Контроль за применением онлайн-касс как инструмент гражданского контроля, профилактика нарушений и изменения в законодательстве
Предметом федерального государственного контроля (надзора) являются правила применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
По состоянию на начало 2025 года на подведомственной Межрайонной ИФНС России №40 по Республике Башкортостан (далее – Инспекция) территории пользователями ККТ зарегистрировано более 14 тыс. единиц ККТ.
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода. Применяется скоринговая система оценки деятельности налогоплательщика на основании имеющейся у налоговых органов информации. Выявляются аномалии в деятельности налогоплательщика при применении ККТ, свидетельствующие о наличии налоговых рисков. Контрольные мероприятия проводятся только в отношении указанных налогоплательщиков.
В 2024 году, с учетом введенных ограничений, при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) Инспекцией в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей проведено:
- 142 контрольные закупки с привлечением контролируемого лица к административной ответственности;
- принято 86 решений об объявлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
- проведено более 80 профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), и являющихся приоритетными по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.
В настоящее время ФНС России продолжается работа по реализации отраслевых проектов «По исключению недобросовестного поведения на рынках» и «Общественное питание», направленная на обеспечение повсеместного применения ККТ, сокращения теневого оборота деятельности в сфере торговли и оказания услуг общественного питания, достижение открытости и прозрачности бизнеса.
Сегодня ФНС России является центром сбора, обработки и хранения данных, и создает на основе полученных сведений новые продукты. Именно с их помощью налоговые органы имеют возможность проводить автоматизированный контроль, в том числе кассовой техники.
Кроме того, ФНС России реализован функционал по автоматическому направлению в адрес пользователей ККТ по телекоммуникационным каналам связи или в личный кабинет налогоплательщика информационных писем о недопустимости нарушения обязательных требований.
По результатам рассмотрения полученных писем о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ порядка 50 % пользователей ККТ изменили модель своего поведения.
Данный показатель говорит об эффективности использования данного механизма по информированию налогоплательщиков, который способствует обеспечению соблюдения контролируемыми лицами всех обязательных требований и снижению количества контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц.
Также, ФНС России принято решение по проведению в 2025 году информационной кампании среди пользователей ККТ по порядку формирования и выдачи кассового чека, а также порядка проведения контрольных (надзорных) мероприятий в целях повышения уровня компетентности контролируемых лиц по соблюдению обязательных требований.
В 2025 году в законодательство о применении ККТ внесены некоторые изменения, так, с 01.03.2025 утрачивает силу, в том числе льгота, связанная с возможностью неприменения ККТ при торговле с открытых прилавков как внутри крытых рыночных помещений при торговле продовольственными товарами, так и вне крытых рыночных помещений при торговле продовольственными и непродовольственными товарами.
2) у сельхоз. потреб. кооперативов до 01.09.2025 при торговле на рынках, ярмарках и выставка;
3) у ИП на некоторых видах ПСН при торговле на ярмарках выходного и праздничного дня.