|
|
При импорте товаров в РФ по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления в общем случае оформляется декларация на товары, также необходимы в том числе товаросопроводительные документы (например, CMR, коносамент, международная ж/д накладная, инвойс, упаковочный лист), документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, документы, подтверждающие происхождение товара. Для постановки импортного контракта на учет в банке потребуется в общем случае сам контракт, при необходимости иные документы. |
|
Под импортом в настоящем материале подразумевается ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС (в частности, РФ) в рамках таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления.
Лица, выступающие в качестве декларанта, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную ТК ЕАЭС, в том числе путем ее заявления при таможенном декларировании товаров (п. 1 ст. 128 ТК ЕАЭС).
Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
Иностранными товарами являются товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с ТК ЕАЭС, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с ТК ЕАЭС (пп. 12 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления является основной таможенной процедурой при импорте товаров и представляет собой таможенную процедуру, применяемую в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают в общем случае статус товаров Союза (п. п. 1, 2 ст. 134 ТК ЕАЭС).
Условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в общем случае являются (п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС):
- уплата ввозных таможенных пошлин, налогов;
- уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС;
- соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС;
- соблюдение мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со ст. 50 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о Союзе) иные пошлины.
Декларация на товары при импорте товаров в РФ и документы, подтверждающие заявленные в ней сведения
Прежде всего для выпуска товаров необходимо оформление таможенной декларации - таможенного документа, содержащего сведения о товарах и иные необходимые сведения. Таможенное декларирование представляет собой заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Таможенными документами помимо таможенной декларации являются также и иные документы, составляемые исключительно для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, а также в ходе и по результатам совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля (пп. 32, 35, 36 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
При помещении товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары подлежат таможенному декларированию с использованием декларации на товары (далее - ДТ), которое осуществляется декларантом либо таможенным представителем (п. п. 1, 2 ст. 104, п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС).
В качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска декларируемых товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1 000 евро, в случаях, определяемых Комиссией в соответствии с п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС (ч. 5 ст. 95 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ).
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263 утверждена Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (далее - Инструкция N 263).
В качестве ДТ могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с представлением заявления в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта при одновременном соблюдении следующих условий (п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС, п. 6 Инструкции N 263):
- общая таможенная стоимость декларируемых товаров (для товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - определенная с учетом п. 2 ст. 136 ТК ЕАЭС) не превышает суммы, эквивалентной 200 евро, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза, - суммы, эквивалентной 1 000 евро;
- товары перемещаются одним и тем же лицом в счет исполнения обязательств по одному внешнеторговому договору (контракту), заключенному при совершении внешнеэкономической сделки или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки;
- перевозка товаров осуществляется на одном транспортном средстве;
- товары одновременно предъявлены одному таможенному органу.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в ДТ, в соответствии с п. 1 ст. 105, п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС относятся в том числе:
- документы, подтверждающие совершение сделки с товарами (в том числе внешнеэкономический контракт), а в случае отсутствия такой сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
- транспортные (перевозочные) документы;
- документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
- документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка;
- документы о происхождении товаров;
- документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80) (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), предварительное решение о классификации товаров при его наличии;
- документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей;
- документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
- документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров;
- документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита;
- документы, подтверждающие условия помещения товаров под заявленные таможенные процедуры.
Форма и Порядок заполнения декларации на товары определены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения" (далее - Порядок).
В декларации на товары подлежат указанию сведения, определенные п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС. В частности, в графе 44 ДТ (дополнительная информация / представленные документы) указываются сведения о документах, на основании которых она заполнена, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ (пп. 42 п. 15 Порядка).
Перечень документов зависит, в частности, от кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС, метода определения таможенной стоимости, страны происхождения товара.
