Действия конкурсного управляющего в рамках конкурсного производства и соблюдение норм налогового законодательства по НДС
В представленной декларации налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты в размере более 25 млн. рублей по счетам – фактурам с датой составления 2013 года, выставленных по взаимоотношениям с заказчиком организацией ООО «ZZZ» и отражены в книге покупок с кодом вида операции «22». Положениями налогового законодательства предусмотрено предоставление налогоплательщикам налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в случае отказа от товара (работ, услуг) и осуществления операций по возврату авансовых платежей, после отражения налогоплательщиком в учете соответствующих операций, но не позднее одного года с момента отказа от товара (работ, услуг), при этом в книге покупок подлежат отражению счета-фактуры, выставленные ранее в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) – «авансовая счет-фактура», а также указывается код вида операций – 22 (пункт 5 статьи 171, пункт 4 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137).
В ходе анализа представленных документов и имеющейся информации из внешних источников установлено: между ООО «ХХХ» и заказчиком ООО «ZZZ» заключен договор подряда в 2013 году, во исполнение которого заказчиком перечислены суммы авансовых платежей, при получении авансов ООО «ХХХ» налог исчислен и отражен в книге продаж с кодом вида операций «02». В 2015 году договор подряда расторгнут по инициативе заказчика, в связи с нарушением исполнителем условий договора. Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда установлена законность соглашений о расторжении договоров субподряда.
По заявлению заказчика Арбитражным судом принято Определение о включении в реестр требований кредиторов, в соответствии с которым в реестр требований кредиторов ООО «ХХХ» включена задолженность общества перед заказчиком в сумме основного долга более 100 млн. руб. Данная задолженность подтверждается также материалами, полученными в ходе исполнения Поручения на истребование документов у заказчика, которым представлен акт сверки, также следующие пояснения (информация): «Платежные документы, подтверждающие возврат авансовых платежей, не представлены ввиду отсутствия данных операций».
Таким образом, факт поступления денежных средств в виде авансовых платежей по договорам с заказчиком подтверждается, однако факт осуществления возвратов сумм авансовых платежей заказчику по расчетному счету не подтвержден. Указанное обстоятельство подтверждается также выписками банковского счета контрагента за периоды 2012 - 2019 гг. Руководитель ООО «ХХХ» (исполняющий обязанности до назначения конкурсного управляющего) также подтвердил факт отсутствия возврата денежных средств (авансов) заказчику в период его руководства Обществом, указал на отсутствие средств для закрытия кредиторской задолженности перед данным контрагентом.
В ответ на требование о даче пояснений и представлении документов конкурсный управляющий сообщил, что «В книге покупок отражены авансовые платежи от заказчика ООО «ZZZ», приложены копии платежных поручений подтверждающих получение авансовых платежей; регистры бухгалтерского учета приложить не представляется возможным, так данные сведения отсутствуют».
По результатам проведенного анализа достоверности представленных сведений и документов установлено неправомерное применение налоговых вычетов ООО «ХХХ» по налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 года, так как фактически возврат авансов покупателю не осуществлялся. Принято решение об отказе в возмещении в полной заявленной сумме.
В соответствии с частью 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. В рассматриваемом случае конкурсный управляющий, по существу не располагая первичными документами (но при наличии решений Арбитражных судов об отсутствии возврата авансовых платежей заказчику ООО «ZZZ» и включении в реестр кредиторов в сумме перечисленных авансовых платежей, т.е. имея информацию об отсутствии возврата средств заказчику), неправомерно предъявил к вычету крупные суммы налога.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неправомерности действий конкурсного управляющего, которые могут квалифицироваться как умышленные, произведенные с целью получения налоговой выгоды по НДС.
Законодательство Российской Федерации, в том числе нормы о несостоятельности (банкротстве), регламентирующее деятельность арбитражных управляющих, закрепляет среди прочего, права ряда заинтересованных субъектов по обжалованию действий арбитражного управляющего. В настоящем случае Межрайонная ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан в рамках данного порядка в соответствии с нормами закона намерена обратиться в государственный орган, законом наделенный соответствующей компетенцией в сфере несостоятельности (банкротства), для принятия мер в отношении конкурсного управляющего, допустившего данное нарушение.