Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

Рустэм Хамитов выступил на коллегии Минземимущества Башкортостана

70257_cu396_264

Рустэм Хамитов выступил на коллегии Минземимущества Башкортостана

21 февраля в Уфе Президент Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на коллегии министерства земельных и имущественных отношений республики, где подведены итоги работа ведомства в 2013 году.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начинаем работу коллегии министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан. Сегодня мы обсудим итоги прошедшего года, определим задачи на перспективу. Та работа, которую проводит министерство, влияет в целом на экономику и экономическое развитие нашей республики. Вопросы, рассматриваемые на коллегии, имеют большую важность, они выходят за узкоотраслевые рамки. От эффективности работы министерства, качества управления земельным и имущественным фондом во многом зависит то, насколько успешно мы будем решать общие стратегические задачи по развитию Республики Башкортостан.

Сегодня наша республика входит в десятку самых экономически развитых регионов Российской Федерации. Наш валовой региональный продукт превысил триллион рублей. Мы надеемся, что по итогам 2013 года эта цифра составит порядка 1 триллиона 150 миллиардов или 1 триллиона 200 миллиардов рублей. Для того чтобы успешно решать крупные социальные задачи, обеспечить существенное повышение качества жизни людей, мы должны ставить еще более высокие цели по укреплению экономики, повышению доходности бюджета.

Две недели назад мы утвердили приоритетные направления деятельности Правительства на 2014 год, обозначили несколько важных экономических ориентиров. В частности, этими приоритетными направлениями мы для себя определили следующее. Обеспечить ежегодный как минимум пятипроцентный рост валового регионального продукта и увеличить его к 2016 году до полутора триллионов рублей. Наращивать промышленное производство не менее четырех процентов в год, объем инвестиций в основной капитал должен расти на не менее шести процентов в год. Нам необходимо повысить долю собственных доходов бюджетов муниципальных образований до 45 процентов. Уже в этом году мы должны обеспечивать такие темпы роста. Конечно, это очень амбициозные цифры. Выполнить эти взятые на себя обязательства сложно. Нам надо делать все, чтобы справиться с этими задачами. Для этого у нас есть все необходимое: ресурсы, кадры, экономический потенциал. В последние годы наша промышленность растет быстрее, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу. Индекс промышленного производства в прошлом году составил 102,3 процента. Вы эти цифры знаете, это выше среднероссийских показателей, но этого мало. Понятно, что в России в прошлом году практически не было положительной динамики. Может быть, на этом фоне наши цифры кажутся совсем неплохими, но еще раз говорю, что этого мало. Мы должны сделать все, чтобы цифры, обозначенные в приоритетных направлениях деятельности Правительства, были в этом году достигнуты. То есть нужен рост в четыре и более процентов. Постепенная стабилизация мировой экономики, оживление рынков в развитых странах позволяет нам на это рассчитывать.

В республике продолжается инвестиционный процесс. К нам пришли крупные инвесторы, увеличились вложения в основной капитал. Последние два года этот важнейший показатель нашей экономики растет на 8-8,5 процента. В 2013 году в экономику, в основной капитал предприятий вложено 267 миллиардов рублей. Это на восемь процентов больше, чем в 2012 году. В республике реализуются более 100 крупных инвестиционных проектов с общим объемом порядка 500 миллиардов рублей. Строятся новые предприятия, модернизируются действующие производства, открываются рабочие места. Эти и другие факторы работают на общий экономический рост. В то же время понятно, что нам нужно справиться с задачей создания новых высокопроизводительных рабочих мест. А это дорогостоящее занятие. Все должны понимать, что без создания новых, модернизированных рабочих мест, мы просто не сможем развиваться, а будем находиться в том состоянии, в котором пребываем долгие годы.

Неплохими темпами развивается жилищное строительство. Например, в 2010 году было построено чуть менее 2 миллионов квадратных метров жилья. В 2013 году эта цифра превысила 2,5 миллиона квадратных метров. Уфа приближается к отметке в миллион квадратных метров. Это самая большая цифра за последние 20 лет. Надо прямо сказать, что активного роста жилищного строительства не было бы, если бы мы не решили и не решали вопрос предоставления земельных участков. Это наболевшая тема. Много о ней говорилось. Хочу сказать, что мы сдвинулись с «мертвой точки». Начали предоставлять земельные участки, в том числе и для строительства социального жилья. В той же Уфе впервые построено более 100 тысяч квадратных метров социального жилья: доступного, дешевого. Его получили социально незащищенные группы граждан.

