Единый республиканский
инновационный бизнес-портал |
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
|
Правительство гонит 80 госуслуг на пятый уровеньПравительство гонит 80 госуслуг на пятый уровень Минкомсвязи поручено за три месяца подготовить к эксплуатации единую систему межведомственного электронного взаимодействия. Фото: РИА Новости Как уже сообщал BFM.ru, недавно председатель правительства РФ Владимир Путин подписал два документа, направленных на создание в России электронного правительства. Так, соответствующим распоряжением были внесены изменения в план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Эти изменения определяют сроки и перечень услуг, которые должны предоставляться в электронном виде на пятом уровне. (Пятый уровень госуслуг предполагает обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде, если это не запрещено федеральным законом.) Всего перечень включает в себя около 80 госуслуг, которые предоставляют различные федеральные органы власти. Речь идет о 26 министерствах и ведомствах, а также о Пенсионном фонде РФ. Что касается сроков, то большая их часть должна быть доведена до пятого уровня к середине–концу 2012 года. Второй документ, подписанный Путиным, направлен на создание единой системы межведомственного электронного взаимодействия (МЭВ). Ее организация поручена Минкомсвязи, которое должно в течение трех месяцев подготовить систему к запуску в эксплуатацию. Кроме того, министерство назначено и оператором этой системы. В задачи ведомства также включено утверждение технических требований к взаимодействию ведомственных информационных систем в МЭВ и их публикация в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Федеральные органы исполнительной власти, в свою очередь, в соответствии со сроками реализации этапов перехода на предоставление госуслуг в электронной форме, должны обеспечить подключение своих информационных систем к единой системе межведомственного электронного взаимодействия. При этом региональным органам власти рекомендовано озаботиться созданием своих региональных систем МЭВ и определением операторов этих систем. Ситуацию с организацией МЭВ и предоставлением госуслуг в электронном виде BFM.ru прокомментировал коммерческий директор компании «Ситроникс Башкортостан» Алексей Бахарев. Напомним, названной компании довелось участвовать в создании электронного правительства республики Башкортостан. При этом компания обеспечила предоставление двух госуслуг в электронном виде по пятому уровню. — Минкомсвязи поручено за три месяца подготовить к эксплуатации единую систему межведомственного электронного взаимодействия. Насколько реален этот срок? С какими проблемами может столкнуться министерство при развертывании системы? — В данном случае речь идет о системе МЭВ федерального уровня. Она уже около полугода находится в режиме опытной эксплуатации. Для ее запуска в промышленную эксплуатацию необходимо решить задачу по подключению к ней автоматизированных информационных систем министерств и ведомств. С самой СМЭВ сложностей нет. Она разработана на базе ПО Oracle и использует открытые стандарты. А вот ведомственные АИС, некоторые из которых создавались многие годы, далеко не все поддерживают такие стандарты, что, безусловно, вызовет трудности с их подключением к общей системе. Еще один проблемный момент использования системы межведомственного взаимодействия в промышленном режиме связан с необходимостью передачи электронной цифровой подписи между системами. Сегодня в России широко используются два варианта ЭЦП — на основе «КриптоПро» и RuToken. Фильтры некоторых систем не поддерживают сертификаты безопасности этих систем, что накладывает серьезные ограничения на их использование. Также агрессивен указанный в распоряжении правительства срок подготовки СМЭВ к промышленной эксплуатации. Дело в том, что системы такого уровня должны исключать возможность ошибки (иметь их минимальное количество) и иметь значительную производительность по обработке запросов и обращений. А для этого они должны проходить через предельно жесткое тестирование с пиковыми нагрузками в течение довольно длительного времени. СМЭВ уже некоторое время находится в тестовой эксплуатации, но серьезных стресс-тестов по ее проверке не поводилось — теперь «стресоустойчивость» системы покажет только промышленная эксплуатация. Еще один момент связан с практическим использованием разрозненной, неконсолидированной информации, взятой из большого количества источников. Для обработки таких данных необходима единая система классификаторов, которая должна лежать в основе межведомственного взаимодействия. Однако, несмотря на очевидность неразрывности нормативно-справочной информации (НСИ) и СМЭВ, работа эта ведется без какой-либо