Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

Как отразить постановку и списание оргтехники в бухгалтерском и налоговом учете?

_3

 

Ответ: Под оргтехникой принято понимать машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования.

Оргтехника может быть учтена как основное средство или материально-производственные запасы в зависимости от стоимости и иных факторов. Порядок списания зависит от порядка учета и оснований выбытия.

 

Обоснование: Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) (действовавшему до 01.01.2017) коду 14 3520586 соответствовала аппаратура оргтехники, однако в действующем Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст) (далее - ОКОФ 013-2014) данный вид основных фондов отсутствует, при этом переходным ключом, утвержденным Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458 "Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов" предлагается выбрать подходящий код из диапазона 330.28.23 "Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования" (330.28.23.1 - 330.28.23.23).

 

Оргтехника может быть учтена не только как основные средства, но и как материальные запасы.

 

Наиболее распространенными причинами списания оргтехники являются продажа или ликвидация (демонтаж) ввиду невозможности ее дальнейшего использования (поломка, повреждение и т.д.).

 

Бухгалтерский учет оргтехники

 

В основном оргтехника соответствует понятию основного средства, которое принимается к учету по первоначальной стоимости, установленному п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) (далее - ПБУ 6/01).

 

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

 

Для принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету составляется акт о вводе в эксплуатацию. Организация может утвердить в учетной политике применение формы N ОС-1 или иной самостоятельно разработанной формы, содержащей обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ).

 

При принятии объекта основного средства к бухгалтерскому учету по нему подлежит начислению амортизация, которая начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01).

Амортизация начисляется в соответствии с методом, выбранным организацией в учетной политике, независимо от того, используется объект основных средств, принятый к учету, в деятельности организации в текущем периоде или нет, за исключением случаев консервирования объекта на срок более трех лет по решению руководства.

 

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, основные фонды по коду 330.28.23 "Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования" ОКОФ 013-2014 относятся к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно), за исключением случаев, специально предусмотренных в указанной Классификации (например, основные фонды под кодом 330.28.23.22 "Машины копировальные офсетные листовые для офисов" ОКОФ 013-2014 относятся к третьей амортизационной группе).

 

Организация вправе в учетной политике предусмотреть возможность учета оргтехники стоимостью не более 40 000 руб. в качестве материально-производственных запасов, учет которых осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н) (далее - ПБУ 5/01) (п. 5 ПБУ 6/01).

 

В таком случае оргтехника, используемая для управленческих нужд организации, принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (затраты организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов) (п. п. 5 и 6 ПБУ 5/01).

 

Момент принятия материальных запасов к бухгалтерскому учету связан с моментом перехода права собственности на приобретаемые материальные запасы. Указанный момент определяется в соответствии с условиями договора о приобретении, в котором прописан момент перехода права собственности. В случае если в договоре таких условий не содержится, то необходимо руководствоваться нормами ст. ст. 223, 224, 458 Гражданского кодекса РФ, регулирующих порядок исполнения обязанности и возникновения права собственности у приобретателя.

 

Налоговый учет оргтехники

 

В случае если стоимость оргтехники не превышает 100 000 руб., то такая оргтехника не признается амортизируемой для целей исчисления налога на прибыль, затраты на ее приобретение включаются в состав материальных расходов согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию или в течение более одного отчетного периода в порядке, определенном им самостоятельно с учетом срока использования такого имущества или иных экономически обоснованных показателей. При этом способ и порядок учета расходов на неамортизируемое имущество должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 20.05.2016 N 03-03-06/1/29124).

 

В случае если стоимость оргтехники превышает 100 000 руб., то такое имущество признается основным средством, на первоначальную стоимость которого подлежит начисление амортизации.

 

Первоначальная стоимость оргтехники как основного средства определяется как сумма расходов на ее приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. п. 8 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором она пригодна для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ).

