Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

Правительство гонит 80 госуслуг на пятый уровень

Missing

Правительство гонит 80 госуслуг на пятый уровень

Минкомсвязи поручено за три месяца подготовить к эксплуатации единую систему межведомственного электронного взаимодействия. Фото: РИА Новости

Минкомсвязи поручено за три месяца подготовить к эксплуатации единую систему межведомственного электронного взаимодействия. Фото: РИА Новости

Как уже сообщал BFM.ru, недавно председатель правительства РФ Владимир Путин подписал два документа, направленных на создание в России электронного правительства.

Так, соответствующим распоряжением были внесены изменения в план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Эти изменения определяют сроки и перечень услуг, которые должны предоставляться в электронном виде на пятом уровне. (Пятый уровень госуслуг предполагает обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде, если это не запрещено федеральным законом.) Всего перечень включает в себя около 80 госуслуг, которые предоставляют различные федеральные органы власти. Речь идет о 26 министерствах и ведомствах, а также о Пенсионном фонде РФ. Что касается сроков, то большая их часть должна быть доведена до пятого уровня к середине–концу 2012 года.

Второй документ, подписанный Путиным, направлен на создание единой системы межведомственного электронного взаимодействия (МЭВ). Ее организация поручена Минкомсвязи, которое должно в течение трех месяцев подготовить систему к запуску в эксплуатацию. Кроме того, министерство назначено и оператором этой системы.

В задачи ведомства также включено утверждение технических требований к взаимодействию ведомственных информационных систем в МЭВ и их публикация в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Федеральные органы исполнительной власти, в свою очередь, в соответствии со сроками реализации этапов перехода на предоставление госуслуг в электронной форме, должны обеспечить подключение своих информационных систем к единой системе межведомственного электронного взаимодействия. При этом региональным органам власти рекомендовано озаботиться созданием своих региональных систем МЭВ и определением операторов этих систем.

Ситуацию с организацией МЭВ и предоставлением госуслуг в электронном виде BFM.ru прокомментировал коммерческий директор компании «Ситроникс Башкортостан» Алексей Бахарев. Напомним, названной компании довелось участвовать в создании электронного правительства республики Башкортостан. При этом компания обеспечила предоставление двух госуслуг в электронном виде по пятому уровню.

— Минкомсвязи поручено за три месяца подготовить к эксплуатации единую систему межведомственного электронного взаимодействия. Насколько реален этот срок? С какими проблемами может столкнуться министерство при развертывании системы?

— В данном случае речь идет о системе МЭВ федерального уровня. Она уже около полугода находится в режиме опытной эксплуатации. Для ее запуска в промышленную эксплуатацию необходимо решить задачу по подключению к ней автоматизированных информационных систем министерств и ведомств. С самой СМЭВ сложностей нет. Она разработана на базе ПО Oracle и использует открытые стандарты. А вот ведомственные АИС, некоторые из которых создавались многие годы, далеко не все поддерживают такие стандарты, что, безусловно, вызовет трудности с их подключением к общей системе.

Еще один проблемный момент использования системы межведомственного взаимодействия в промышленном режиме связан с необходимостью передачи электронной цифровой подписи между системами. Сегодня в России широко используются два варианта ЭЦП — на основе «КриптоПро» и RuToken. Фильтры некоторых систем не поддерживают сертификаты безопасности этих систем, что накладывает серьезные ограничения на их использование.

Также агрессивен указанный в распоряжении правительства срок подготовки СМЭВ к промышленной эксплуатации. Дело в том, что системы такого уровня должны исключать возможность ошибки (иметь их минимальное количество) и иметь значительную производительность по обработке запросов и обращений. А для этого они должны проходить через предельно жесткое тестирование с пиковыми нагрузками в течение довольно длительного времени. СМЭВ уже некоторое время находится в тестовой эксплуатации, но серьезных стресс-тестов по ее проверке не поводилось — теперь «стресоустойчивость» системы покажет только промышленная эксплуатация.

Еще один момент связан с практическим использованием разрозненной, неконсолидированной информации, взятой из большого количества источников. Для обработки таких данных необходима единая система классификаторов, которая должна лежать в основе межведомственного взаимодействия. Однако, несмотря на очевидность неразрывности нормативно-справочной информации (НСИ) и СМЭВ, работа эта ведется без какой-либо синхронизации ни по функциональным требованиям, ни по срокам реализации.