синхронизации ни по функциональным требованиям, ни по срокам реализации. И последний момент. СМЭВ это прежде всего набор электронных регламентов межведомственного взаимодействия. Но, как, наверное, можно догадаться, полного перечня таких регламентов опять же нет. А ведь именно регламенты определяют требования к подключению ведомственных систем. Без такого перечня просто невозможно качественно проектировать интеграционные сервисы. — Региональным органам власти рекомендовано создать свои системы межведомственного электронного взаимодействия. Насколько регионы готовы к выполнению этой задачи? — Создание СМЭВ уровня региона является одной из основных задач при воплощении электронного правительства. В то же время требования к таким системам определены федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Они достаточно гибкие и предполагают использование решений с открытой сервисно-ориентированной архитектурой (SOA). То есть технологических препятствий для построения региональных МЭВ нет. Но это в теории. На практике все обстоит не так хорошо. Основным фактором успеха для решения этой задачи является уровень информатизации регионов. К сожалению, во многих из них этот уровень низкий. Поэтому для построения СМЭВ регионам придется заниматься полномасштабным внедрением информационных систем, обеспечивающих в том числе юридически значимый электронный документооборот. И для этих целей имеющиеся типовые решения требуют значительной доработки. Поэтому, на мой взгляд, в каждом регионе будет реализовываться свой не типовой проект по организации СМЭВ. Параметры этих проектов (платформы для их реализации) во многом будут зависеть от платежеспособности регионов. То есть каких-то строгих или типовых стандартов региональных СМЭВ не подразумевается. Для решения этих задач могут быть использованы либо различные промышленные платформы коммерческих производителей, либо OpenSource. — Правительством определено около 80 госуслуг, которые к середине–концу 2012 года должны быть доведены до пятого уровня. Исходя из опыта компании по реализации подобных проектов, насколько реальны эти планы? — С одной стороны, время для реализации госуслуг пятого интерактивного уровня еще есть. В то же время имеется немало проблем, которые могут значительно затормозить этот процесс. Одна из них связана с вопросом введения «Универсальных электронных карт» (УЭК), о чем имеется соответствующее распоряжение правительства. Предполагается, что УЭК будет играть роль электронной карты гражданина РФ, с помощью которой он сможет работать с тем же федеральным порталом госуслуг в интерактивном режиме. То есть заказывать и получать услугу в полностью электронном виде. Здесь стоит отметить, что стандарты этих карт четко определены. Поскольку для оказания госуслуг пятого интерактивного типа требуется работа с персональными данными граждан, это накладывает дополнительные требования к защите передаваемой информации. Кроме того, для получения госуслуг, связанных с какими либо выплатами или наоборот платежами, очевидно, потребуется отдельная платежная система, которая должна быть интегрирована с глобальной системой оказания услуг в электронном виде масштаба государства, по-сути — единая национальная платежная система. Есть еще один момент. Ряд госуслуг предоставляются региональными органами власти, ряд — федеральными, а ряд — совместно. Поэтому возникает вопрос создания единого реестра держателей УЭК. Данная задача растянута во времени, является комплексной и требует системного решения. Также одним из главных условий успешного выполнения требования правительства о названных госуслугах становится наличие действующей полнофункциональной СМЭВ, которая сама должна идентифицировать гражданина и на уровне сервисов сама обрабатывать его запросы. Не менее важная задача при организации предоставления госуслуг пятого типа — нормотворческая деятельность. Дело в том, что сейчас по всем или по большинству государственных услуг нет административных регламентов, учитывающих особенности их предоставления с использованием информационных систем. То есть необходимо изменять регламенты с учетом специфики предоставления госуслуг в электронном виде, и, соответственно, законодательных и нормативных актов содержащих эти регламенты. В целом, можно сказать, что фронт работ очень большой. И для того, чтобы выполнить соответствующие распоряжения правительства за обозначенные 2–2,5 года необходимо большое количество ресурсов и средств. |
Ваша компания
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Новости on-line |
© 2009—2024
Единый республиканский бизнес-портал
Читать @erbpru
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования | |
Сделано в
«Техинформ»
Уфа
Все права принадлежат КП «Респект» |