Люди ждут от Правительства грамотных решений, которые создадут условия для роста благосостояния, занятости, укрепления здоровья, получения качественного образования, содержательного досуга и многого другого, из чего складывается такое понятие, как «качество жизни». Например, чтобы люди имели достойное жилье, могли помочь своим детям решить жилищный вопрос, мы должны ежегодно строить около 4-5 миллионов квадратных метров жилья. То есть строить в год по одному квадратному метру на каждого жителя республики. Это не утопические цифры. Недавно губернатор Тюменской области отчитывался перед Президентом России о том, как идет жилищное строительство в Тюмени. Там они уже преодолели отметку «один квадратный метр в год на человека». Тюменская область недалеко от нас, там люди решают такие вопросы, задачи. Чем мы хуже? Почему у нас цифра три миллиона квадратных метров в год вызывает какое-то внутреннее противоречие, противостояние? Нормальная, спокойная, разумная цифра – 0,75 квадратных метра в год на человека – надо идти к ней.

Надо заниматься развитием наших территорий, например, городских агломераций, укреплять инженерную и социальную инфраструктуру, благоустраивать сельские населенные пункты. Доходы людей должны быть многократно больше, чем сейчас. Республика должна быть регионом, где люди будут иметь высокое качество жизни, где есть все условия для работы, учебы, творчества и так далее. Мы должны сократить отток людей из республики. Чрезмерно много людей уезжает на заработки в другие регионы. Север, Сибирь, Запад, Москва, Санкт-Петербург – вот маршруты передислокации наших специалистов, выпускников вузов, наших самых талантливых, успешных людей. Они должны работать здесь, у нас в республике.

Чтобы мы могли развернуться в полную силу, нужна эффективная работа всех уровней власти, всех отраслей экономики, в том числе земельного и имущественного комплекса республики. Чтобы все то, что мы имеем, создаем, приносило высокий доход. Нам нужен непрекращающийся поток инвестиций, нужны новые, высокотехнологичные предприятия, активно развивающийся средний и малый бизнес, востребованная сфера услуг, крепкие фермерские и личные подсобные хозяйства. Все это – важнейшие источники пополнения бюджета. Тяжело быстро развернуть крупный бизнес на активный и динамичный рост, а малый, средний бизнес могут это сделать. И мы должны делать все, чтобы эти направления развивались. Но мы видим обратные примеры. Вчера я беседовал с уполномоченным по правам предпринимателей Республики Башкортостан. Есть города, в которых мэр преднамеренно ставит «палки в колеса» развитию малого и среднего бизнеса. Это что за подходы такие: взятки, поборы, административные барьеры, деление на «своих» и «чужих»? Когда мы говорим о том, что надо помогать бизнесу, надо это делать всем. Мы все зависим от того, как работает бизнес. Мы покупаем продукты, одежду в магазинах, которые принадлежат бизнесменам. Вся сфера обслуживания принадлежит малому и среднему бизнесу. Для чего мы тормозим эту работу?

Нам нужен очень мощный бюджет. Не тот, который дает возможность лишь сводить концы с концами, «латать дыры», а бюджет, позволяющий сделать заметный, ощутимый рывок вперед. Республика в целом должна хорошо зарабатывать. Только имея в достаточном объеме финансовые ресурсы, мы сможем успешно решать социальные задачи, развивать для этого экономику. При этом нам нужно быть рачительными хозяевами, грамотно направлять денежные потоки. Не тратить их впустую, на «воздушные замки», на второстепенные объекты, заведомые долгострои, на объекты, стоимость которых в разы превышает нормативы.И такие стройки до сих пор есть. Я уже говорил о том, что мы – не бедные, мы слишком расточительные. И наши расходы вовсе не оптимальны. Эта расточительность касается всех министерств и ведомств. В части укрепления доходности бюджета должно хорошо поработать министерство земельных и имущественных отношений. Вы являетесь одними из немногих, кто наполняет бюджет республики. Но пока не все задачи в этой части успешно вами решаются. Еще остаются недочеты в работе многих направлений вашей деятельности. Выявить проблемы, обозначить пути решения – в этом и состоит цель проведения подобных коллегий.

Три года назад в этом зале у нас состоялся серьезный, обстоятельный разговор. Ситуацию в отрасли в то время нельзя было признать хорошей, даже удовлетворительной. Действовали непонятные, непрозрачные схемы распределения государственного имущества. Допускалось неоправданное, многократное занижение его стоимости. Не было оформлено более половины земель. Мы договорились, что начнем наводить здесь порядок, выработаем эффективную систему оценки использования земли и государственного имущества. Через полгода после той встречи Правительство приняло Концепцию развития земельных и имущественных отношений в республике до 2016 года. В 2013 году мы утвердили республиканские программы по развитию земельных и имущественных отношений, а также по созданию и развитию инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории республики до 2018 года. Это основополагающие документы, на базе которых и должна сегодня строиться вся работа в этой, подчеркиваю, важнейшей сфере. И все же помимо задач, обозначенных в отраслевых программах, прошу вас всегда держать в поле зрения наш общий курс на стратегические цели – рост бюджетных доходов, повышение качества жизни в республике.