 

Списание оргтехники при продаже

 

При продаже на дату перехода прав собственности на оргтехнику организация на основании п. 31 ПБУ 6/01 и п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (далее - ПБУ 9/99), отражает в составе прочих доходов продажную стоимость оргтехники, а в составе прочих расходов - ее остаточную стоимость, то есть стоимость за вычетом начисленной амортизации (абз. 5 характеристики счета 01 "Основные средства" Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) (ред. от 08.11.2010)).

 

Для списания оргтехники в данном случае составляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств), а передача покупателю оформляется актом приема-передачи основных средств. Организация может утвердить в учетной политике применение форм соответственно N N ОС-4 и ОС-1 или иной самостоятельно разработанной формы, содержащей обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ (ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ).

 

Для целей исчисления налога на прибыль учет реализации основных средств производится в порядке, установленном пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, согласно которому при реализации товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

 

При реализации оргтехники, квалифицированной как МПЗ, организация на дату перехода права собственности отражает в составе прочих доходов продажную стоимость оргтехники (п. п. 6, 6.1, 7, 10.1 ПБУ 9/99).

 

Поскольку стоимость оргтехники была включена в состав расходов организации при передаче ее в эксплуатацию, на дату ее выбытия никаких расходов организация не признает.

 

При реализации МПЗ может быть оформлен универсальный передаточный документ (Письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@) или товарная накладная по форме N ТОРГ-12.

 

Выручка от реализации оргтехники признается доходом организации в сумме, установленной договором купли-продажи (без учета НДС) на дату ее передачи покупателям (п. 1 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ).

 

При этом в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, если иное не предусмотрено п. 2.2 ст. 277 НК РФ, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

 

Соответственно, в случае если налогоплательщик списал такие затраты единовременно, а также в случаях, если вся сумма затрат на приобретение МПЗ признана в расходах, выручка от продажи МПЗ не уменьшается.

 

Если стоимость МПЗ не признана в расходах на дату реализации, то выручка от реализации может быть уменьшена на часть стоимости, не признанной в расходах.

 

Списание оргтехники при ликвидации (демонтаже)

 

Ликвидация основного средства производится в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

 

Согласно п. 77 Методических указаний для установления физического и морального износа и того, возможно ли восстановление объекта, будет ли оно эффективным и насколько целесообразно его дальнейшее использование, приказом руководителя организации создается комиссия, которая проводит оценку и составляет заключение, в котором излагает свои выводы, на основании которых руководитель предприятия издает приказ о ликвидации (демонтаже) основного средства.

 

После издания приказа составляется акт о списании основного средства по форме N ОС-4.

По результатам ликвидации (демонтажа) основных средств организация в бухгалтерском учете признает расходы в виде:

- стоимости работ по ликвидации основного средства, выполненных работниками или подрядными организациями;

- остаточной стоимости ликвидированного основного средства.

Помимо этого организация списывает сумму амортизации, начисленной по основному средству, а также принимает к учету МПЗ при ликвидации основного средства при их наличии (например, запчасти, металлолом, утиль, ветошь) исходя из сложившихся цен (то есть по цене возможного использования или продажи).

 

При ликвидации (демонтаже) оргтехники, квалифицированной как основное средство, организация на основании пп. 8 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 272 НК РФ вправе учесть в составе расходов:

- стоимость работ по ликвидации ОС, проведенных силами подрядчиков, на дату подписания акта о выполненных работах;

- остаточную стоимость основного средства на дату подписания руководителем акта о списании основного средства.

 

Ликвидация (демонтаж) оргтехники как МПЗ производится на основании решения руководителя организации.

 

Поскольку в бухгалтерском учете расходы в виде себестоимости МПЗ учтены в момент принятия их к производству, при списании на расходы можно отнести только затраты на осуществление работ по ликвидации МПЗ, выполненных работниками или подрядными организациями.

