ГАЗ готовит для Сочи автобусы-гибриды
ГАЗ готовит для Сочи автобусы-гибриды
«Группа ГАЗ» является крупнейшим производителем автобусов в России. Фото: РИА Новости
Для Олимпийских игр Горьковский автозавод собирается выпустить автобусы всех классов, включая две модели с гибридными установками. Их производство начнется в 2011 году. Благодаря господдержке ГАЗ имеет преимущество перед другими потенциальными поставщиками. Но олимпийский гибридный эксперимент может надолго остаться единичным, так как эксплуатация таких автобусов в России пока не выгодна.
Заявка «Группы ГАЗ» на поставку полной линейки автобусов для Олимпиады-2014 уже принята Транспортной дирекцией оргкомитета игр. На предстоящих играх нижегородские автобусы будут использоваться для перевозки всех категорий пассажиров, включая спортсменов и почетных гостей, на всей территории проведения мероприятий — как в горной, так и в прибрежной зоне.
В пресс-службе группы сообщили, что два образца городских автобусов с гибридной силовой установкой уже подготовлены компанией по заданию Минпромторга совместно с Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Они будут представлены в сентябре.
Сочинские гибриды
«Группа ГАЗ» — крупнейший производитель автобусов в России. По итогам 2009 года доля холдинга на рынке в данном сегменте составила 77%: по автобусам малого и среднего класса — 80%, большого класса — 47%, дальнего следования — 19%. Модельный ряд включает городские, пригородные, междугородные и туристические, школьные, автобусы специального назначения, а также троллейбусы.
Первый из них — это двенадцатиметровый большой городской автобус на базе низкопольного ЛиАЗ-5292 (общая пассажировместимость 105 человек, 25 посадочных мест) с работающим на газе двигателем, соответствующим нормам экологического стандарта «Евро-5», и электромотором Siemens (мощность силовой установки 400 кВт, система управления и электроника — разработка НАМИ).
Второй — восьмиметровый городской автобус малого класса на базе низкопольного ПАЗ-3237 (вместимость 55 пассажиров, 17 посадочных мест) с работающим на дизельном топливе двигателем, соответствующим экологическим стандартам «Евро-5», и с электромотором Siemens (мощность силовой установки 200 кВт, система управления и электроника — разработка НАМИ).
На сентябрь-октябрь 2010 года запланированы предварительные испытания опытных образцов и доводка конструкции автобусов. Сертификационные испытания будут проведены в декабре 2010 года, а производство опытно-промышленной партии автобусов запланировано на первую половину 2011 года.
В целом, линейка олимпийских автобусов, которую «Группа ГАЗ» поставит в Сочи, будет включать модели всех классов. В большом классе — это городской ЛиАЗ-5292 в трех модификациях (газовый, дизельный, гибрид), туристический ГолАЗ-52911 «Круиз» и усовершенствованная модель «Круиз-2», междугородный ГолАЗ-5251. В особо большом — пригородный ГолАЗ-6228,10, ЛиАЗ-6213 в двух модификациях (газовый и дизельный), а в малом — городской ПАЗ-City. Таким образом, «Группа ГАЗ» завершает создание полной гаммы автобусов, работающих на альтернативных видах топлива.
Согласно требованиям Транспортной дирекции Олимпийских игр, все эти автобусы будут на шасси или агрегатах Scania или Volkswagen и соответствовать экологическому стандарту «Евро-5» и выше. Все модификации шасси на ГАЗе уже выпускают или согласовали с иностранными партнерами.
«Мы презентовали нашу линейку современных автобусов, которые, как мы считаем, имеют преимущество по цене и другим параметрам, а дальше уже дело Транспортной дирекции определяться с требуемыми объемами», — сообщили BFM.ru в пресс-службе «Группы ГАЗ», уточнив, что заявки на обеспечение Олимпиады автобусами подали и другие производители.
Как считает замглавного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто, речь идет о весьма скромных по объему производства разовых поставках, и никакой проблемы для ГАЗа сделать такие автобусы нет. «Сейчас существуют неплохие силовые установки, разработанные ведущими компаниями, поэтому надо только их взять и поставить на свои машины, тем более что Минпромторг выделяет деньги на такие разработки», — говорит эксперт.
Сочи — это почти как Швеция или Китай
Большая часть шасси и агрегатов нижегородских олимпийских автобусов будет иметь шведское происхождение. Кстати, Швеция является лидером оснащения городского парка автобусами на альтернативных видах топлива. Так, весной этого года автобусный парк Стокгольма пополнился 130 автобусами, которые будут использовать биогаз вместо ставшего уже привычным биоэтанола. В настоящее время все маршрутные автобусы в центре Стокгольма работают либо на биогазе, либо на биоэтаноле, а к 2020 году все автобусы Стокгольма и пригородов окончательно перейдут исключительно на биогаз. Всего в Швеции в настоящее время функционирует 800 автобусов на биогазе, их число их постоянно увеличивается не только в столице, но и в других крупных городах страны. Но шведы являются также пионерами по дальнейшему расширению использования этого вида топлива на транспорте. Так, в Швеции уже выпущен первый в мире экологически чистый пассажирский поезд, работающий на биологическом газе. Он способен перевозить до 54 пассажиров и проезжать до 600 километров без дозаправки.
Гибридные автобусы получили распространение и в других европейских странах, и в Северной Америке. Они стали привычными, например, в Китае. Только в Пекине их парк перевалил уже за тысячу. Кстати, с подачи китайцев первые гибридные автобусы появились и в Москве. Два таких экологически чистых автобуса Euro V Hybrid стоимостью около 13,8 млн рублей каждый были подарены столице китайской компании Foton Motor в мае. По информации производителя, это транспортное средство расходует всего 29 литров топлива на 100 км, значительно сокращая потребление масла и выбросы выхлопных газов в атмосферу.
Другие российские города — это Россия
Но Игорь Моржаретто отмечает, что никакого экономического смысла переводить парк крупных российских городов на гибридные автобусы пока нет. «Электромобиль и гибриды для нас — это пока игрушка и экспериментировать с ними можно только на таких разовых мероприятиях как Олимпиада, так как их эксплуатация в России находится за пределами экономики. А пока для развития такого транспорта у нас нет ни инфраструктуры, ни сети заправок, хотя в том же Китае есть целая программа по развитию этого направления, — говорит эксперт. — И у нас это станет выгодно, только когда появится аналогичная госпрограмма, но пока ее в концепции развития автотранспорта нет, и не предвидится».
|