Надо сказать, что министерство в прошлом году добилось определенных успехов в части повышения доходности республиканского и местных бюджетов. От использования и продажи государственного и муниципального имущества в консолидированный бюджет республики поступило свыше 24 миллиардов рублей доходов. Вообще говоря, в два раза больше, чем в 2012 году. Но нужно учесть, что половина этой суммы – 12,5 миллиарда рублей – это доходы от продажи акций ряда предприятий. Вы эти предприятия знаете. Для нас важнее обеспечить рост доходов от грамотного, эффективного использования имеющихся ресурсов. Резервы для такого роста у нас, несомненно, есть. За последние три года по итогам только выборочных проверок Контрольно-счетная палата республики выявила неэффективное использование государственной собственности, земельных участков и принадлежащих республике долей на сумму почти в 4 миллиарда рублей. Кроме того, установлено нарушение порядка учета и ведения реестров государственного имущества и казны на сумму более 20 миллиардов рублей. Понятно, что это непрямые убытки нашего бюджета, что это косвенная оценка того, что могло бы быть получено на протяжении продолжительного периода времени. Но непорядок налицо: не умеем работать, не желаем, леность.

Земля и имущество у нас зачастую простаивают без пользы. Они не приносят в бюджет не то что рубли, копейки даже не приносят. Приведу примеры. Более трех лет не решается вопрос о передаче земельных участков лесного фонда в собственность муниципалитетов в Нуримановском и Белорецком районах. В результате ни муниципалитет, ни республиканский бюджет не получают доходов. Нет арендной платы, ничего нет. В том и другом районе действуют огромные туристические комплексы. Отдыхают десятки тысяч людей на нашей территории, а бюджет республики и муниципалитета не пополняется. Неужели нужно три года, чтобы решить эту проблему по переводу земли из лесного фонда в земли поселений? Просто нет упорной и правильной работы в этом направлении. Я обращаюсь к представителям федеральных органов власти, которые здесь присутствуют, помогите нам решить эти проблемы. Для нас эти деньги важны. Это большие деньги. Только Нуримановский район мог бы получать дополнительно около 60 миллионов рублей в год. Весь его бюджет – 300 миллионов. На кону – пятая часть существующего бюджета. Вот глава района ходит и круги нарезает по разным ведомствам. Так что мы делаем? А Белорецкий район, Абзелиловский район? Там существуют колоссальные туристические центры. Мы оттуда не получаем ни копейки. Надо сделать так, чтобы эти центры заработали во благо нашей республики в части получения доходов. Земля наша, люди наши, а мы там ничего не имеем. В прошлом году по моему поручению министерство провело анализ использования в республике земельного фонда. В результате в оборот дополнительно вовлечено около 20 тысяч гектаров земельных участков. Почти на 12 процентов выросли поступления в бюджет от аренды за землю. Эти финансовые потоки могут и должны существенно вырасти, если наладить работу по всем направлениям. Необходимо определить в первую очередь функции управления имуществом. Оно должно быть направлено либо на разгосударствление, либо на стратегическое развитие объекта управления. Нужно выявлять и регистрировать права на все неучтенные объекты имущества, находящегося в республиканской и муниципальной собственности, заниматься взысканием недополученной арендной платы.

Важно повышать доходы от участия государства и муниципалитетов в предпринимательской деятельности. Необходимо постоянно мониторить рынок недвижимости, изучать спрос и потребности инвесторов, их финансовые возможности. Нужно грамотно заниматься повышением капитализации и инвестиционной привлекательности объектов, которые планируются к продаже. Например, сегодня невыгодно продавать отдельное имущество или объекты – здания, сооружения, склады. Правильнее перейти к продаже подготовленных и нужным образом оформленных бизнес-единиц. Государству надо учиться много и честно зарабатывать, уметь находить новые ниши, дополнительные законные источники доходов. Нужно, образно говоря, «открыть шлюзы», «расчистить заторы» на пути каждого такого денежного ручейка. Тогда они превратятся в полноводные реки, сольются в единый мощный бюджетный поток.

Особо расскажу о задаче повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Сегодня большинство ГУПов несут серьезные убытки. Приведу несколько цифр. В прошлом году 163 ГУПа заработали, страшно сказать, 100 миллионов рублей. То есть меньше миллиона на предприятие. При этом 84 хозяйственных общества с участием республики принесли доходов в 13 раз больше – свыше 1,3 миллиарда рублей.Существующая сегодня система управления ГУПами уже давно изжила себя. Здесь надо взять курс на максимальное сокращение числа унитарных предприятий как, скажем честно, порой неэффективной формы хозяйствования. При том, что они в значительной степени не подконтрольны ни Правительству республики, ни курирующим министерствам. В соответствии с действующим законодательством собственник не может напрямую участвовать в управлении хозяйственной деятельностью ГУПов, распределении и использовании финансовых средств. Получается, что огромные государственные активы не подконтрольны власти и слабоуправляемы. При этом республика несет серьезные убытки. Вопрос по оптимизации числа государственных предприятий нужно решать безотлагательно на республиканском и муниципальном уровне.

