация идет несколько вразрез с мировой практикой, но в переходный период она вполне могла бы послужить для становления практики.

Другим направлением деятельности СРО может и должна быть поддержка продвижения российских IT-компаний на глобальный рынок. По этим двум направлениям работы СРО мы и взаимодействуем с Минкомсвязи уже более года. Надеюсь, что в конце концов придем к значимому результату.

— Какие у АП КИТ планы по созданию СРО для разработчиков ПО?

Г.Г.: — К саморегулируемой организации разработчиков слишком много требований. Да и до конца не понятно, зачем она нужна. Пока идут обсуждения и вопрос ее создания «висит». На мой взгляд, в такой организации нет необходимости, без нее можно обойтись.

Разделы: Hi-Tech, IT, программное обеспечение, Россия, Компании и власть

Дата: 15 сентября 2010, среда 11:27

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика конфиденциальности
Положение о защите персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»