Акциз на топливо предложено менять ежемесячно
В управлении регулирования ТЭК ФАС России «Известиям» пояснили, что вопрос о переходе на гибкий акциз сейчас находится на стадии разработки, поэтому еще преждевременно говорить о сроках реализации этого предложения. «Причина перехода в необходимости снизить негативное влияние колебания мировых цен на цены внутреннего рынка и стимулировать компании к выпуску качественного топлива. Это решение в первую очередь повлияет на нефтяные компании, а потом по цепочке на всех участников топливного рынка вплоть до потребителей», — сообщили «Известиям» в антимонопольном ведомстве.
В 2014 году нефть подешевела вдвое — со $100 до $50 за баррель, а в рублевой зоне — лишь на 10%, с 3700 рублей за баррель до 3300 рублей, а потому новый механизм помесячного пересчета акцизов вряд ли добавит стабильности в поведение оптовых цен, считает ведущий аналитик компании «Алгоритм топливный интегратор» Виктор Костюков.
— Акциз на бензин в этом году повышался два раза, в январе и апреле, в сумме на 4 рубля за литр. Можно было предположить, что цены на АЗС тоже подскочат на 4 рубля. Но не подскочили. Литр бензина Аи-92 (по мониторингу ФАС) на АЗС страны за восемь месяцев 2016 года подорожал лишь на 1,86 рубля — с 33,03 рубля за восемь месяцев 2015 года до 34,89 рубля за аналогичный период 2016 года. Остальную часть (2,14 рубля) акцизного удорожание нефтяники записали в свой пассив, — отметил Виктор Костюков.
Вчера «Интерфакс» со ссылкой на главу ФАС Игоря Артемьева сообщил о том, что правительство России обсуждает повышение акцизов на бензин, но увеличение цен на топливо будет сдержано за счет конкуренции. «Я не знаю, будут ли повышены акцизы (в 2017 году), но я могу сказать, что конкуренция сдержит увеличение цены. Точно это опять произойдет, потому что по этой емкости рынка и развитию конкуренции у нас здесь ситуация хорошая»,— цитирует агентство Игоря Артемьева.
Старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева полагает, что более гибкий подход к формированию ставки акциза на автомобильное топливо может решить сразу несколько проблем.
— До последнего момента акцизы повышались довольно часто, причем мало реагируя на рыночную конъюнктуру, а больше откликаясь на проблемы российского бюджета. С начала года ставка была повышена дважды, причем в тот момент, когда цены на нефть обвалились практически в четыре раза от максимальных исторических отметок, — отметила Алена Афанасьева.
По ее словам, если будет использован гибкий подход с привязкой к цене на нефть, это позволит осуществлять более четкое планирование для нефтяных компаний и снизит градус напряженности среди населения. «Извечный вопрос, почему цены на нефть падают, а бензин дорожает, теперь будет снят», — отметила аналитик Forex Club.
— Акциз на топливо сейчас меняют соответствующими поправками в законодательство, которые принимает Госдума по мере необходимости. Акциз включается в розничную цену и платится, распределяясь между заводом — производителем бензина и конечным потребителем. Он полностью идет в доходы бюджета. Когда цены на нефть снижаются, бюджет теряет поступления, и рост акцизов призван компенсировать данные потери. Но когда цена на нефть растет, НПЗ, покупая ее у добывающих предприятий по более высокой стоимости, несет дополнительные расходы. Акцизы нужно снижать, чтобы сохранить рентабельность завода, а бюджет получает больше доходов от добывающих компаний. Если же перенести акцизы полностью на потребителя, то цены на АЗС сильно вырастут, что частично и происходит, — пояснил аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.
По его словам, переход к гибким ставкам акцизов, зависящим от изменения стоимости нефти, даст возможность автоматически ежемесячно регулировать налоговую нагрузку на НПЗ и избегать резких колебаний рентабельности. Это позволит в период роста мировых котировок нефти ограничить повышение внутренних цен на топливо, считает аналитик ГК TeleTrade. По его мнению, переход на гибкий акциз можно будет совершить в течение 2017 года.
В части стимулирования производителей к выпуску более качественного топлива акциз потерял свою актуальность после того, как к обороту допущено топливо только высшего экологического класса 5. Хотя ранее увязка акциза с экологическими свойствами топлива мотивировала нефтяников к модернизации НПЗ, отметил Виктор Костюков.
По его его мнению, главным противником новации будет Минфин. «Министерству финансов нужна предсказуемость доходов. Неопределенность с акцизом, привязанная к неопределенности поведения барреля, внесет дополнительные риски в прогнозе доходов, а значит, и риски исполнения бюджета. А экспериментов с бюджетом без понимания конечного результата правительство не допустит», — полагает аналитик.