Уважаемые участники коллегии!

Помимо работы по чисто экономическим направлениям на ваше министерство возложено также решение важных задач социального характера. На особом контроле – вопрос обеспечения земельными участками многодетных семей. Республика взяла на себя повышенные обязательства, предоставив также льготы семьям, воспитывающим ребенка-инвалида. Я считаю это дополнение справедливым, потому что в таких семьях тяжело и трудно идут дела. Существует недостаток доходов. Так что мы сделали правильно, что распространили эту льготу на семьи, воспитывающие таких детей. За два с лишним года более 25 тысяч многодетных семей – то есть две трети от всего их количества – встали на учет для получения земельных участков. Из них свыше 13 тысяч уже стали собственниками. По этому показателю наша республика занимает второе место в Приволжском федеральном округе. Но это республика в целом. А вот в отдельных муниципалитетах мы не видим вообще никакой динамики. До сих пор не предоставляются земли многодетным и семьям с детьми-инвалидами в городах Агидель и Стерлитамак. Понимаем, что в этих городах есть проблемы с земельными ресурсами. Но почему не решаем? У нас мало земли в районах, которые окружают эти города? Или совесть совсем пропала у районных начальников, которые не дают этим городам землю? Надо разобраться, помочь. Стерлитамак – немаленький город, там почти 300 тысяч населения. В Агидели живет около 17 тысяч жителей, там есть многодетные семьи, семьи, которые воспитывают детей-инвалидов. Надо решать эту задачу. Не все семьи, особенно многодетные, в состоянии строить на полученных участках жилье. Сегодня из 11,5 тысячи многодетных семей дома строят чуть более тысячи. Среди семей с детьми-инвалидами таких лишь 139, или семь процентов от их числа. Но мы знаем, что получение земли – это определенная социальная поддержка этим семьям. Землю можно продать. В конце концов, семьи получат доход, чтобы обихаживать своих детишек. Знаю, что больше половины земельных участков предоставлены только в прошлом году. Однако необходимо изучать эту ситуацию, проводить мониторинг по отдельным муниципалитетам, продумывать меры поддержки таких семей в вопросах строительства. Но это уже комплексные вопросы, касающиеся многих министерств.

Безусловно, это дорогая программа. Примерно подсчитали, что обустройство нового участка инфраструктурой будет стоить от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. По самым минимальным оценкам надо обустроить около 30 тысяч участков. 15 миллиардов рублей нужно, чтобы создать инфраструктуру на этих участках. Нужны вода, газ, дороги, электроэнергия. Где взять эти деньги? У нас дефицитный бюджет. Перед нами стоят крупные задачи по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы. Учителя, врачи, работники социального блока сегодня уверенно чувствуют себя, потому что мы повышаем заработную плату, мы справляемся с этими обязательствами. Накануне я встречался с медицинским сообществом на коллегии министерства здравоохранения. Никто уже не задает вопросы по заработной плате. Люди успокоились и уже обсуждают профессиональные вопросы. Это правильно, это хорошо. Но где брать деньги? Еще раз подчеркиваю для министерства земельных и имущественных отношений. Мы должны быть успешными в этой работе. Вы должны помогать Правительству, действовать напористо динамично. Это ваша задача – решить вопросы, которые стоят перед вами. Не моя, не Рустэма Хабибовича (Р.Х. Марданов, первый заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан), а ваша задача – персональная, личная ответственность за то, что происходит на каждом участке, за который вы отвечаете.

Земля, имущество республики – это общее достояние. В то же время это мощнейший ресурс, который должен работать. Пример успешных стран, регионов показывает, что вовлечение земельного, имущественного ресурса в экономику в полном объеме дает колоссальный эффект. Мы должны научиться так работать. У вас новое руководство. Мы очень рассчитываем, что новый министр (Е.А. Гурьев, министр земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан) сможет некоторые вопросы развернуть по-современному, реорганизовать работу министерства в том направлении, о котором мы только что говорили, и добиться новых результатов. Я вам желаю успехов. 

Источник: сайт Президента РБ.

Разделы: Бизнес РБ, Минземимущества, коллегии и Рустэм Хамитов

Дата: 21 февраля 2014, пятница 21:37

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика конфиденциальности
Положение о защите персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»