Сведения о каждом документе указываются с новой строки с проставлением его кода в соответствии с Классификатором видов документов и сведений (Приложение N 8 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 (далее - Решение N 378)) и через знак разделителя "/" - признака, подтверждающего представление либо непредставление документа при подаче ДТ, в том числе:
- номер, дата и срок действия (в случае если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений;
- при декларировании товаров, в отношении которых установлено лицензирование (в случае если лицензия содержит приложение) - номер лицензии и через знак разделителя "/" порядковый номер товара по этому приложению, а при наличии генеральной лицензии после номера генеральной лицензии через знак разделителя "/" - порядковый номер перечня товаров к генеральной лицензии и далее через знак разделителя "/" порядковый номер товара по указанному перечню;
- номера (регистрационные номера) и даты (при наличии дат) транспортных (перевозочных) документов, по которым осуществлялась международная перевозка или перевозка под таможенным контролем с применением таможенной процедуры таможенного транзита, если в отношении декларируемых товаров перед их помещением под заявляемую таможенную процедуру или завершением действия ранее заявленной таможенной процедуры осуществлялась международная перевозка или товары перевозились по таможенной процедуре таможенного транзита;
- регистрационный номер декларации на товары в отношении ранее ввезенных идентичных товаров в случае, предусмотренном п. 6 Положения, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42;
- номер и дата документа, подтверждающего совершение сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках сделки;
- номера и даты коммерческих документов, имеющихся у декларанта (счет на оплату и поставку товаров, счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс) и др.);
- номер и дата документа о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, выданного таможенным органом, если такой документ имеется у декларанта;
- номер и дата документа, подтверждающего целевое назначение товаров;
- номер и дата сертификата о происхождении товара, код страны (региона или части страны), в которой выдан сертификат, в соответствии с классификатором стран мира, если согласно международным договорам и актам, составляющим право Союза, требуется представление документа о происхождении товара в виде сертификата о происхождении товара;
- номер и дата декларации о происхождении товара, если в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза, требуется представление документа о происхождении товара в виде декларации о происхождении товара;
- номер и дата документа (сведения), подтверждающего (подтверждающие) соблюдение требований в области валютного контроля в соответствии с валютным законодательством государств - членов Союза.
Товаросопроводительные документы
К товаросопроводительным документам возможно отнести транспортные и коммерческие документы.
Транспортными (перевозочными) документами являются документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы) (пп. 48 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Транспортные (перевозочные) документы являются документами, подтверждающими сведения, заявленные в таможенной декларации (пп. 2 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС).
Приложение N 8 к Решению N 378 предусматривает следующие транспортные (перевозочные) документы:
- коносамент;
- транспортная накладная при перевозке товаров водным транспортом;
- железнодорожная накладная;
- книжка МДП;
- карнет A.T.A.;
- багажная квитанция;
- иные документы, предусмотренные правилами перевозки по железной дороге;
- транспортная накладная, предусмотренная Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (заключена в г. Женеве 19.05.1956) (далее - Конвенция);
- иная транспортная накладная, используемая при перевозке товаров автодорожным транспортом, авианакладная;
- транспортные документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;
- почтовая накладная;
- общая накладная при экспресс-доставке;
- индивидуальная накладная при экспресс-доставке;
- иные транспортные (перевозочные) документы.
Таким образом, конкретное наименование транспортных (перевозочных) документов зависит от конкретного вида транспорта, перевозящего товар, в частности:
- международная товарно-транспортная накладная (CMR) - документ, предусмотренный Конвенцией или иным международным договором Российской Федерации, содержащий в том числе информацию о перевозимом грузе, его грузоотправителе и грузополучателе, перевозчике и транспортном средстве, выполняющем перевозку, а также о местах его погрузки и разгрузки (ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ);
- международная железнодорожная накладная СМГС - документ, содержание которого указано в ст. 15 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г.;
- коносамент - документ, который подтверждает договор морской перевозки и прием или погрузку груза перевозчиком и в соответствии с которым перевозчик обязуется сдать груз против этого документа (п. 7 ст. 1 Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (заключена в г. Гамбурге 31.03.1978));
- авиационная накладная - документ, который подтверждает договор международной воздушной перевозки.
Коммерческие документы - это документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы) (пп. 15 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, Приложение N 8 к Решению N 378).
Так, инвойс (счет-фактура) является документом, представляемым продавцом покупателю. В инвойсе, как в одном из основных документов, подтверждающих стоимость товара, отображаются сведения о товаре: наименование, единицы измерения, количество в единицах измерения, общее количество, вес нетто, брутто, цена за единицу измерения, валюта платежа, общая стоимость товара, код по товарной номенклатуре, условия поставки, страна происхождения товара.
Также указываются сведения о контракте, банковские реквизиты для оплаты при возмездной сделке, наименование и адреса продавца, покупателя товара, номер и дата инвойса.
Упаковочный лист - подтверждает фактические данные о видах и количестве товаров в грузовых контейнерах или других товарных местах. В отличие от инвойса в упаковочном листе не указывается стоимость товара, в нем указываются сведения о конкретном товаре (наименование, вес нетто, брутто и количество, объем и характер упаковки), наименование и адреса продавца и покупателя товара, сведения о контракте. Упаковочный лист обычно является приложением к инвойсу и используется, когда партия товара содержит большое количество разноименных позиций (в том числе по количеству, весу), упакованных в различных грузовых местах.
У инвойса и упаковочного листа нет единой установленной формы для заполнения.
Для ускорения прохождения таможенного контроля рекомендуется указывать сведения в этих документах как можно более детально, с привязкой к артикулам товаров.
Документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений
Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусмотренных п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС, является соблюдение запретов и ограничений - применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, мер технического регулирования, санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, и радиационных требований, установленных в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (пп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Перечни товаров, ввоз которых на таможенную территорию ЕАЭС запрещен, товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, а также товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения импорта, утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования".
В силу ст. 47 Договора о Союзе государства - члены ЕАЭС в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, предусмотренном Приложением N 7 к указанному Договору о Союзе.
В настоящее время действует Указ Президента РФ от 08.03.2022 N 100, в соответствии с которым может быть введен запрет ввоза до 31.12.2022 на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации.
Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент, выпускается в обращение на территории Евразийского экономического союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом, и является безопасной (п. п. 1, 2 ст. 53 Договора о Союзе).
Для подтверждения ввозимой иностранной продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза применяются сертификат соответствия и декларация о соответствии, формы и Правила оформления которых предусмотрены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293.
Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620.
Порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 N 130.
В 2022 г. ввоз на территорию РФ продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, осуществляется с учетом особенностей, установленных Приложением N 18 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 N 353.
К иным разрешительным документам, подтверждающим соблюдение установленных запретов и ограничений, прежде всего относятся:
- фитосанитарный сертификат (при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС подкарантинной продукции (растения и т.д.) высокого фитосанитарного риска (ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений");
- лицензия на импорт товаров (порядок применения регламентирован ст. 24 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности");
- ветеринарный сертификат (Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317, к ним, в частности, относятся живые животные, живая рыба, мясо и т.д.);
- свидетельство о государственной регистрации на товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 N 80).
Согласно п. 17 Порядка, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза N 299 (далее - Порядок N 299), ввоз подконтрольных товаров, подлежащих государственной регистрации, на таможенную территорию Союза осуществляется при наличии такой регистрации.
В качестве подтверждения наличия государственной регистрации подконтрольных товаров используется один из следующих документов (сведений):
- свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров или его копия, заверенная в порядке, установленном актом Комиссии;
- выписка из единого реестра свидетельств о государственной регистрации продукции, выданная уполномоченными органами, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации подконтрольных товаров, наименования этих товаров, изготовителя (производителя), получателя и органа, выдавшего свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров;
- свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров в виде электронного документа;
- наличие в едином реестре свидетельств о государственной регистрации продукции, опубликованном на информационном портале Союза, или в национальных реестрах свидетельств о государственной регистрации продукции государств-членов сведений о свидетельстве о государственной регистрации подконтрольных товаров, сведения о котором указаны в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, в иной сопроводительной документации, на товаре и (или) его потребительской таре.
В пунктах пропуска должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проводят в пределах своей компетенции проверку наличия государственной регистрации подконтрольных товаров, транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов на подконтрольные товары, подлежащие государственной регистрации, и при установлении их соответствия требованиям, установленным п. п. 17, 19 Порядка N 299, проставляют штамп "Ввоз разрешен" с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи в одном из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов, а также делают отметку личной номерной печатью. Проставление штампа "Ввоз разрешен" не требуется после введения в действие интегрированной информационной системы Союза, позволяющей осуществлять контроль наличия государственной регистрации подконтрольных товаров и их соответствие транспортным (перевозочным) и (или) коммерческим документам (п. 20 Порядка N 299).
Документы, подтверждающие происхождение товара
Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров (п. 1 ст. 29 ТК ЕАЭС).
Происхождение товара - это принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров (п. 2 Правил, утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила N 49)).
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (п. 6 ст. 29 ТК ЕАЭС, Приложение N 8 к Решению N 378).
Декларация о происхождении товара представляет собой коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, Таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, Таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара (ст. 30 ТК ЕАЭС).
Сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, Таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, Таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара (Требования к сертификату о происхождении товара приведены в Решении Совета Евразийской экономической комиссии N 49) (п. 1 ст. 31 ТК ЕАЭС).
Для целей подтверждения происхождения товара может использоваться оригинал документа о происхождении товара на бумажном носителе, копия документа о происхождении товара (на бумажном носителе или в виде графической электронной копии) или сертификат, выданный уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе (на бумажном носителе или в виде графической электронной копии) (п. 20.1 Правил N 49).
Происхождение ввозимых на таможенную территорию Союза товаров подтверждается декларацией о происхождении товара или по желанию декларанта сертификатом, за исключением случаев, установленных п. п. 24 и 25 Правил N 49, а также случая подтверждения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в рамках международных договоров, указанных в абз. 2 п. 1 Правил N 49 (п. 23 Правил N 49).
В случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Союзе, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых (для товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - определенная с учетом п. 2 ст. 136 ТК ЕАЭС) превышает сумму, эквивалентную 1 500 евро, а с 1 января 2024 г. - 200 евро, подтверждается сертификатом (за исключением случая подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).
В случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Союзе, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в рамках международных договоров, подтвержденное сертификатом о происхождении товара, применяемым в рамках преференциальной торговли, дополнительно подтверждается сертификатом о происхождении товара в соответствии с Правилами N 49, или в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов, декларацией о происхождении товара в соответствии с указанными Правилами (без обязательного подтверждения происхождения аналогичных товаров сертификатом о происхождении товара, предусмотренным указанными Правилами) (п. 25 Правил N 49).
Если товар претендует на предоставление тарифных преференций, то, в зависимости от страны происхождения, представляются следующие документы, в частности:
- развивающиеся и наименее развитые страны - сертификат формы А (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 60 "Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран");
- страны СНГ - сертификат формы СТ-1 (Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (заключено в г. Ялте 20.11.2009));
- Сербия - сертификат формы СТ-2 (Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г. (подписан в г. Белграде 22.07.2011) (временно применяется));
- Вьетнам - сертификат формы EAV (Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны (заключено в г. Бурабай 29.05.2015), вступившее в силу 05.10.2016);
- Грузия - сертификат формы СТ-1 (Письмо ФТС России от 02.09.2013 N 22-126/38385 "О подтверждении происхождения товаров с территории Грузии");
- Иран - сертификат формы СТ-3 (Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, заключенное в г. Астане 17.05.2018).
В целях сокращения времени совершения таможенных операций при таможенном декларировании по заявлению лиц таможенные органы принимают предварительные решения о происхождении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (далее - предварительные решения о происхождении товаров), до таможенного декларирования таких товаров. Предварительные решения о происхождении товаров применяются на территории государства-члена, таможенные органы которого приняли такие предварительные решения о происхождении товаров, в течение срока действия таких предварительных решений о происхождении товаров. При таможенном декларировании товаров, в отношении которых приняты предварительные решения о происхождении товаров, сведения об их происхождении указываются в декларациях на товары в соответствии с принятыми предварительными решениями о происхождении товаров (ст. 32 ТК ЕАЭС).
Форма предварительного решения о происхождении товара, ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза, и Порядок заполнения формы, утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 N 7.
Документы, представляемые в банк
Резидент, являющийся стороной по импортному контракту, должен осуществить его постановку на учет в уполномоченном банке в случае, если сумма обязательств по контракту равна или превышает эквивалент 3 млн руб. (пп. 4.1.1 п. 4.1, 4.2, 5.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И (далее - Инструкция N 181-И)).
Сумма обязательств по импортному контракту определяется на дату заключения контракта либо в случае изменения суммы обязательств по контракту на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такое изменение суммы по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю (п. 4.2 Инструкции N 181-И).
Импортный контракт является одним из основных документов, подтверждающих совершение сделки с товарами, и представляет собой внешнеторговый договор между поставщиком и российским импортером товара, содержащий сведения о предмете, сроках и условиях поставки, переходе права собственности, цене и общей сумме обязательств, валюте платежа, условиях платежа за товар, маркировке и упаковке товара, порядке приемки товара, ответственности сторон, порядке разрешения споров, об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор). В контракте указываются дата и место его заключения, а также срок действия и возможность пролонгации.
Резидент-импортер для постановки на учет такого контракта должен представить в уполномоченный банк, принявший на учет контракт (далее - банк УК), в установленном порядке импортный контракт (выписку из контракта, содержащую информацию, необходимую банку УК для постановки на учет такого контракта и осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом требований ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле") и иную информацию, необходимую для формирования банком УК разд. I ведомости банковского контроля, с учетом сроков постановки импортного контракта на учет, указанных в п. 5.7 Инструкции N 181-И (п. 5.6 Инструкции N 181-И).
В случае если для постановки на учет контракта резидентом в банк УК представлен проект контракта, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты подписания соответствующего контракта должен представить его в банк УК. Датой подписания контракта в указанном случае считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления (п. 5.10 Инструкции N 181-И).
В случае если в представленных резидентом документах и информации уполномоченному банку недостаточно сведений для заполнения банком УК разд. I ведомости банковского контроля в порядке, установленном гл. 9 настоящей Инструкции, банк УК должен запросить у резидента и резидент должен представить дополнительные документы и (или) информацию, позволяющие банку УК на их основании заполнить разд. I ведомости банковского контроля, в порядке и сроки, установленные банком УК (п. 5.11 Инструкции N 181-И).
При исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту, в отношении которого Инструкцией N 181-И установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с Приложением 6 к Инструкции N 181-И, соответствующие подтверждающие документы, предусмотренные, в частности, при ввозе товара пп. 8.1.1 - 8.1.2 п. 8.1 Инструкции N 181-И.
Источник: КонсультантПлюс