При этом в рамках демонтажа возможно выявление МПЗ в виде запчастей, металлолома и так далее, которые учитываются в составе доходов исходя из сложившихся цен (то есть по цене возможного использования или продажи).

 

У организации при ликвидации оргтехники, признанной МПЗ, не возникает расходов в виде фактической себестоимости оргтехники, если такие затраты на дату ликвидации уже были признаны в составе материальных расходов в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

 

В свою очередь, в случае если организация приняла решение о равномерном признании расходов на приобретение оргтехники, квалифицированной МПЗ, и на дату ликвидации фактическая себестоимость налогоплательщиком в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ не распределена, на дату ликвидации такие затраты подлежат единовременному включению в состав расходов.

 

При этом налогоплательщик вправе дополнительно признать расходы на оплату сторонним организациям выполненных ими работ по демонтажу оргтехники на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

 

При этом необходимо учитывать, что оргтехника, квалифицированная в качестве МПЗ, является неамортизированным имуществом.

 

В связи с этим, по мнению контролирующих органов, МПЗ, которые будут выявлены в процессе ликвидации неамортизируемого имущества (например, запчасти, металлолом), должны включаться в состав внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ, однако, поскольку учет в расходах стоимости указанных МПЗ (полученных в результате ликвидации (демонтажа) неамортизируемого имущества) НК РФ не предусмотрен, положения п. 2 ст. 254 НК РФ к названным МПЗ применены быть не могут (Письма Минфина России от 19.04.2010 N 03-03-06/1/277, от 06.04.2010 N 03-03-06/1/234, от 26.03.2010 N 03-03-06/1/199). В связи с этим контролирующие органы полагают, что налогоплательщик не вправе учесть в налоговых расходах стоимость полученных при ликвидации материалов.

 

В то же время существует судебная практика, согласно которой при разборке (демонтаже) имущества, не являющегося основным средством, полученные материалы не относятся к внереализационным доходам (Постановления ФАС Московского округа от 09.08.2011 N КА-А40/8328-11, от 13.04.2011 N КА-А40/1689-11). Однако необходимо учесть, что данные выводы сделаны судами на основании анализа только п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ, без оценки того, что сам перечень доходов, указанный в ст. 250 НК РФ, является открытым.

 Таким образом, при выборе того, отражать или нет в составе доходов МПЗ, полученные в результате демонтажа (ликвидации) неамортизируемого имущества, необходимо производить с учетом риска получения возможных претензий со стороны контролирующих органов.

 

Информация предоставлена справочно-правовой системой "КонсультантПлюс".

Ваша компания

Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!

Новости on-line

Cообщить о неточности
Карта сайта →
Финансы
Разделили бизнес, а налоговая попыталась сложить его обратно
Банки
Лизинг
Инвестиции
Страхование
Господдержка
Помощь бизнесу
1. Открыть бизнес
2. Выбор помещения
3. Эффективная реклама
4. Подбор аутсорсинга
5. Господдержка
6. Уплата налогов
7. Поиск кадров
8. Юридическая помощь
Организации
Добавить свою
Новости компаний
Товары и услуги
Добавить товар
Добавить услугу
Тендеры
Выставки
Обучение
Центры проф. обучения
Новости
Hi-Tech
Антикризис
Конфликты
Макроэкономика
Медиа
Металлургия
Недвижимость
Персоналии
Потребрынок
Промышленность
Телеком
Транспорт
ТЭК
Деньги
Персоны
Ахунов Рустем Ринатович
Андреев Александр Вадимович
О портале
Политика обработки персональных данных
Возможности сайта
Реклама на сайте
Контактная информация
Курсы мировых валют
Биржевые индексы
Вклады
Карта Уфы
ГОСТы
Ваш кабинет
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!
© 2009—2024  Единый республиканский бизнес-портал
О портале | Контактная информация | Реклама на портале | Правила пользования |
Сделано в «Техинформ» Уфа
Все права принадлежат КП «Респект»