И последний момент. СМЭВ это прежде всего набор электронных регламентов межведомственного взаимодействия. Но, как, наверное, можно догадаться, полного перечня таких регламентов опять же нет. А ведь именно регламенты определяют требования к подключению ведомственных систем. Без такого перечня просто невозможно качественно проектировать интеграционные сервисы.

Так что для того, чтобы качественно выполнить распоряжение правительства, Минкомсвязи придется бросить на доработку и тестирование системы все мыслимые и доступные силы. Иначе...

— Региональным органам власти рекомендовано создать свои системы межведомственного электронного взаимодействия. Насколько регионы готовы к выполнению этой задачи?

— Создание СМЭВ уровня региона является одной из основных задач при воплощении электронного правительства. В то же время требования к таким системам определены федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Они достаточно гибкие и предполагают использование решений с открытой сервисно-ориентированной архитектурой (SOA). То есть технологических препятствий для построения региональных МЭВ нет. Но это в теории.

На практике все обстоит не так хорошо. Основным фактором успеха для решения этой задачи является уровень информатизации регионов. К сожалению, во многих из них этот уровень низкий. Поэтому для построения СМЭВ регионам придется заниматься полномасштабным внедрением информационных систем, обеспечивающих в том числе юридически значимый электронный документооборот. И для этих целей имеющиеся типовые решения требуют значительной доработки. Поэтому, на мой взгляд, в каждом регионе будет реализовываться свой не типовой проект по организации СМЭВ. Параметры этих проектов (платформы для их реализации) во многом будут зависеть от платежеспособности регионов. То есть каких-то строгих или типовых стандартов региональных СМЭВ не подразумевается. Для решения этих задач могут быть использованы либо различные промышленные платформы коммерческих производителей, либо OpenSource.

— Правительством определено около 80 госуслуг, которые к середине–концу 2012 года должны быть доведены до пятого уровня. Исходя из опыта компании по реализации подобных проектов, насколько реальны эти планы?

— С одной стороны, время для реализации госуслуг пятого интерактивного уровня еще есть. В то же время имеется немало проблем, которые могут значительно затормозить этот процесс. Одна из них связана с вопросом введения «Универсальных электронных карт» (УЭК), о чем имеется соответствующее распоряжение правительства. Предполагается, что УЭК будет играть роль электронной карты гражданина РФ, с помощью которой он сможет работать с тем же федеральным порталом госуслуг в интерактивном режиме. То есть заказывать и получать услугу в полностью электронном виде. Здесь стоит отметить, что стандарты этих карт четко определены. Поскольку для оказания госуслуг пятого интерактивного типа требуется работа с персональными данными граждан, это накладывает дополнительные требования к защите передаваемой информации. Кроме того, для получения госуслуг, связанных с какими либо выплатами или наоборот платежами, очевидно, потребуется отдельная платежная система, которая должна быть интегрирована с глобальной системой оказания услуг в электронном виде масштаба государства, по-сути — единая национальная платежная система.

Есть еще один момент. Ряд госуслуг предоставляются региональными органами власти, ряд — федеральными, а ряд — совместно. Поэтому возникает вопрос создания единого реестра держателей УЭК. Данная задача растянута во времени, является комплексной и требует системного решения.

Также одним из главных условий успешного выполнения требования правительства о названных госуслугах становится наличие действующей полнофункциональной СМЭВ, которая сама должна идентифицировать гражданина и на уровне сервисов сама обрабатывать его запросы.

Не менее важная задача при организации предоставления госуслуг пятого типа — нормотворческая деятельность. Дело в том, что сейчас по всем или по большинству государственных услуг нет административных регламентов, учитывающих особенности их предоставления с использованием информационных систем. То есть необходимо изменять регламенты с учетом специфики предоставления госуслуг в электронном виде, и, соответственно, законодательных и нормативных актов содержащих эти регламенты.

В целом, можно сказать, что фронт работ очень большой. И для того, чтобы выполнить соответствующие распоряжения правительства за обозначенные 2–2,5 года необходимо большое количество ресурсов и средств.
 

Разделы: Hi-Tech, IT, законодательство, Общество, проект, Россия и Электронное правительство

Дата: 16 сентября 2010, четверг 13:06

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика конфиденциальности
Положение о защите персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»